Нина Николаевна Антонова – первая буддийская монахиня на Алтае, целительница и носительница традиционных элементов алтайской культуры, мастер водопадной практики, присущей практике лотосовой сутры в буддизме и алтайской духовной практике (аржан сууга соктырары). С молодых лет, сначала в Прибалтике и европейской части СССР, а затем у себя на Алтае, она занимается практической деятельностью по формированию здорового образа жизни среди населения, в первую очередь избавления от алкоголизма, наркомании и других жизненных проблем, путем очищения организма человека через обливание холодной водой и голодовок разной длительности. Через столетия алтайцы вновь вспомнили элементы своей культуры, такие как обливание, голодовки, соблюдение постов, присущие всем мировым религиозным и духовным практикам. Нина Николаевна, по сеоку ак-кыпчак, родилась в с. Усть-Кан 16 ноября 1950 года. С трехлетнего возраста росла в горных степях Кош-Агача - родины своего отца Николая Топович Баужанова а. Ее бабушка по отцу была знаменитой в тех краях целительницей. Целительскими способностями обладали и мать Нины Николаевны Агафья Алексеевна Акатьева из рода иркит и бабушка Нины Николаевны Мария Тайборина из рода мундус, уроженка с. Отогол (Мариинск) Шебалинского района, а также многие другие представители их рода и по материнской, и по отцовской линиям обладали неординарными способностями. Летом 1990 года у Нины Николаевны произошла знаковая встреча. В один из ее приездов в гости к отцу и родной сестре, которые жили в то время в с. Шиба Онгудайского района, прислали к ней гонца из нижнего края села: ее пригласил знаменитый сказитель и целитель Алтая Алексей Григорьевич Калкин, который приехал в село по своим делам. В ту встречу он сказал ей, что Дух Алтая послал ее учиться и набраться опыта в другие земли, что теперь настала пора возвращаться на родину и браться за большую работу, предназначенную ей. К тому времени она уже достаточно долго занималась популяризацией, формированием здорового образа жизни и трезвости. С возвращением на Алтай началась большая практическая работа по избавлению от алкогольной и наркотической зависимости земляков и до сих пор она неутомимо, самоотверженно ведет эту очень нужную и трудную работу по физическому и духовному оздоровлению своего народа и возрождению его изначальной духовности. В январе-феврале 1991 года по селам Онгудайского района разлетелась поразительная весть об удивительной женщине, которая учит обливаться не просто холодной, а ледяной водой и голодать. Это было уму непостижимо! Потом долго еще периодически появлялись в газетах заметки и статьи с благодарностью и признательностью Нине Николаевне. Люди отмечали, что, занимаясь обливанием и голоданием, они забыли о многих недомоганиях. А ветераны из с. Кулады написали в районную газету о том, что только сейчас, по прошествии 4-5 лет, они осознал, и какая это трудная и сложная работа. Какой силой надо обладать, чтобы убедить человека, особенно в возрасте, что дух его силен и внутри у него огромная сила, что он сможет (и люди могли!) в 30-40-градусный мороз босиком пройти по снегу, облиться ледяной водой, голодом прожить 7,14 или 21 день, очиститься телом и душой и вырваться из плена любой болезни, в т.ч.алкоголизма и курения. И действительно, при занятиях этой практикой происходят глубинные, на клеточном уровне, изменения в организме. Параллельно с физическим очищением идет духовное совершенствование, человек избавляется от многих своих психологических комплексов, раскрывает и реализует свои природные способности, легче находит выход из трудных жизненных ситуаций – он становится везучим и удачливым. И хочется отметить, что это пока единственно реальный, эффективный и доступный для всех метод самосовершенствования. В 1991 году Нина Николаевна развертывает активную общественную деятельность по популяризации трезвого образа жизни и сохранению экологии окружающей среды. Создает клуб по интересам «Оптималист». В этой работе первым из официальных лиц района оказал ей помощь и поддержку первый заместитель председателя райисполкома Александр Иванович Завьялов. Также оказали неоценимую помощь и поддержку и стали активными членами этого движения Л.