Всякий, кто едет по Чуйскому тракту, вольно или невольно обращает внимание на обилие памятников, расположенных по обе стороны дорожного полотна. В основном скромными скорбными обелисками отмечены места гибели людей: тракт излишней лихости не прощает. Вот и мелькают они на обочинах, как предупреждение всем едущим - не торопись. Успеешь опоздать! Глядя на эти скорбные отметины, я невольно задался вопросом: А есть ли памятник тем людям, что положили свои жизни на строительстве тракта? Оказалось что - НЕТ! Многие, с кем довелось разговаривать на эту тему, кивают в сторону легендарного грузовичка – «полуторки», что высится на пьедестале в районе выезда из Бийска: Вот, мол, памятник строительству тракта. Я в корне не согласен с такой точкой зрения. Это скорее памятник отечественному автопрому, чем людям, которые каждый день под зорким оком конвоя вели автодорогу к границе с Монголией. Хотя, признать, есть в том же Бийске памятник заключенным. И находится он неподалеку от той самой полуторки. Дело в том, что прежде тракт начинался вовсе не там, где мы сейчас ездим. Он начинался несколько левее (если двигаться из Бийска в сторону Горного Алтая) Так вот, в этом самом «старом» начале тракта сегодня находится производственная площадка предприятия «Бийскавтодор». А в тридцатые годы, когда шло строительство тракта, там была «командировка», «командировочными» в которой, естественно, были заключенные. Но тема эта на сегодня по понятным причинам закрыта и не озвучивается. Зато на пьедестале красуется "полуторка"... Когда я поделился своими соображениями о такой "памяти" к строителям и строительству тракта с людьми, которые, как я считал, смогут понять и поддержать, то, надо признать, разочарование моё было слишком велико: «А зачем это нужно?!» – вот, примерно, что я услышал от них. Ладно, оставим это, как говорится, за кадром. В конце-концов, каждый имеет право воспринимать этот мир таким, каким он его видит, и в каком ему удобнее жить. Искания в этом направлении привели к встрече с интереснейшим человеком, настоятелем церкви в Шебалино отцом Павлом. Достаточно было произнести пару слов, чтобы Павел Александрович понял, о чем идет речь, и поддержал идею. Во время недавней встречи непосредственно в Шебалино, он сказал, что готов поднять вопрос создания мемориала строителям Чуйского перед депутатами районного Совета. Еще одним союзником в этом деле стала Елена Анатольевна Грехова, сотрудница Бийского краеведческого музея, которая давно занимается историей Чуйского тракта. В наших «рядах» оказалась и Людмила Тислицкая - журналист из шебалинской районной газеты «Сельская новь», которая готова вести работу над этой темой непосредственно через газету. Готова поддержать материально и руководитель одного из новосибирских предприятий. И, наконец, что особо радует, не все мои коллеги по автотуризму оказались равнодушными к мемориалу. Многим интересна эта тема. Многие готовы помочь, поддержать и, что особенно важно, (процитирую Владимира Коршака): - Важно, что бы именно МЫ выполнили эту работу, а не невесть какие строители. Думаю, будет правильно, если мы приедем на указанное место и своими руками поставим мемориал. Согласитесь, такие слова дорого стоят. По предварительным прикидкам (после консультаций с отцом Павлом) предполагается, что мемориал расположится в районе села Топучая, за которым, как известно, начинается Семинский перевал. Я просмотрел несколько точек возможной установки. Все они будут представлены специалистам администрации Шебалинского района и, надеюсь, мы получим положительный результат. С. Корзенников, Новосибирск