Четверг, 09.01.2025

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » Из редакционной почты

Н. К. Рерих и Г. И. Гуркин: притяжение Алтая
12 января 2011 года исполнился 141 год со дня рождения великого алтайского художника Григория Ивановича Чорос-Гуркина (1870-1937), ученика и последователя И.И. Шишкина, воспитанника Императорской Академии художеств, легенды сибирского искусства. Вся его жизнь, трагически оборвавшаяся в годы репрессий, была неустанным служением творчеству, своему народу, Алтаю. Его роль в развитии духовной культуры Горного Алтая не ограничивается только изобразительным искусством. Г.И. Чорос-Гуркин стал первым алтайским этнографом и фольклористом, всю свою жизнь собиравшим и изучавшим наследие прошлого: наскальные рисунки, изваяния, шаманскую атрибутику, декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество. Последнее увлечение настолько развило его литературный талант, что он стал оригинальным писателем, часто публиковавшим в сибирских газетах и журналах яркие статьи, путевые очерки и оригинальные «стихотворения в прозе». Этот жанр позволял ему свободно вводить в русскоязычный текст приемы и образцы алтайского фольклора. Такими же качествами обладают его дневники и письма.
Г.И. Чорос-Гуркин был одним из первых просветителей своего народа. Он же стал первым наставником национальных художников. В каждой из названных областей Г.И. Чорос-Гуркин был в числе основоположников, ключевых фигур, и результаты его деятельности были таковы, что заслуживают специального изучения.
Судьба причудливо соединила имя Г.И. Чорос-Гуркина с именем выдающегося русского художника, путешественника, мыслителя и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874-1947) Возможно, сопоставление или сравнение этих двух личностей в какой-то мере может показаться необоснованным. Мы не знаем никаких высказываний Рериха и Чорос-Гуркина о творчестве друг друга, никаких фактов их встреч и общений. А между тем в начале их жизненного и творческого пути было немало общего. Оба они обучались в Академии художеств и могли встречаться в петербургских художественных кругах. В 1897 г. Н.К. Рерих получает звание художника, а Г. И. Чорос-Гуркин в этот же год становится учеником профессора Академии И.И. Шишкина и посещает его мастерскую. С 1899 по 1904 гг. Г. И. Чорос-Гуркин становится вольнослушателем Академии художеств по классу профессора А.А. Киселева и постоянным участником осенних академических выставок. В Национальном музее Республики Алтай имени А. В. Анохина хранится рукопись Григория Ивановича указателя осенней выставки 1899 года в Академии художеств. В ней содержатся карандашные рисунки с 50 этюдов и список 34 рисунков с номерами и ценами. На некоторых из них есть пометки об их продаже с фамилиями и адресами. Среди покупателей этюдов значатся «профессор А. А. Киселев» и «сестра профессора А. А. Киселева».
Г. И. Чорос-Гуркин также участвовал в выставках Императорского общества поощрения художеств, в котором Н. К. Рерих более 20 лет был активным деятелем: с 1901 г. - секретарем, с 1906 г. – директором рисовальной школы Общества. Николай Константинович - один из первооткрывателей иконописного наследия Древней Руси, Григорий Иванович обучался иконописи и много лет писал иконы. Надо сразу отметить, что огромный багаж всех тех свойств и качеств (таких, например, как усердие, бережное отношение к изображаемому материалу, любовь к ремеслу), так необходимых в профессиональной деятельности художника, он получил в иконописных мастерских Алтайской духовной миссии. Там он проработал не много, не мало - четверть своей сознательной жизни - пятнадцать лет. Его с уверенностью можно отнести к числу первых алтайских иконописцев.
Н. К. Рерих, и Г.И. Чорос-Гуркин были художниками-исследователями, изучали археологические, этнографические зарисовки. Рерих создавал живописную летопись стран и народов Азии. В полотнах Г.И. Чорос-Гуркина достойное отображение нашла величественная природа Алтая. Огромный интерес представляет его ещё недостаточно исследованное графическое наследие, включающее более 3 тысяч листов. Значительная их часть выполнена в 1902, 1908, 1911, 1912, 1926, 1930 годах во время экспедиций по Алтаю, а также в период его пребывания в 1920-1925 гг. в Монголии и Танну-Туве. Художник фиксирует на бумаге сцены быта, культовых обрядов, мотивы орнамента украшающего утварь, одежду. Рисунки сопровождают пояснительные тексты автора, записанные со слов очевидцев: название и назначение предмета бытового обихода, имя владельца, его родовая принадлежность, возраст, время и место. Ценность их в первую очередь определяется тем, что они зарисованы в то время, когда предметы быта, культа ещё сохраняли свой традиционный облик.