В. Санакова, Р.В. Майчикова, З.С. Мундусова Мундусова, К.Э. Боронова, Г.И. Ешова. Чуть позднее - Л. И. Чадаева, В.К. Чадаев, А.А. Тундинова, О.П. Ильина, Р.В. Бабышева, А.И. Наева, Н.И. Токова и многие другие. Нина Николаевна неутомимо продолжает свои поездки по селам района и республики – создаются группы здоровья в селах Онгудайского района: Хабаровка, Купчегень, Каракол, Кулада, Нижняя-Талда, Боочи, Бичикту-Боом, а также в Улаганском, Кош-Агачском, Шебалинском, Усть-Канском районах и Горно-Алтайске. 1992-1995 годы ознаменовались тем, что это движение органично слилось с общественным объединением «Школа Экологии Души «Тенгри» («Агару Санаанын Уредузи «Тенери»), которое возглавляет известный общественный деятель Даниил Иванович Мамыев, и вдохнуло новое содержание в работу ШЭД. Антонова возглавила новое направление работы и стала сопредседателем этого общественного объединения. Это добровольное самоуправляемое объединение официально зарегистрировано как юридическое лицо в мае 1995 года. Целью объединения является популяризация нового мировоззрения, основанного на синтезе науки, философии и религии, а также на основе духовно-культурного наследия Горного Алтая. Задачей объединения является создание духовно-культурного центра, способствующего объединению людей, наций и религий на основе общих законов Природы. В 1996-2003 годах кроме Онгудайского открыты Горно-Алтайское, Шебалинское и Улаганское отделения объединения «Тенгри», созданы группы здоровья в городах Барнаул и Новосибирск. Руководителями отделений стали самые активные члены: в Шебалино - Л.А. Соколова, в Улагане - А.К. Асканакова. По инициативе ШЭД «Тенгри» и поддержке администрации Онгудайского района правительством Республики Алтай в 2001 году создан Каракольский природный парк «Уч Энмек», имеющий статус особо охраняемой территории с целью сохранения историко-культурного наследия долины (руководитель Мамыев Д.И.). Члены объединения организовывали и проводили чистки родников, берегов рек, водопадов, перевалов и устанавливали для иногородних туристов аншлаги с правилами поведения в этих священных местах. Особенно самоотверженно занимался этими вопросами Александр Сергеевич Торбоков и под его началом вся Горно-Алтайская группа, они провели экологическую акцию «Горно-Алтайск – город родников», которая приобрела статус ежегодного мероприятия на уровне республики. Очистили, огородили десятки родников и вывезли горы мусора с территории красивейшего Камышлинского водопада шебалинцы, провели акции «Как живешь, родничок?» и «Заботу малым рекам» чергинские школьники под руководством С.С. и Т.В. Чичкановых Чичкановых. Пристальное внимание Нина Николаевна уделяет талантливой молодежи и затрачивает много сил, энергии и времени на содействие расцвету их природных способностей. Назовем некоторые имена: художник Эрендей Кантыров, который периодически проводит выставки своих картин в Горно-Алтайске, Барнауле, Новосибирске - зрители всегда удивляются и задумываются у его необычных картин по алтайскому космизму; художник с редкостным духовно-творческим видением Р.И. Кулакова Кулакова также чувствует связь с природой и переносит на полотно. Пишут стихи (на слова некоторых из них созданы песни) Александр Чедоков и Татьяна Колдырина. занимаясь у Антоновой начала воспринимать духовную информацию куладинская учительница Антонина Альбертовна Тундинова. Особенно упорно занималась Нина Николаевна с музыкально одаренными Иреной Кензиной и Айдаром Чуруповым, чтобы ярче заблистал их природный дар, она настояла, оказала помощь и добилась их поступления в Алтайскую государственную академию культуры и искусств. Ирена Кензина, автор уникальных духовных и эстрадных песен, называет Нину Николаевну своей второй матерью. Нина Николаевна всегда советует и убеждает шагать в ногу со временем, повышать свой образовательный, духовный и культурный уровень, отмечая, что путь познания мира и себя, своих возможностей безграничен. Тенгрианцы так и поступают: многие получили высшее образование, а двое закончили аспирантуру, успешно защитили кандидатские работы. С глубоким почтением и благодарностью всегда помнит и говорит Нина Николаевна о неоценимой помощи и поддержке в работе с молодыми талантами и издании книги А.