Наверняка каждый человек хотя бы раз в своей жизни встречал незрячего. Как бы мы ни были увлечены собой и заняты исключительно личными проблемами, так или иначе, жестокая реальность врывается в нашу жизнь и заставляет обратить на себя внимание. Сложно не заметить инвалида по зрению. Точно так же сложно пройти мимо колясочника или больного синдромом Дауна. Практически любая категория людей с нарушениями здоровья имеет свою знаковую систему, оповещающую прохожих, что перед ними тот, кто, возможно, нуждается в их помощи и поддержке. Для незрячих таким атрибутом, прежде всего, является белая трость. В 1969 году 15 октября было признано Международным днём белой трости. Во всемирном масштабе его отмечали буквально на следующий год. К сожалению, советские территории присоединились к проведению Дня белой трости только в 1987 году. Традиционно к 15 октября общественные организации приурочивают семинары и встречи, тренинги и короткие лекции, популярно рассказывающие всем желающим о том, кто такие незрячие, зачем им нужна белая трость и как им можно помочь, если вы вдруг встретите слепого на своём пути. Задача этого дня – заставить людей вспомнить о том, что рядом с ними, порой подолгу оставаясь незамеченными, живут те, кто не видит всех красок окружающего мира. И даже не столько вспомнить, сколько попытаться понять их. Мой жизненный опыт, наблюдения, беседы, сведения, полученные из литературы, подталкивают меня дать некоторые рекомендации слепым и зрячим при взаимоконтактах. Думаю, многим они будут полезны. СЛЕПЫМ Не делите людей на слепых и зрячих. Если вы заметили негативное отношение к вам одного или ряда зрячих людей, не думайте, что все зрячие таковы. Все люди разные. Если вам предлагают помощь в тот момент, когда вы в ней не нуждаетесь, не отвергайте её резко. Поблагодарите и вежливо поясните, что вы самостоятельно справитесь в данной обстановке. Резкий отказ может привести к тому, что в следующий раз у человека уже не появится желание помочь вам. Не забывайте, что зрячему товарищу, оказывающему вам помощь, не так уж легко, поэтому прилагайте усилия, чтобы облегчить ему эту задачу. По сложным маршрутам ходите с тростью. Трость для вас не только средство ориентации, но и средство безопасности. По ней окружающие быстрее распознают вас в толпе, при переходе через улицу и т.п. и примут необходимые меры предосторожности по отношению к вам. Когда идёте с сопровождающим, легко и свободно держите его под руку, идите чуть сзади. При передвижении не передавайте свою ношу зрячему партнёру, если в этом нет необходимости. Когда требуете к себе внимания, заботы и реализации ваших прав, делайте это корректно и вежливо. При разговоре старайтесь повернуться к собеседнику лицом. Контролируйте ненужные привычки, вызванные слепотой, если, конечно, такие у вас есть: различные движения, манипуляции, раскачивание корпусом, топтание на одном месте, похлопывание руками, потирание глаз. Контролируйте свои действия. Старайтесь не привлекать к себе внимания. На проявленное по отношению к вам любопытство реагируйте спокойно. Не вините других в том, что они здоровы, а вы нет. В обществе не замыкайтесь, не уединяйтесь. Стремитесь непринуждённо, свободно поддерживать интересную тему разговора. В общении проявляйте инициативу, в необходимых случаях первым идите на контакт. Имейте в виду, что знания, трудовые навыки, культура поведения, опрятность и т.п. во многом компенсируют ваш недостаток для окружающих. Не перекладывайте все заботы о вас на других. Что можете сделать сами - делайте, обращайтесь за помощью, только когда необходимо зрение. Во всех остальных случаях для вас действуют такие же правила, как и для всех. Не стесняйтесь своего физического недостатка, но и лишний раз не привлекайте к нему внимания. Ведите себя с достоинством и независимо. Помните, что отношения между слепыми и зрячими будут наиболее адекватны, когда при контактах ваш недостаток привлекает к себе минимум внимания. ЗРЯЧИМ Ориентирование в большом и малом пространстве должно быть чётким и ясным. Ориентировать слепого необходимо только относительно его самого. Неправильно говорить слепому: “Стул находится поблизости от вас”, “Там на столе стоит стакан” и т.п. Следует говорить: “Стул стоит перед вами в двух шагах” или “стул рядом с вами, справа” и т.