Алтай, расположенный в Центральной Азии на границе гор и пояса великих степей, а также на путях переселений многих древних народов, является одним из уникальных регионов России по количеству и концентрации археологических памятников от каменного века до позднего средневековья. И естественно полагать, что творчество Г.И. Чорос-Гуркина, также как и Н. К. Рериха, пронизано темами древней истории родной земли.
При изучении графического наследия алтайского художника выяснилось, что он делал многочисленные наброски различных археологических памятников: кypганов, каменных изваяний, наскальных рисунков. Как известно, Н.К. Рерих неоднократно писал, что петроглифы, увиденные им в Ладакхе, Лахуле такие же, что и в Монголии, Синьцзяне и на Алтае. В целом по своему количеству и содержанию собрание графики Г.И. Чорос-Гуркина составляет уникальную художественно-¬этнографическую энциклопедию Аллая и в какой-то мере Монголии и Тувы.
Октябрьские события 1917 г. круто изменили исторические судьбы не только России и Горного Алтая, но и существенно повлияли на судьбы многих людей, в том числе и Н.К. Рериха, Г. И. Чорос-Гуркина. С 1917 по 1919 гг. Г.И. Чорос-Гуркин принимает активное участие в общественно¬-политической жизни не только Горного Алтая, но и всей южной Сибири. Это связано со временем строительства в Горном Алтае национальной автономии и создания органа самоуправления - Алтайской Горной Думы, затем и Каракорум-Алтайской окружной управы, председателем которой был избран Г.И. Чорос-Гуркин. Эмблемой этого движения был рисунок равновеликоrо треугольника, заключенного в круг - символа вечности со словами «Дьер-Су-Хан-Алтай» (Земля-Вода-Хан Алтай). В послереволюционные годы Г.И. Чорос-Гуркин мечтал о создании единого государственного образования тюркских народов Южной Сибири. Н. К. Рерих мечтал о Союзе Востока - новом сибирском государстве (по местонахождению столицы Звенигорода), обозначенном как Новая Страна.
В конце 1919 г. из-за известных политических событий Г.И. Чорос¬Гуркии был вынужден эмигрировать в Монголию, а в 1921 г. - в Танну- Туву. Благодаря этому решению он сумел сохранить свои лучшие работы и обогатить свое творчество монгольскими и тувинскими материалами. Н.К Рерих после революции оказался отрезанным от Родины, а позднее также был в Монголии.
В основе внешнеполитической деятельности Советского государства после 1917 г. лежала идея продвижения мировой революции на Восток - в Монголию, Тибет, Индию и т. д. Проводниками ее могли стать буряты, ойраты и калмыки-буддисты, для которых Далай-лама являлся духовным главой. Здесь уместно сказать еще об одном человеке, сыгравшем заметную роль в тайных экспедициях от советского правительства в 20-х г. ХХ столетия в Тибет и повлиявшем на судьбу Г. И. Чорос-Гуркина. Это алтаец С. С. Борисов (Тодогошев), дипломат, помощник заведующего Восточным отделом Народного комиссариата иностранных дел СССР (НКИД СССР). В 1917-1918гг. он был активным участником движения за национальное самоопределение Горного Алтая. Работал в Бурят-Монгольской республике, в Иркутске. В 1920 г. ездил в Монголию, встречался с Сухэ-Батором, оказывал помощь в создании Монгольской народной партии, выработке се программы, стратегии и тактики. С. С. Борисов был одним из активных сотрудников Дальневосточного секретариата Коминтерна, ставшим фактическим штабом по руководству всей коммунистической и революционной работы в странах Центральной и Восточной Азии: Монголии, Тибете, Китае, Корее, Японии. Он заведовал монголо-тибетским отделом Kоминтерна, одновременно с конца 1921 г. работал и на советское дипломатическое ведомство заместителем уполномоченного НКИД СССР в Монголии. В 1922 г. Борисов был переведен в Москву консультантом НКИД СССР. Возможно, именно С. С. Борисов помог выжить Г.И. Чорос-Гуркину в Монголии и в Танну-Туве, а затем получить визу для поездки в Ленинград на празднование 200-летия Академии Наук и осенью 1925 г. выехать из Танну-Тувы в Советский Союз. В силу засекреченности миссии большевиков в Монголии и Тибете, наверное, Борисов вынужден был действовать через подставных лиц. В 1934 г. Г.И. Чорос-Гуркин писал: «Приехал из Улясутая Бурдуков партийный. Помог мне тем, что дал две кошемные юрты для зимовки. В горах Улясах у него в Улясутае был художник Хомутов, который услышав про меня, что я живу в Уланкоме, просил Бурдукова помочь мне от его имени. А.В. Бурдуков ¬известный ученый-монголовед, представитель Центрсоюза в г. Улясутае. По нашему предположению, «Хомутов» искаженная фамилия калмыка¬-большевика В. Л. Хомутникова (настоящее его имя Василий Кикеев). Известно, что в 1920-е годы совершались секретные экспедиции большевистских эмиссаров в Тибет, возглавлявшиеся В.А. Хомутниковым, С. С. Борисовым, А.Ч. Чапчаевым.