А. Тундиновой «Алтай – келерликтин судазы. Восходящая страна Алтай», которую оказали глава Онгудайского района Тузачинов Семен Сергеевич, глава Шебалинского района Соколов Анатолий Бакумович, Кергилов Альберт Петрович и Кахтунова Людмила Николаевна. Высоко оценил эту книгу директор Музея культуры мира РУДН Б .Вершинин, он писал: «На Алтае родилась духовная книга «Восходящая страна Алтай», написанная на алтайском и русском языках одновременно. Этот труд метафизического характера создан в духе вселенского сострадания и бесконечной необусловленной любви….Эта книга – призыв к Восхождению…Издание этой книги является весомым вкладом Алтая в культуру мира, так как она раскрывает духовные основы культуры мира. Гармоничное понимание и объединение западной науки и всего современного общества с мировоззрением древних народов откроет путь нового синтеза и форм сотрудничества. Это поможет создать новую среду обитания, гармонии, которая поведет народы на новые уровни вдохновения и высоты». ШЭД «Тенгри» регулярно проводит семинары, конференции, круглые столы, выпускаются бюллетени, по линии просветительской работы по избавлению от алкоголизма, наркомании, табакокурения. Проводятся беседы, выездные встречи, выставки и т.д. Проведены районные, республиканские и научно-практические конференции с приглашением широкого круга общественности, руководителей районов и республики, ученых из Горно-Алтайска, Барнаула и Новосибирска. Они проводились в Онгудае, Горно-Алтайске, Шебалино и Улагане, особенно широко и грамотно организовывал их глава Шебалинского района А.Б. Соколов. Вот темы некоторых из них: «Взаимодействие власти и общественности в развитии духовной культуры Алтая», «Духовная культура Алтая – экология жизни», «Объединим усилия за будущее наших детей», «Духовная экология. Проблемы и перспективы развития в ХХ1 веке», «Живое наследие Алтая» и др. В летнее время проводится духовно-экологическое паломничество - это походы, иногда с голодовками, по жизненно важным местам природы с посещением водопадов и аржанов, это очень эффективный метод по расширению кругозора, самосовершенствованию и возрождению духовно культуры. Летом 1997 года у Нины Николаевны происходит еще одна судьбоносная встреча – она встретила своего Учителя, буддийского монаха, странствующего по Евразии с молитвой за мир, достопочтенного Дзюнсэя Тэрасаву сенина. Он совершал паломничество к Белухе – Уч-Сумер, посвященное духовному возрождению Алтая. Во вторую встречу в июле-августе 1999 года он посетил ее дом, тенгрианцы участвовали в его утренних и вечерних церемониях-молебнах, затем организовали встречу сенсэя с населением в здании центральной библиотеки с.Онгудай. Проповеди сенсэя Тэрасавы-сан стали для нас настоящим откровением, даже просто названия тем его проповедей говорят о многом: «Лотосовая Сутра – Учение Ненасилия», «Нет разделения на духовное, физическое и общественное», «Лучшая защита – отсутствие агрессии», «Презрение правды – причина страданий», «Объединить людей ради мира, преодолевая религиозные различия», «Разрушить веру в силу насилия и оружия», «Алтай – источник Вечного Духа» и т.д. Учитель Нины Николаевны говорил: «Но буддизм – это не религия и не течение. Он утвердился среди различных евразийских народов и стал для них кристаллом космической духовной культуры. Буддизм – квинтэссенция духовной культуры всей Евразии. …Впоследствии буддизм разделился на различные школы и поэтому исчезла цельность мысли всей Евразии, проникнутая духом единства всего мира. Народы Индии, Японии и другие народы Евразии в древности не были разделены. С давних времен они были едины и взаимосвязаны в одном Духе. Этот Дух происходит из центра евразийского материка, его источник находится здесь на Алтае. … Вечное духовное сокровище мудрости всегда присутствует на священной вечной земле Алтая. Мудрость