Шебалино: с древнейших времен до наших дней (продолжение)
Революционные события 1917 г., гражданская война на территории Шебалинского района. Революция и гражданская война прошли настоящей лавиной по жизни нашего народа, перепахали поле с небывалой до того в российской истории глубиной. Эти два события стали величайшим потрясением, совместив на коротком хронологическом отрезке накопленные веками и порожденные вновь противоречия. Социальные, экономические, политические переломы, радикальнейшие перемены, огромные потери, смена всего жизненного уклада, крушение привычных устоев и понятий, возникновение новых, небывалых отношений, когда тот, кто был ничем, становится всем, и, напротив, кто был всем, превращается в ничто стали причиной невиданного доселе психологического потрясения. Потому память о революции и гражданской войне стала не просто памятью, а навсегда вошла в народное сознание, стала неотъемлемой частью общенационального сознания. Эти два события видели, отражали, изучали с двух противоположных сторон – со стороны победителей и со стороны побежденных. С обеих сторон допускались искажения, тенденциозность. Это естественно и неизбежно. Теперь стало не только возможным, но и необходимым писать иначе. Это необходимость объективного показа всех враждовавших сил, противоборствующих сторон, белых и красных. С красной звездой и двуглавым орлом. 1.Накануне. Самым главным и острым вопросом для жителей Горного Алтая в начале ХХ века был вопрос земельный. В 1865 г. переселение было разрешено на все земли Алтая. Поток переселенцев хлынул в Бийский округ (затем уезд). В конце ХIХ – начале ХХ вв. они шли не только в русские волости Бийского уезда, но и в инородческие волости, управы и дючины. Причислялись к инородческим оседлым селениям, арендовали землю у кочевников, нередко захватывая её самовольно безо всякого разрешения, либо селились в официально определенных для них поселках. Для урегулирования земельных отношений в Горном Алтае в начале ХХ века было проведено землеустройство. Оно ускорило капиталистическое развитие земледелия. Его логическим завершением явилась административная реформа 1912-1913 гг. Была упразднена старая система управления коренным населением, основанная на родовом принципе, и заменена новыми территориальными единицами, устроенными по русскому образцу. Родовые управления с зайсанами во главе были заменены волостными правлениями. Таким образом, в ходе этих мероприятий скотоводам Горного Алтая пришлось столкнуться с чуждыми для них принципами формирования землепользования. Отвод земельных наделов и введение арендной платы за землю шли в разрез традициям алтайской культуры, поэтому вызывали активное сопротивление. Однако, по сравнению с другими регионами противоречия среди алтайского общества еще не были настолько остры, чтобы выливаться в массовые формы выступлений. Одновременно с этими событиями со стороны коренного населения наблюдались попытки отстоять свои традиционные верования. Родилось новое религиозное течение. Зазвучали освободительные мотивы как у сторонников бурханизма, так и среди зарождавшейся алтайской интеллигенции. Первая мировая война негативно повлияла на положение основной массы населения. Были повышены налоги, начался рост цен. В 1915-1916 гг. закрылись многие сельские торговые предприятия. Так, в Шебалинской волости закрылись предприятия, продававшие мануфактурные и мелочные товары в с. Шебалино, Камлак, М. Чергушка (Малая Черга). Активное сопротивление коренного населения вызвало решение царского правительства о призыве алтайцев на тыловые работы. И все же население Горного Алтая в большинстве своем спокойно и терпеливо переносило тяготы военного времени. Недовольство, как русских крестьян, так и коренных жителей, хотя и выплескивалось в отдельных выступлениях, но их было немного. Последовавшие февральские события 1917 года в Петрограде, отречение Николая II резко изменили общественно-политическую ситуацию в стране и ее регионах. Крупные перемены: кто и как будет управлять? В Бийском уезде, куда входила Шебалинская волость, как и по стране в целом, начали создаваться