Однако поводом к нашему исследованию стали не только близость жизненных и творческих путей Г. И. Чорос-Гуркина и Н.К. Рериха в петербургский период их учебы и работы, но и нечто другое, что объединяет их и нуждается в раскрытии. Это притяжение Алтая и предсказывание Н.К Рерихом и Г.И. Чорос-Гуркиным великого будущего Алтаю: «Я верю в Алтай, в его 6удущность» (Г.И. Чорос-Гуркнн). «Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию ... » (Н.К. Рерих).
В серии «3намёна Востока» о легендарных и исторических личностях Азии Н.К. Рерих написал картину «Ойрот - вестник Белого Бурхана». В алтайском обществе издавна бытовали исторические предания, легенды о пришествии спасителя и праведного судьи в образе Ойрот-хана, который должен, несомненно, вернуться для спасения своего народа. Именно Ойрот-хан стал носителем идеи мессианства в «белой вере»: он - друг самого Бурхана. Г. И. Чорос-Гуркин серию своих графических произведений посвятил появлению на Алтае в начале ХХ века национально-религиозного феномена бурханизма. Карандашный рисунок Гуркина «Белый Бурхан» 1919 г. словно иллюстрирует известный эпизод в долине Терем, описанный Рерихом в «Сердце Азии: «В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана в и придет сам Бурхан скоро. Дал Благословенный девушке-пастушке несколько указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время. Девушка созвала свой род и объявила эти новые указания Благословенного, прося сородичей закопать оружие, разрушить идолов и молиться только милостивому Белому Бурхану. На вершине лесистой горы было установлено подобие алтаря. Там собирался народ, сожигали вереск и пели вновь сложенные священные песни, трогательные и воздымающие». К этой же серии относится рисунок, посвященный проповеднику новой веры Чет Челпанову, сформулировавшему ее основные догматы: «Родоначальник бурханизма на Алтае в 1904 году Чет Челпанов».
В августе 1926 г. в ходе своей центрально-азиатской экспедиции Н.К. Рерих посетил Алтай, который привлекал его красотой, древними памятниками и легендами. И не раз потом он будет возвращаться к Алтаю не только мысленно, но и в образах своих картин. Как известно, Н.К. Рерих по пути на Алтай в Барнауле и в Бийске встречался с известными сибирскими художниками, в том числе А.О. Никулиным, с которым Г.И. Чорос-Гуркина связывала давняя дружба, и Д.И. Кузнецовым-¬учеником алтайского художника. Вполне вероятно, что в этих беседах речь заходила и о соученике Н.К. Рериха по Академии художеств Г.И. Чорос¬-Гуркине. Надо полагать, что в них затрагивались чисто художественные проблемы живописания гор. Живую связь с Алтаем для Н.К. Рериха олицетворял писатель Г.Д. Гребенщиков, который широко общался и дружил с Григорием Ивановичем.
