Международный мужской день в мире отмечают 19 ноября. Мужественный, сильный, добропорядочный – идеальный образ мужчины, отца, главы семьи. В жизни каждого человека отец сыграл свою роль. Мальчики хотят быть как папы сильными, девочки ищут избранников, в которых отмечают те же положительные качества как у своего отца. Это, конечно, когда образ отца был положительный. И каждому ребенку одинаково нужны и мать, и отец. Предлагаем вашему вниманию работы детей, посвященных этой теме и озвученные на прошедшей в районе конференции отцов. Как Бог до людей, так и отец до детей - Традиционная культура русского народа – православие. Традиционно полная семья – это отец, мать и дети. - Семья - это малая церковь. Глава церкви - Христос, глава семьи - отец. - Христианский брак начинается с церковного благословения, которое называется венчанием. Во время венчания жених и невеста получают освящение на совместную жизнь, ведение хозяйства, рождение и воспитание детей. В христианском понимании семейная жизнь – это подвиг и верность, поэтому венцы – это венцы мучеников, которые означают несение креста. Ведь непросто прожить всю жизнь вместе, преодолевая недостатки и слабости, поддерживать друг друга. В православном представлении глава семьи – муж, а жена – верная помощница. – Отец отвечает за все происходящее. Власть отца – это власть любви, его авторитет – это авторитет защитника. В семье строгая иерархия: дети слушаются родителей, жена мужа, а муж - Бога. Мужчина должен сознавать, что даст ответ за свою семью перед Богом. Воспитание в православной семье предполагает данную систему ценностей: отец должен быть своим сыновьям примером честности, мужественности, справедливости и ответственности, для того чтобы любить Родину, не бояться трудностей, не убегать от них, а преодолевать. Девочка видит в отце идеал мужчины. Любовь отца к детям делает их спокойными и уверенными в себе. - Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей делать выбор между добром и злом в пользу добра. Добро – это разумение Воли Божией понимать и следовать ей. - Руководящим принципом церковной жизни являются слова святого Викентия Леринского: "В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем – любовь». Отец должен быть проводником этого принципа. «Семья без отца, что дом без крыши». Анастасия Вилисова, с. Черга
Воспитание мальчика в семье Многодетность считалось большим счастьем для алтайской семьи. Семья имела большое значение в воспитании детей. Отношение к мальчикам и девочкам было неодинаково. Поскольку род продолжался по мужской линии, отец всегда хотел иметь сына-наследника. Каждая алтайская семья воспитывала своих детей по алтайской этике. До 10 лет мальчики и девочки воспитывались вместе. Особое внимание уделялось воспитанию ребенка в духе уважения к старшим и их послушанию. Сыновей отец обучал мужским работам, подготавливая к семейной жизни, ведению хозяйства: способам забоя скота, умению пользоваться ружьем, различным промыслам. Также обучал правилам посещения святых мест, умению собирать целебные травы, арчын. Он должен знать свою родословную до седьмого колена, а то и до 14 колена. С 12 лет мальчик мог окуривать дом, ездить за арчыном, если в доме нет взрослого мужчины.
Кеjеге-символ мужчины Кеjеге-это коса мальчика на теменной части головы, особая часть волос заплетенная, на макушке, связанная с небом, космической энергией (по книге З.Т. Тырысовой). Мальчику когда исполнялось 12 лет по алтайскому календарю, устраивали праздник кеjеге. Так как в 12 лет заканчивается детство, теперь с ребенка спрос как со взрослого. Он уже вполне способен отвечать за свои поступки. Мальчики до 18 лет носили кеjеге-косички, челку-чурмеш. В честь заплетания кеjеге-косички устраивали семейный праздник в новолунье, отец семейства приглашал гостей на праздник. Почетными гостями были дяди по материнской линии. Рано утром отец угощал свой домашний очаг, просил благословения от-эне, священных гор Алтая. Обряд праздника. Отец благословлял сына с благопожеланиями: Арчын jытту Алтайыска Аргымак маны угулды Алты уйелу айлыма Балам эр болды Ада-угын улалтып Албатызына тузалу болзын. Перед обрядом отец называет своей род, родственников до седьмого колена, свою священную гору, птицу, дерево. Просил благословения Алтай-кудая, неба. Сперва он окуривает себя арчыном, моет руки молоком. Потом сына, моет волосы молоком, подстригает, оставляя теменную часть волос и челку. Челку он носит до женитьбы. Заплетает волосы, разделив волосы на шесть частей. Это означало шестигранные углы родительского дома. Этот обряд может провести и дядя мальчика. Когда мальчик, повзрослев, хотел жениться, его волосы распускали, и заплетали по-другому, старейшина из рода. Вместе с ним подстригали челку. Расплетали по три – это означает треножник родительского очага, от которого он уходит и зажигает свой семейный очаг. Есть еще один вариант заплетания волос, на два – это означало, если у него есть желание и возможность, он мог иметь две жены. Женатому мужчине, мама отдавала кожаный мешок, сшитый для хранения волос. Жена, когда рождался первенец, клала туда золу из семейного очага с благопожеланиями. Если у новой семьи нет детей, то мешок возвращали в родительский дом до рождения ребенка.
Подарки и запреты На праздник мальчику дарили подарки. Отец дарил сыну коня с седлом, мать сыну - коврик, пиалу и ложку, чтобы всегда был сытым. Дядя - рубашку с воротником, плеть, или кожаную обувь, мешок для хранения чая и соли. Существует несколько запретов: 1.Волосы заплетали только мужчины, женщинам нельзя было заплетать, даже дотрагиваться волос мужчины. 2.Без причин мужчина не должен распускать кеjеге, только, когда умрет жена, или близкие родственники, в знак скорби. 3.Просто так нельзя подстригать кеjеге - это грех. 4.Если мужчине выдернули косу – ке1еге, то это считалось большим позором, мужчина не мог жениться. Ибо доблестный мужчина носил косичку – ке1еге. В последнее время, к сожалению, многие семьи, не проводят такие праздники, просто проводят день рождения, забывая традиции и обычаи нашего народа. Традиции, обычаи – это связь между прошлым и настоящим, это воспитание на основе высоких этнических норм. Это дань уважения, прошлым, пример подражания пройденным дорогам наших отцов и дедов. Я буду достойным гражданином своей малой родины. Думаю, моя небольшая исследовательская работа, будет полезна многим семьям. Подготовил Гавриил Борбуев, ученик 7 го класса МБОУ «Шыргайтинская СОШ», руководитель: учитель истории Е. К.Тадыева