новые органы власти. На крестьянских сходах, сессиях народных собраний четко обозначились надежды и чаяния населения региона. Самыми злободневными для коренных жителей были вопросы о земле, лесе, ореховом и охотничьем промыслах. Вновь, как и в годы первой русской революции 1904-1905 гг., возникла надежда на решение национального вопроса. Алтайская делегация на Томском губернском народном собрании (апрель-май 1917 г.) предлагала «одобрить и разрешить созыв в Бийске к 1 июня сего года съезда представителей алтайцев для рассмотрения нужд алтайского народа». (Майдурова Н. А. Горно-Алтайск, 2002. С. 26). Съезд представителей инородческой волости Алтая состоялся 1-6 июля 1917 г. в г. Бийске. Обсуждалось более десятка вопросов: о земле, о нуждах народного образования, о кооперации. Безусловно, главным вопросом съезда была организация алтайского местного самоуправления. Съезд принял решение назвать центральный орган по местному управлению инородцев Бийского и Кузнецкого уездов Алтайской Горной Думой. Ее возглавил известный художник Г. И. Гуркин. Горная Дума просуществовала с июля 1917 по март 1918 гг. По отношению к большевикам, пришедшим к власти в октябре 1917 г., горнодумцы заняли выжидательную позицию. После уездного и губернского съездов Советов, а также неоднократных распоряжений Бийского исполкома и Алтайской Горной Думы активизировался процесс создания Советов в Горном Алтае. Если к началу января сформировались лишь Чемальский, Онгудайский, Шебалинский сельские Советы, то в январе-феврале 1918 г. было создано 8 сельских Советов, среди которых Ильинский и Мыютинский. Возник и Шебалинский волостной Совет. К концу февраля 1918 г. в район ведения Алтайской Горной Думы входило почти три десятка волостей. В их числе: Мыютинская, Песчанская, Шебалинская, Барагашинская. 6 марта 1918 г. состоялся Учредительный Горно-Алтайский краевой съезд инородческих и крестьянских депутатов. Его делегаты приняли решение о выделении Горного Алтая в самостоятельный округ, а затем и республику. Округ получил название Каракорум-Алтайский. Он делился на волости, которые управлялись волостными Советами. Последние выбирали волостную управу. Сельские общества управлялись сельскими Советами, которые выбирали сельскую управу. Принимая решения о создании Советов на территории Горного Алтая, Каракорум-Алтайская окружная управа главную свою задачу видела в определении границ нового округа и достижении признания его в качестве самостоятельной единицы органами Советской власти. При этом Алтайский губернский Совет признал Каракорум, а Бийский Совет сразу же высказался против его деятельности. Противостояние выразилось в том, что Бийский уездный Совет постоянно информировал вышестоящие органы власти о «контрреволюционности» Каракорума, посылая красногвардейские отряды на территорию Горного Алтая, угрожая расправой тем селам и волостям, которые пожелали войти в Каракорум-Алтайский округ, явился инициатором ряда вооруженных столкновений своих сторонников с каракорумцами. Такая политика не могла не обострить ситуацию в регионе, особенно при обсуждении вопроса о границах Каракорум-Алтайского округа. Одни хотели присоединиться к Каракоруму, другие остаться в Бийском уезде. В некоторых волостях часть жителей (преимущественно алтайцы) образовали новые административные единицы и принимали решения подчиниться Каракоруму, чем вызывали недовольство остальных. Некоторые села и волости сразу отказались признать Каракорум из опасения перед Бийским Совдепом. В той же Песчанской волости весной 1918 г. упорно распространялись слухи, что красногвардейцы идут из Бийска и строго наказывают всех сторонников Каракорум-Алтайской управы. Вскоре эти слухи подтвердились. В трех волостях Горного Алтая (Мыютинской, Шебалинской и Быстрянской) в апреле-мае 1918 г. произошли вооруженные столкновения красногвардейцев Бийского Совдепа с отрядами Каракорум-Алтайской управы. По показаниям жителей села Мыюта, 13 апреля 1918 г. в него вошел отряд Бийских красногвардейцев. Потребовав лошадей, они стали разъезжать по селу, грабить и избивать население. Несколько сторонников Каракорума