д. Особое внимание надо обращать на наличие бьющихся предметов. Необходимо вовремя предупреждать слепого об опасности (низкие двери, ветки деревьев, узкий проход), следить за тем, чтобы поднимая какой-либо предмет с пола, он не ударился о край стола или спинку стула. В коллективе не изолируйтесь от слепых. Не забывайте, что настроение и работоспособность незрячих во многом зависят от вашей работы и отношения к ним. Делитесь с незрячим увиденным, не отказывайте ему в общении. Имейте в виду, что для инвалидов по зрению важен строго установленный порядок на на территории. Не оставляйте в проходах предметы, которые могут помешать ориентировке и передвижению слепого. В местах передвижения слепых не оставляйте двери полуоткрытыми. Не проявляйте сомнений в способности слепых трудиться, но вместе с тем и не допускайте беспечности при организации рабочих мест. Деликатно помогите незрячему советом, если это необходимо, по улучшению его осанки, внешнего вида, протезированию глаз, подбору очков и т.п. Если обнаружите какой-либо дефект или погрешность в одежде незрячего, не стесняйтесь, обратите на это его внимание. Когда читаете письмо или какой-нибудь документ незрячему, не стоит для убедительности давать незрячему его потрогать. Не заменяйте чтение пересказом содержания. Это не относится к случаю ознакомления слепого с документом, под которым незрячий должен поставить свою подпись. Помните, что инвалидность не освобождает слепого от ответственности. При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего или родственников, а обращайтесь непосредственно к нему. Ведите себя с ним на равных. Встретив слепого, не проявляйте излишнего любопытства. При разговоре с незрячим не старайтесь говорить громко, разговаривайте как обычно, с естественной уважительностью, а не напускной. Находясь со слепым, не выставляйте его “напоказ”, стремитесь влиться в общую массу. Если слепой и сопровождающий стоят, то сопровождающий не должен держать слепого за руку. В шумном помещении во время разговора не отходите от слепого, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что вы отошли, и продолжать разговор в пустоте пространства. А затем, обнаружив, что вас нет, почувствует себя неловко. Не оставляйте своего незрячего товарища одного на проезжей части улицы, на середине тротуара, на открытом крыльце или в дверях. Проведите его в безопасное место и сообщите ему о его местонахождении. Старайтесь, чтобы предметы, которыми пользуется ваш незрячий родственник, находились в квартире на определённых местах. Не спешите высказать незрячему своё соболезнование, сострадание, ведите себя ровно, спокойно, проявляйте необходимую требовательность, но вместе с тем и заботу. В разговоре со слепым избегайте выражений “пощупайте”, “я отведу вас”. Лучше будет: “посмотрите”, “я схожу с вами” и т.п. Зрячим в присутствии слепого нужно избегать объяснений только с помощью мимики и жестов. Слепой замечает это и чувствует себя исключённым из общения. При встрече со слепым, если допускаете, что он может не узнать вас, поприветствовав его, назовите себя. Не предлагайте: “А ну-ка, узнайте меня!” Если вы заметили, что незрячий проявил интерес к внешности того или иного человека, старайтесь обрисовать её тактично по отношению к тому человеку, к которому проявлен интерес. Если даёте незрячему общее представление о городе, населённом пункте, назовите важнейшие объекты, ориентиры (на юге, западе, в центре и т.д.), затем более мелкие, идите от общего к частному и наоборот. То же при ознакомлении с маршрутом. Если вы заметили, что незрячий сбился с маршрута, не управляйте его передвижением на расстоянии, а подойдите и помогите выбраться на нужный ему путь. При спуске или подъёме по ступенькам ведите своего незрячего товарища перпендикулярно к ним. Передвигаясь со слепым, не делайте рывков, резких движений, поворотов, идите плавно. Слепой, держа вас под руку, касаясь тыльной стороной ладони вашего корпуса, ощущает ваши движения, подъёмы, спуски, повороты. При передвижении со слепым не закладывайте руки назад. Незрячему это неудобно во всех отношениях. Когда незрячему необходимо сесть, не усаживайте его, а дайте возможность легонько дотронуться до спинки стула. Этого будет достаточно. При посадке в автомашину не “впихивайте” его в салон, а наведите его правую руку на ручку дверцы и на верхний её край. Старайтесь вести разговор без продолжительных пауз. Будьте терпимы к замедленности действий слепого, помните, что они связаны с его дефектом. Ваше отношение к слепому будет оптимальным в том случае, если он в наименьшей степени будет испытывать чувство зависимости от вас. Подготовила Л. Тислицкая