Четверг, 09.01.2025

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » Из редакционной почты

К 160-летию со дня образования села ИЛЬИНКА
В этом году моя малая Родина - село Ильинка отмечает 160 лет со дня основания. Для истории этот срок мгновение, для развития же самого села, людей, конкретного человека - долгие годы испытаний, лишений, взлетов и падений.
История села наглядно отражает судьбу российского крестьянства, судьбу трудную, трагическую. Когда внимательно смотришь документы, анализируешь прошлое, складывается впечатление, что все эти более полутора столетий идет какой-то жестокий эксперимент над деревней, людьми независимо от того какая была власть: царская, советская, «»демократическая». Но село выжило, живет и, дай бог, чтобы когда-то оно стало процветающим.
У меня скромное желание. На основе имеющихся материалов рассказать о некоторых страницах жизни села в разные периоды его развития. В настоящее время пока не располагаю материалами из 19 века, то есть с момента зарождения села, поэтому нет строгой хронологии в изложении.
Три села входило в территорию Ильинского сельского Совета. В дореволюционных книгах название села было Ильинское. С началом Советской власти в разных документах оно звучит по-разному: Ильинское и Ильинка. В конечном итоге победил сокращенный вариант - Ильинка, хотя нет нигде официального документа об изменении или уточнения в названии.
Название Арбата тоже в разных документах значится по разному: то Арбата, то Арбайта. Чаще всего писалось как Арбайта (по-алтайски- широко раскрытый, можно иначе -ячменная гора). Арбайта и Курзун были основаны почти одновременно как села. Но мы знаем, что задолго до этого здесь жили местные люди – алтайцы, ведя, в основном кочевой образ жизни. Оба эти села также исчезли с карты почти одновременно с разницей в несколько лет. Об одной из причин хотелось бы рассказать.
Большие людские потери понесли села в Гражданскую войну. Мы, в свое время воспитанные советской школой, были твердо уверенны в том, что все зло и зверство шло от белогвардейщины и их местных последователей. В период власти Колчака это действительно было так. Подтверждение тому развернувшееся партизанское движение, которое оказалось решающей силой в его разгроме и установление Советской власти. Но политика новой власти по отношению к крестьянству, особенно продразверстка вызвала новую волну партизанского восстания, которую в ряде мест даже возглавили бывшие командиры красных партизан. Горный Алтай оказался последним бастионом сопротивления, где Советская власть была восстановлена позже, чем в других регионах Сибири.
Финал трагедии сел Песчаной волости, как и ряда других волостей, пришелся именно на этот период - 1919- 1920 годы. Советская власть восстанавливалась крайне
жесткими карательными мерами. В последующие годы они были осуждены. Об этом, например, говорит такой документ. Так, в докладе Горно-Алтайского обкома ВКП(б), направленного в Сибревком в 1922 году сообщалось, что даже на фоне имеющихся уже преступных фактов в действующих войсках, особо выделялась 62 бригада 21-й дивизии.
«Произвол этих частей- говорится в докладе - не поддается описанию. Бригада, надо сказать, расплодила у нас множество бандитов, снабжая таковых вооружением, так как части бригады отличались полнейшей небоеспособностью. Цельные обозы с вооружением, продовольствием и обмундированием почти без сопротивления сдавались ничтожным группам плохо вооруженных бандитов. Между прочим, эти части отличались такими приемами, как, например, рубка направо и налево всех и вся (кроме бандитов, конечно, с последними они драться не способны) не разбираясь со степенью виновности. Причем часто погибали и совершенно невинные при огульном истреблении полудиких туземцев (пример: уничтожение цельного поселка Курзун Песчаной волости с населением 30 душ: погибли женщины, старики, дети и пр.). Командиры частей даже лично пристреливали туземцев только за то, что последние не умеют объясниться по-русски. Так, комполка 186 Моговец застрелил женщину-инородку, едущую из Алтайска только за то, что она не могла с ним по-русски объясниться. Полное разграбление целых поселков вплоть до земледельческих принадлежностей также было обыденным явлением.
В 90-е и последующие годы в связи с рассекречиванием партийных архивов и других документов указанные факты освещались в СМИ, а также в ряде научных монографий. Таким образом, начало концу села Курзун заложила Гражданская война и завершила Великая Отечественная. К началу 50-х годов село исчезло с карты. Конечно, это спорное утверждение, что Великая Отечественная война завершила историю села. В данной статье я выделил одну из причин. Ясно, что сказалось сильное влияние политики государства в тридцатые годы, но об этом, если будет возможность, поговорим в другой раз.
Почти такая же судьба постигла село Арбайта. В 1925 году там было 35 дворов,
175 жителей (справка выше). Была там школа и церковь. Об этом говорит такой
документ. Протокол №12 от октября 1925 года заседания граждан с. Арбайта Ильинского сельского совета
1. О зачтении отношения облисполкома, отдела облсобеса о ремонте школы. Решили: «Отремонтировать школу на хозяйственные средства, учитель будет выслан из облсобеса и также учебники. Мы граждане поселка Арбайта постановили старую школу продать и отремонтировать бывшую церковь под школу. К ремонту приступить в апреле 1926 года и должны закончить весь ремонт к осени.
Председатель собрания Чичинов Егор
Секретарь Турук (секретарь Ильинского сельсовета, присутствовавший на собрании – прим. автора).
В чем и подписались мы граждане села: Черепанов Василий, Затеев Федул, Булыгин Тимофей, Кардашев Иван, Шаверин Артамон, Тонышев Иван, Филатов Михаил, Шелепов Никита. За неграмотных и за себя расписался Аргоков, Филатов Илья».