были арестованы. В этот же день отряд выехал в село Шебалино, а 15 апреля вновь вернулся в Мыюту. Обеспокоенная таким развитием событий, Каракорум-Алтайская управа направила телеграммы в Совет Народных Комиссаров и губернский Совет, прося защиты и наказания виновных. По мнению управы, конфликт разогрелся потому, что Шебалинская волость решила присоединиться к Каракорум-Алтайскому округу, что не понравилось «публике под предводительством Плетнева (председатель Шебалинского Совдепа – И. А.). Последний «инсценировал перед Бийским Совдепом грозящую опасность Советской власти» и добился посылки карательного отряда, который по пути в Шебалино произвел расправу и в Мыютинской волости. Только шебалинцы заплатили отряду 38000 руб., - говорилось в документе Каракорум-Алтайской окружной управы. 30 апреля отряд Каракорума под командованием М. Чевалкова освободил своих сторонников, арестованных красногвардейцами. Произошло вооруженное столкновение противоборствующих сторон. Через месяц ситуация в Шебалинской и Мыютинской волостях вновь стала критической. Под «Постановлением», требующим ареста членов Каракорум-Алтайской окружной управы, наряду с другими, стояла подпись председателя Шебалинского Совдепа В. И. Плетнева. Руководствуясь им, В. Плетнев пошел на обострение отношений с Каракорумом. Об этом свидетельствовала телеграмма, посланная Г. Гуркиным 18 мая в уездный и губернский Совдепы, следующего содержания: - В пределах Мыютинской инородческой волости некий Плетнев организует отряд красноармейцев, уехал Бийск за оружием. Оружие не выдавайте, Плетнева отзовите Бийск. Вопрос Мыюте Шебалинской должен поступить рассмотрению губернской комиссии. Необходим срочный телеграфный ответ, противном случае принимаем меры охраны. 21 мая в Мыюте опять произошло вооруженное столкновение красногвардейцев В. Плетнева и каракорумцев. Вот как описывает эти события священник с. Мыюта: - У нас в Мыюте было полное сражение. Каракорумцы сделали нападение на мыютинских крестьян, а в защиту их выступила из Шебалиной красная гвардия. Атаковала каракорумцев с трех сторон и разбила их в пух и прах. Пули пронизывали дома насквозь, из алтайцев убито 7 человек (а может и больше), убиты и лошади. После бойни ловили и били алтайцев прикладами. Один спрятался у меня на доме и спасался там более суток, но кто-то донес, и бедного Алексея Байгушева стащили и застрелили. Женщины и дети разбежались по горам и трущобам, и до сих пор не могут некоторых разыскать. Праздник наш, торжественный Никола, обратился в день печали, и к обедне собралось народу человек 50 и то под присмотром двух красногвардейцев с ружьями. (Майдурова Н. А. Указ. соч. С. 94.) Причиной конфликта в Мыюте явилось то, что Каракарум-Алтайская окружная управа, не согласившись с тем, как местный Совет решал аграрные проблемы, произвела арест его членов. Это в свою очередь вызвало недовольство Шебалинского Совдепа, красногвардейцы которого разгромили вооруженный отряд каракорумцев, произвели арест сторонников Каракорума и собирались их расстрелять. Бийский Совдеп встал на сторону красногвардейцев В. Плетнева и планировал выслать свой отряд им на помощь. Чтобы предотвратить новое кровопролитие, комиссар Западно-Сибирского Совдепа Г. К. Соболевский, прибывший к этому времени в село Улалу, отправил в Бийск телеграмму: -Совдеп. Двойных. Отрядов не высылайте. Выезжаю Шебалино. Ликвидирую конфликт бескровно. Подробно телеграфирую из Шебалино. Помимо Г. К. Соболевского в Мыюту и Шебалино выехали председатель Каракорум-Алтайской окружной управы Г. И. Гуркин и член Бийского Совдепа Болтунов. В Мыюте состоялся чрезвычайный революционный суд над виновниками конфликта. В состав суда вошли названные лица и представители от русских крестьян и алтайцев села. В воззвании, принятом членами революционного суда, содержался призыв сохранять спокойствие и терпение, население заверялось в том, что все «несправедливости» срочно будут расследованы. 