На Алтае, у Белухи, почти в тех же местах, где бывал Н.К. Рерих, в 1926 г. работала Ленинградская разведочно-геологическая партия Академии Наук (руководитель Н.Н. Падуров), которая была послана в район Белухи для исследования залежей радия. Проводником и художником экспедиции был Г.И. Чорос-Гуркин. Осенью 1925 г. Гуркин вернулся из эмиграции и сразу же из Новосибирска, где он проводил свою первую выставку при советской власти, был приглашен в Москву для участия в 8-й выставке АХРР и Общества по изучению Сибири и Дальнего Востока. На Алтай оп приехал в составе экспедиции Н.Н. Падурова с удостоверением, выданным 5 июня 1925 г. Президиумом Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР и Геологическим комитетом – высшим правительственным геологическим учреждением до 15 сентября 1926 г. Возможно, экспедиция Н.Н. Падурова была послана на Белуху в связи с проектом американской корпорации «Белуха» по разработке природных ресурсов Горного Алтая и сопредельных территорий. Н.К Рерих принимал активное участие в продвижении проекта при поддержке правительства СССР. Надо полагать, что за этим проектом стоял вопрос о строительстве в окрестностях Белухи города Звенигород, заявленный Н. К.Рерихом в Америке еще в 1924 году.
В фондах Национального музея хранятся около тридцати этюдов и рисунков Григория Ивановича этого периода. На одном из рабочих листов карандашом нарисована линия горы Белухи и записан: «Восход на Белуху в1926 году. Б. Н. Делонэ, Падуров Н.Н., Зельгейм». Делонэ и Зельгейм - альпинисты из Ленинграда. Они входили в состав экспедиции, Б.Н. Делонэ впоследствии стал крупным советским математиком, академиком, заслуженным мастером спорта по альпинизму. В 1926 году оба альпиниста предприняли попытку подняться на Белуху. Путь их лежал с северной стороны массива, по гребню, названному впоследствии именем Делонэ. Опытные скалолазы без особых затруднений поднялись на высоту 4100 м., но затем были вынуждены повернуть назад: на их глазах с гребня обрушился огромный фирновый карниз.
В дневнике З. Т. Фосдик, члена центрально-азиатской экспедиции Рерихов 14 августа 1926 г. записано: «Вечером нас посетили геолог Падуров, профессор математики и студент университета, которые только что приехали в деревню. Первый очень симпатичный, из геологического комитета Ленинграда. Они жили месяц на Аккеме, занимались научными исследованиями, нашли радиоактивность. Взбиралисъ на Белуху, рассказывали об удивительной красоте этой местности». И хотя в записях З. Г. Фосдик и Н.К. Рериха имя Г.И. Чорос-Гуркина не упоминается, не исключено, что это сделано в целях безопасности.
Оба художника в 1926 г. писали священную вершину Алтая Белуху, придавая ей в своих произведениях высокий и: глубокий смысл. В традиционной культуре народов Алтая всегда существовал культ гор. У каждого племени была своя родовая гора. Ей поклонялись как великому духу, от которого во многом зависела жизнь. Для ритуальных праздников изготовлялись из молочных продуктов изображения родовых гор. Считалось, что возле гор нельзя кричать; к горам надо приходить с потупленным взором и чистыми мыслями. Существовал специальный обряд получения бубна у родовой горы. В шаманских мистериях горы, их духовные ипостаси, играли важную роль.
Самые высокие священные горы окружены ореолом легенд. В начале ХХ века приход новой веры бурханизма был связан с высочайшей вершиной Алтая - Белухой - Уч-Сумер. Когда произошло предсказанное изменение облика Белухи (вследствие падения огромной ледниковой массы), началась проповедь новой веры. В своей знаменитой картине «Хан-Алтай Г.И. Чорос-Гуркин изображает великого духа Алтая в символической форме в виде треугольной вершины. Согласно фольклорной формуле, - « треуголен ты, Хан-Алтай». Таким же он предстает в народном изобразительном искусстве алтайцев
Н.К. Рерих мечтал вернуться на Родину и 1продолжить свою творческую деятельность на Алтае. Г.И. Чорос-Гуркин, вернувшись из эмиграции, все свои силы художника, просветителя посвятил Алтаю.
Р. Еркинова, кандидат искусствоведения директор Национального музея Республики Алтай
Категория: Из редакционной почты | Добавил: Людмила (12.01.2011)
Просмотров: 2030 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2025