Как видите, село жило полнокровно, строились серьезные планы на будущее, несмотря на потери в первую мировую и гражданскую войны.
Несколько слов о первой мировой войне. Точных данных о погибших из этих сел пока у меня нет, но о том, что были призваны почти все мужчины из числа русского населения, говорит такой факт. Сохранился список бывших военнопленных из с. Ильинка, которым суждено было побывать в Германии и в Австро-Венгрии. Но потом все они благополучно вернулись домой. В нем 21 человек, очень известных в селе фамилий, впоследствии многие из них активно участвовали в строительстве новой жизни. Это Шаршов Федот Степанович, старший унтер-офицер, Сергунин Алексей Александрович, младший унтер-офицер, он несколько раз избирался председателем сельсовета. Рядовые: братья Володины Михаил и Григорий, Корчагин Ларион Алексеевич, Молодых Андрей Петрович, Осинцев Петр Андрианович, Рогалев Алексей Николаевич, Салин Иван Иванович, Голышев Григорий Владимирович, Пищугин Егор Михайлович, Букин Илларион Егорович, Захаров Никифор Федотович, Лукьянов Иван Прокопьевич, Коротенко Алексей Афанасьевич, Михалев Яков Захарович, Ковязин Дмитрий Ефимович, Сизинцев Николай Васильевич, Кречетов Андрей Кузьмич, Шевелев Селиверст Ефимович, Клепиков Егор Сарафонович ...
Фамилии я перечисляю с одной целью - их предки относятся к основателям села, они и их потомки многое сделали для развития Ильинки и входящих в его округу сел. Для меня они до сих пор звучат в душе как музыка и напоминанием о юных годах. К сожалению, в настоящее время потомков из этих родов в селе остались лишь единицы.
Есть сведения и об участии моих земляков в событиях в Петрограде и других регионах европейской части страны. Так, на собрании в 1925 году, посвященном 8-й годовщине Октябрьской революции, выступающие об этом говорили. Володин (кто-то из братьев) говорил, что в 1918 году был на Украине освобождал ее от германских войск «положение там было очень плохое». Плотников (тоже без инициалов) «В то время я был в Петрограде в маршевой роте, когда шли в казармы, то нам навстречу шли старики, дети, женщины и просили помочь в свержении царизма. Но утром нам участвовать не пришлось, так как по городу взвились красные знамена». Коротенко Трофим подробно остановился на своем участии в революции в Петрограде. Вот так очень скупо записано в протоколе.
Но вернемся к начатой теме о потерях в Гражданской войне. Самым трагическим для этих сел, как я уже говорил, был 1919-й начало 1920 года. О судьбе Курзуна уже сказано. В Ильинке и Арбайте погиб 51 молодой и здоровый мужчина. Это даже неточная цифра, фактически значительно больше, потому что 51 - это официально зарегистрированное число по церковной книге, где указаны причины смерти - убит, они отпеты церковью и указано, где погребен. В церковной книге не оказалось моего деда Гаврила, его брата Серафима, которые были убиты в лето-осень 1919 года. Из родственников назову еще одного Чичинова - Петра Ивановича - дяди моего деда, так как имя его замечено историей, из его уст Григорий Чорос-Гуркин еще до революции записал сказание «Кочкор бай». Он тоже погиб, и в церковной книге отмечен.
В августе 1919 года погибло 16 человек, сентябре - 8, ноябре – 15; в феврале 1920 - 1, марте - 4, апреле -3, июне -2, сентябре - 2. На этом пока кровавая история заканчивалась. Но было и куда больше других потерь. Правильно говорится в народе - беда не приходит одна. Вместе с войной, как известно, приходят всякие социальные и прочие инфекционные болезни. За эти же годы (1919-1920) на территории указанных сел умерло от тифа, кори, оспы 106 человек в возрасте от 2-х месяцев и до преклонных лет. Умирало очень много детей, иногда большинство в семье. Так у Родиона Чичинова, родного брата моего деда Гаврилы, умерли от оспы: Николай - 5 лет, Дмитрий - 4, Зинаида -2 года. Позднее родилась Полина, впоследствии ставшая очень известным и популярным в области человеком в 50-е - 60 е годы, работала до пенсии диктором в областном радиокомитете, вела передачи на алтайском языке, ее хорошо помнят люди старшего поколения ( Семичева - по мужу- Полина Родионовна).
Еще один пример из семьи Кадыева - тоже жителя с. Арбайта. Глава семьи Данила Сергеевич погиб в 1919 году, умирают от кори его двое детей. Остался в живых старший сын Николай. Великую Отечественную войну Николай Данилович закончил в звании капитана: командовал стрелковой ротой, затем работал прокурором в Улаганском районе, умер несколько лет назад в г. Горно-Алтайске.
В горестную статистику не вошли умершие от чахотки. Так тогда называли туберкулез, который был очень распространен. Назову еще одну известную фамилию. «Толтоков Семен Павлович- 65 лет, инородец, умер в 1919 году от чахотки похоронен в с. Марининском» - так отражено в церковной книге. Это отец Ивана Толтока - легендарной личности двадцатых и тридцатых, организатора молодежи и комсомола, выросшего до первого секретаря обкома комсомола. Он разделил судьбу многих своих учителей-партийцев: расстрелян в 1938 году, как и первый секретарь обкома ВКП(б) Гордиенко Петр.
Вот с такими печальными итогами выходили села Песчаной волости из Гражданской войны - обескровленные, разрушенные, разграбленные, но с большой надеждой и верой в светлое будущее.
А. Чичинов, Почетный гражданин Республики Алтай
Категория: Из редакционной почты | Добавил: Людмила (02.02.2011)
Просмотров: 1205 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2025