27 мая Бийский Совдеп телеграфировал в Центросибирь, что конфликт с Каракорумом улажен мирно и все отряды отозваны. Таким образом, под давлением вышестоящих органов Советской власти Бийский Совдеп вынужден был прекратить вооруженные выступления против Каракорума. Подчеркнем, что основные усилия управы были направлены на то, чтобы добиться признания самостоятельности Каракорум-Алтайского округа. Удалось ей кое-что сделать и по другим направлениям. Даже В. И. Плетнев, активно выступавший против Каракорума, позднее признавал: - Мы имеем неоспоримый факт, что даже такой уродливой, с узко национальными тенденциями административной единице, как Каракорумская управа, и то удалось сделать кое-какие улучшения в Горном Алтае, например: увеличилось число школ почти вдвое, открыты два высших начальных училища и одна гимназия. Проведены учительские курсы, собрана богатая библиотека по всем отраслям знания, приобретен музей, имеющий большую ценность для развития краеведения и духовной культуры, начаты работы по переводу литературы на алтайский язык. Произведены экскурсии по Алтаю с ботанико-геологическими заданиями. Разработаны проекты: ремонта школ, больниц и других зданий, идет заготовка леса, изыскан новый вариант Чуйского тракта, произведена статистик населения и земельной площади, подготовлен материал по улучшению сельского хозяйства …» (Майдурова Н. А. Указ. соч. С. 95-96). Неоспоримые успехи были у Каракорум-Алтайской окружной управы в области народного образования и культуры. Так, в 1918 году в Горном Алтае было создано 15 культурно-просветительских обществ. Они устраивали народные чтения, литературные вечера, спектакли, изыскивали средства для покупки книг и создания библиотек, организовывали воскресные школы. Такое общество было и в с. Шебалино. Его члены создали две библиотеки, начали строительство народного дома, выписывали четыре газеты. В Черге по инициативе культурно-просветительского общества работала воскресная школа. По имеющимся в архивах документам можно предположить, что Управа пыталась организовать сбор налогов на территории Горного Алтая. Причиной столкновения между Управой и Бийским Совдепом в Мыютинской, Шебалинской волостях был не только спор о подчинении территории тому или другому органу, но и разные подходы к вопросу о взимании налогов. Денежная контрибуция Бийского Совдепа (только шебалинцы заплатили 38 тыс. руб., население Мыютинской волости должно было внести 20 тыс. руб.) привела к потоку жалоб в Управу и ее конфликту с Советом. На указания же Каракорума, что население жалуется на грабежи со стороны бийских красногвардейцев, председатель исполкома Совдепа З. Двойных отвечал, что «возмущаются капиталисты и кулаки». Негативное отношение Бийского Совдепа к Каракоруму и созданию самостоятельного Горно-Алтайского округа, провоцирование первых вооруженных столкновений с ним, безусловно, не способствовали укреплению доверия к Советской власти. Алтайские патриоты, всегда симпатизировавшие областническим идеям и партии социалистов-революционеров, смирившись с властью большевиков и надеясь на взаимное понимание, после ее падения объективно не могли не поддержать «демократическую контрреволюцию», а затем и белое движение, которое возглавил адмирал Колчак. Правление Колчака. Надежды и разочарования. Для Колчака - Верховного правителя - восстановленная Россия означала великую и единую. Подтверждением этого являются конкретные тактические ходы. Так, стратегически не было ничего легче и выгодней в материальном отношении, чем дать независимость полякам, украинцам и особенно финнам в обмен на их помощь в борьбе с большевиками. В июне 1919 г. финский генерал Маннергейм предложил Колчаку 100 тысяч солдат для взятия Петрограда в обмен на признание независимости Финляндии. Колчак отклонил это предложение. В мае 1919 г. Колчака известили, что Антанта согласна поставлять оружие, боеприпасы, продовольствие и помогать ему стать правителем России, если он будет проводить политику плюрализма и гражданских свобод. Колчак принял все основные условия. По словам одного из высокопоставленных советников Колчака «чтобы получить поддержку союзников, которая была необходима белому правительству, как воздух, надо было замаскироваться под демократический режим». (Норман Г. О. Перейра. Сибирь: политика и общество в Гражданской войне. М., 1996. С. 98). Каракорум-Алтайская окружная управа во главе со своим лидером Г. И. Гуркиным, не успев до начала гражданской войны реализовать свои идеи национального самоопределения, не найдя поддержки, в верхах большевистской иерархии, лелеяла надежду на их воплощение в жизнь с приходом к власти временного правительства. Ввели в заблуждение активистов национально-освободительного движения и политические лозунги Колчака. В условиях военной экономики любое правительство – царское, либеральное или советское - должно было обращаться к одним и тем же непопулярным мерам – воинским наборам, поземельным налогам, фиксированным ценам на хлеб и т. п., - с целью мобилизации и контроля за ресурсами, бывшими в распоряжении крестьянства. Именно такая необходимость заставила Временное правительство обратиться к суровым мерам против крестьян. В июле 1918 г. правительство начало карательные военные экспедиции, которые усиливались с каждым месяцем. В этом главная причина того, что широкое крестьянское движение началось уже в сентябре, то есть до прихода Колчака к власти в ноябре 1918 г. По собственному признанию, адмирал не был государственным деятелем или политическим лидером, он был офицером и военным по своей сути. Верховный правитель имел привычку перекладывать детали ежедневного управления, и даже, принятия важных решений на других. В конечном счете, решение вопросов в значительной мере, определявших каждодневную жизнь людей, оказалось в руках полевых командиров, которым эти люди были безразличны. Когда руководитель Уральского региона, некто Постников, уходил в апреле 1919 г. в отставку, он засвидетельствовал случай жестокого обращения военных с гражданским населением: -Указанные нарушения прав, репрессии без суда, порка даже женщин, смерть тех, кто был арестован, «при попытке к бегству», аресты только на основании обвинения, передача гражданских юридических случаев военным, обвинения по доносу или в результате интриг - , когда все это наваливается на гражданское население, глава региона может быть лишь свидетелем происходящего. Я не знаю ни одного случая, когда военный, виновный в участии в том, что перечислено выше, был привлечен к ответственности. (Норман Г. О. Перейра. Указ. Соч. С. 109). Такая картина наблюдалась в районах Горного Алтая. Неспособность Верховного правителя поддерживать порядок и обеспечить безопасность тыла оказалась решающей в его гибели. В условиях гражданской войны люди могли бы смириться с авторитарным правительством, материальными неурядицами и личными жертвами. Но они должны были, по крайней мере, верить, что человек, стоящий во главе, знает, что он делает. Парадоксально, но самая большая ошибка Колчака заключалась не в нарушении гражданских и политических свобод или в медленном проведении экономических и социальных реформ, а в неспособности ввести минимальные государственные стандарты на своей территории и особенно в руководстве армией и атаманами. Отметим, что партизанское движение оказывало тогда на военно-политическую ситуацию в регионе довольно значительное влияние. Партизаны выступали за справедливость, против назначения грабительских цен и против вмешательства белых в их жизнь. Казалось, они совпадали с неясным желанием достичь крестьянской утопии, с которой алтайские крестьяне смутно и страстно связывали Советскую власть. Нельзя отрицать, что партизанское движение было направлено против правительства Омска. Но то, что оно было просоветским, очень спорно. Конечно, политика белых, особенно принудительная мобилизация и реквизиции заставили партизан двинуться навстречу красным. Алтай был в числе регионов, наиболее страдавших от диктата военных, поэтому здесь размах партизанского движения был большой. В период, когда четко определились антиколчаковские настроения сибирского крестьянства, и почти повсеместно вспыхнули крестьянские восстания, Колчак перешел к формированию национальных воинских подразделений с тем, чтобы использовать их для подавления крестьянского недовольства. Выполняя волю колчаковского правительства, Каракорумская управа повела