14 августа начался Успенский пост. Успенский пост установлен Церковью перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели с 14 по 27 августа. Церковь приняла и хранит этот пост, ведя нас к духовному благодатному преображению и подражанию Божией Матери, Которая проводила Свою жизнь в чистоте, посте и молитве. Строгостью устава пост Успенский приближается к уставу Великого поста. Те христиане, которые следуют церковному уставу, в понедельник, среду и пятницу питаются овощами, крупами, хлебом, квасом без растительного масла. Во вторник и четверг растительное масло (елей) разрешается. По субботам и воскресным дням разрешается немного сухого вина (200 грамм) и елей, в день Преображения Господня разрешается рыба, в этот же день в Церкви благословляются плоды нового урожая: овощи и фрукты. В чем смысл поста? Пост прививает нам навык воздержания, обуздывает плоть, способствует духовному совершенствованию. Пост несёт в себе принцип самоконтроля – важнейшего условия внутренней работы. Следование установленному церковному посту, а не тому, который каждый изобретает для себя, есть акт добровольного принятия руководства Церкви. Пост, прежде всего, относится к пище, и это вполне естественно: ведь именно через пищу осуществляется наша связь с природной жизнью и ее законами. В какой-то мере ограничивая и контролируя эту связь, мы открываем большой простор для духа. Впрочем, нельзя сводить пост только к отказу от скоромной пищи. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, - говорил св. Иоанн Златоуст, - тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами…Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?» Некоторые люди отрицают посты из медицинских соображений. Но как раз именно медицина считает полезным для здоровых (а порой и больных) людей временное воздержание от мясной пищи. Следует отметить, что больных (в том числе и беременных женщин), которым пост противопоказан, Церковь освобождает от него. Необязателен он и для «в пути сущих». Пост может быть вредным для души в том случае, если человек делает из него «культ» и проникается сознанием своего превосходства. «Пост,- говорит преподобный Марк Подвижник, - приносит пользу тем, которые к нему приступают разумно, но вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда его, то есть тщеславия». К телесной аскезе помимо поста относится общая дисциплина быта, забота об уравновешенном образе жизни (работа-разрядка), о правильном сне (избегать ночных разговоров, не злоупотреблять возбуждающими и тонизирующими средствами, чаем и кофе). Пост состоит не только в телесном воздержании, но является временем усиления борьбы со страстями. «Пост – это, прежде всего, движение, активность духа, борьба с косностью, ленью, изнеженностью, расслаблением воли и тела. Это борьба за жизнь, за свободу духа от привычного рабства» (митрополит Антоний Сурожский). Мы должны поститься, не мучая наше тело, а оживляя нашу душу. Уже в древности, в пророчестве Исаии есть место, где пророк описывает, какой пост угоден Богу. « Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся… Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца; тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают». (Ис 58:3-12). Подготовила Т. Пескова.