В православии добро – это то, что: - помогает росту души человека; - помогает другим людям; - радует Бога. Зло – то, что удаляет от этих добрых целей. У слова зло в православии есть синоним: грех. Грех – это недобро чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести . Грех и преступление – не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением. У любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа. Когда человек предает тех, кто любит его, или отрекается от них, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!». От этих лукавых «мудрых советов» человека защищает совесть. Для честного человека боль совести важнее любых доводов. Кстати, слово грех, возможно, происходит от слова греть; гореть: от греха просыпается совесть и начинает жечь душу. Работа совести Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела: - Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. - После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!». У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть – потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить. Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки. Некоторые стараются просто забыть свои собственные слабости. На самом деле если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется – раскаяние. Раскаяние Раскаяние (или покаяние) – это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам. Тот свой поступок, который раньше виделся тебе хорошим, смешным, остроумным, даже необходимым, теперь ты же оцениваешь как глупый, нечестный, трусливый. Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести. Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху. Украл? – Верни. Солгал? – Наберись сил сказать правду. Пожадничал? – Подари. Сказал злое слово? – Попроси прощения. К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро. У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!». И еще надо знать, что не всякое покаяние помогает. Иногда люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Себя. Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» – и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою – до слез. Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны. Вот что говорили о совести и покаянии мудрые люди: «Если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде всего позаботься о совести. Все, что она говорит, сделай – и найдешь пользу» (святой Марк Подвижник). «Дверь покаяния всегда открыта и неизвестно, кто прежде войдет в нее, – ты ли осуждающий или осуждаемый тобою» (святой Серафим Саровский). (По тексту учебника «Основы православной культуры» протодиакона А. Кураева подготовила Л. Польских)