работу по вовлечению коренного населения в Алтайский туземный дивизион, с последующим переводом его в казачество и включением в дружины самоохраны для борьбы с партизанами. Особенно много алтайцев было вовлечено в отряды Сатунина, Кайгородова, Тожулея Ташкенова и др. при отходе их к монгольской границе. Определенную роль здесь сыграла созданная Кайгородовым в с. Онгудай Алтайской областной управы, которая для привлечения на свою сторону алтайцев вновь обратилась к лозунгу о самоопределении народов. В итоге, к февралю 1920 г., колчаковско-каракорумские отряды общей численностью до 2 тысяч человек, оказались на 70 % состоящими из алтайцев. Поскольку исход гражданской войны во многом зависел от позиции алтайского населения, то с ним вынуждены были считаться и партизанские органы власти. Так, штаб партизанской дивизии 21 января 1921 г. предписал партизанам вести себя с коренным, наряду с остальным населением, вежливо, без насилия, самовольных обысков и безобразий. Такая тактика приносила определенные результаты. Согласно приговору инородцев урочища Большой Черги Барагашской волости «единогласно присоединились к народной армии». И все же главную роль в ликвидации колчаковской власти в Горном Алтае, как и в целом по Сибири, сыграли не партизаны, и не коренное население, а части Красной Армии, разгромившие основные силы Колчака на Восточном фронте. С. Яжанкина, директор Шебалинского краеведческого музея
(Продолжение следует. Начало в номерах газеты от 4,11,18 апреля)
Шебалино: с древнейших времен до наших дней Каракорум-Алтайская окружная управа во главе со своим лидером Г. И. Гуркиным, не успев до начала гражданской войны реализовать свои идеи национального самоопределения, не найдя поддержки, в верхах большевистской иерархии, лелеяла надежду на их воплощение в жизнь с приходом к власти временного правительства. Ввели в заблуждение активистов национально-освободительного движения и политические лозунги Колчака. В условиях военной экономики любое правительство – царское, либеральное или советское - должно было обращаться к одним и тем же непопулярным мерам – воинским наборам, поземельным налогам, фиксированным ценам на хлеб и т. п., - с целью мобилизации и контроля за ресурсами, бывшими в распоряжении крестьянства. Именно такая необходимость заставила Временное правительство обратиться к суровым мерам против крестьян. В июле 1918 г. правительство начало карательные военные экспедиции, которые усиливались с каждым месяцем. В этом главная причина того, что широкое крестьянское движение началось уже в сентябре, то есть до прихода Колчака к власти в ноябре 1918 г. По собственному признанию, адмирал не был государственным деятелем или политическим лидером, он был офицером и военным по своей сути. Верховный правитель имел привычку перекладывать детали ежедневного управления, и даже, принятия важных решений на других. В конечном счете, решение вопросов в значительной мере, определявших каждодневную жизнь людей, оказалось в руках полевых командиров, которым эти люди были безразличны. Когда руководитель Уральского региона, некто Постников, уходил в апреле 1919 г. в отставку, он засвидетельствовал случай жестокого обращения военных с гражданским населением: -Указанные нарушения прав, репрессии без суда, порка даже женщин, смерть тех, кто был арестован, «при попытке к бегству», аресты только на основании обвинения, передача гражданских юридических случаев военным, обвинения по доносу или в результате интриг - когда все это наваливается на гражданское население, глава региона может быть лишь свидетелем происходящего. Я не знаю ни одного случая, когда военный, виновный в участии в том, что перечислено выше, был привлечен к ответственности. (Норман Г. О. Перейра. Указ. Соч. С. 109). Такая картина наблюдалась в районах Горного Алтая. Неспособность Верховного правителя поддерживать порядок и обеспечить безопасность тыла оказалась решающей в его гибели. В условиях гражданской войны люди могли бы смириться с авторитарным правительством, материальными неурядицами и личными жертвами. Но они должны были, по крайней мере, верить, что