Будды также проистекает отсюда – из центра Евразии. Для того, чтобы спасти весь мир от кризиса современной цивилизации, миру должно явиться это духовное сокровище. Именно по этой причине сегодня Учение Будды снова возвращается на Алтай. Новая история уже началась, и будущее создавать вам. Нет более великой и священной земли, чем эта. И я воистину искренне всем сердцем почитаю вас за ту важную работу, которую вам предстоит выполнить. Подлинный духовный путь Алтая заключен в этой великой истине. … Еще в те времена, когда не было письменной истории, будь то в Китае или Греции, тогда здесь на Алтае, в центре Евразии, жили великие люди, обладающие великой духовной культурой. Они путешествовали по всем четырем сторонам света и знали насколько священна природа и сама жизнь. Духовная мудрость в те времена хранилась благодаря батарчи – людям, странствующим по всей Евразии, и на протяжении тысяч лет эта духовная мудрость накапливалась у народов Евразии. Затем они пришли в Индию. Здесь у вас на Алтае, к примеру, много курганов. Но кто их создавал? Тех людей называли Саки – древние кочевые народы Центральной Азии. В этой среде 2500 лет назад и появился Будда Шакьямуни - Святой мудрец из рода Саков. Будда Шакьямуни обрел самую высокую духовную мудрость, которая подобно цветку выросла из корней духовной культуры Евразии, из Алтая. С тех пор прошло много лет, многие цивилизации появлялись, расцветали и исчезали. И так случилось, что люди Центральной Азии совсем забыли и утеряли свою духовную сокровищницу. И поэтому сегодня необходимо снова возвратить ее к жизни. … Мы идем к горе Сумеру как кочевники – батарчи ради духовного возрождения Алтая. Если на Алтае оно произойдет, то это послужит примером возрождения всей Евразии и духовного пробуждения всего человечества. Возрождение – это значит воскрешение того, что однажды умерло, исчезло, было утрачено». Практика Лотосовой Сутры была созвучна многолетним духовным поискам Нины Николаевны и давала исчерпывающие ответы на многие вопросы духовного и мирского характера.. И решение стать буддийской монахиней – бхикшуни стало для нее логичным шагом и в 2004 году 13 октября Нина Николаевна приняла посвящение. Еще будучи мирской последовательницей Учения Будды, она в 2001 году совершила первую поездку с Учителем в Индию, участвовала в церемонии открытия большой ступы в г.Лумбини, где родился Будда Шакьямуни и где собрался весь цвет буддийского мира. С тех пор она много практикует Лотосовую сутру с Учителем и другими монахами, подолгу живет и практикует в Месте Пути в горах Тянь-Шаня. В ноябре 2007 года она совершила вторую поездку – паломничество в Индию и там в жизни Нины Николаевны произошло величайшее событие – встреча с величайшим в мире духовным лидером Его Святейшеством Далай - Ламой. Он с большим интересом отнесся к алтайским паломницам и уделил им 45 минут своего времени вместо положенных 15 минут. Затем Нина Николаевна много практикует в Индии, Тянь-Шане, Памире, на Украине, в Крыму, Москве и только в октябре 2008 года возвращается на Алтай. С 1по 8 декабря 2008 и 2009 года у себя дома она проводит традиционные ежегодные интенсивные практики Лотосовой Сутры с соблюдением сухой голодовки, вместе с ней в ней участвуют и ее ученики. О своей духовной практике Нина Николаевна говорит: «Практика Лотосовой Сутры идентична с алтайским духовным мировоззрением, ставит Природу в ряд святости наравне с другими святынями человечества. И важно то, что учит почитать Жизнь в любом ее проявлении ( неле- неме тынду). Проповедует обуздание потребительских желаний человека по отношению к среде обитания т.е. это провозвестник экологической культуры будущего, хорошо забытого нашего прошлого экологического аскетизма, что на сегодняшний и будущий день весьма актуально для всей планеты. Лотосовая Сутра несет мирное и гармоничное сосуществование человека с человеком и человечества со Вселенной». На днях Нина Николаевна отметила юбилейный день рождения. Ученики, друзья, соратники поздравляют ее с этой датой и желают всего самого наилучшего. Общественное объединение «Тенгри»