человек, стоящий во главе, знает, что он делает. Парадоксально, но самая большая ошибка Колчака заключалась не в нарушении гражданских и политических свобод или в медленном проведении экономических и социальных реформ, а в неспособности ввести минимальные государственные стандарты на своей территории и особенно в руководстве армией и атаманами. Отметим, что партизанское движение оказывало тогда на военно-политическую ситуацию в регионе довольно значительное влияние. Партизаны выступали за справедливость, против назначения грабительских цен и против вмешательства белых в их жизнь. Казалось, они совпадали с неясным желанием достичь крестьянской утопии, с которой алтайские крестьяне смутно и страстно связывали Советскую власть. Нельзя отрицать, что партизанское движение было направлено против правительства Омска. Но то, что оно было просоветским, очень спорно. Конечно, политика белых, особенно принудительная мобилизация и реквизиции заставили партизан двинуться навстречу красным. Алтай был в числе регионов, наиболее страдавших от диктата военных, поэтому здесь размах партизанского движения был большой. В период, когда четко определились антиколчаковские настроения сибирского крестьянства, и почти повсеместно вспыхнули крестьянские восстания, Колчак перешел к формированию национальных воинских подразделений с тем, чтобы использовать их для подавления крестьянского недовольства. Выполняя волю колчаковского правительства, Каракорумская управа повела работу по вовлечению коренного населения в Алтайский туземный дивизион, с последующим переводом его в казачество и включением в дружины самоохраны для борьбы с партизанами. Особенно много алтайцев было вовлечено в отряды Сатунина, Кайгородова, Тожулея Ташкенова и др. при отходе их к монгольской границе. Определенную роль здесь сыграла созданная Кайгородовым в с. Онгудай Алтайской областной управы, которая для привлечения на свою сторону алтайцев вновь обратилась к лозунгу о самоопределении народов. В итоге, к февралю 1920 г., колчаковско-каракорумские отряды общей численностью до 2 тысяч человек, оказались на 70 % состоящими из алтайцев. Поскольку исход гражданской войны во многом зависел от позиции алтайского населения, то с ним вынуждены были считаться и партизанские органы власти. Так, штаб партизанской дивизии 21 января 1921 г. предписал партизанам вести себя с коренным, наряду с остальным населением, вежливо, без насилия, самовольных обысков и безобразий. Такая тактика приносила определенные результаты. Согласно приговору инородцев урочища Большой Черги Барагашской волости «единогласно присоединились к народной армии». И все же главную роль в ликвидации колчаковской власти в Горном Алтае, как и в целом по Сибири, сыграли не партизаны, и не коренное население, а части Красной Армии, разгромившие основные силы Колчака на Восточном фронте. Государственные повинности и возможности народа. Еще раз заметим, что деятельность партизанских органов не имела четко определившейся просоветско-большевистской политической линии. Последняя возобладала в Горном Алтае по мере формирования в его волостях широкой сети коммунистических ячеек и так называемых чрезвычайных органов «диктатуры пролетариата» – революционных комитетов. 14 января 1920 г. был создан Онгудай-Шебалинский районный революционный комитет (райревком) с центром в с. Шебалино. В его подчинении находились Ново-Дмитриевская, Чергинская, Мыютинская, Шебалинская, Урсуло-Кенгинская, Горно-Онгудайская, Чибит-Кангырарская, Кош-Агачская, Киргизская, Улаганская, Барагашская, и Песчанская волости. В апреле 1920 г. Онгудай-Шебалинский райревком был ликвидирован, а его функции переданы Горно-Алтайскому райревкому. Однако административным центром продолжало оставаться село Шебалино. И только в июле 1920 г. он был перемещен в с. Алтайское в связи с событиями гражданской войны. По архивным документам установлено, что в Онгудай-Шебалинском районе образование ревкомов завершилось в июне 1920 г. Членов ревкома избирали на сельских сходах, при этом, руководствовались не социальным положением, а личными качествами каждого. Таким образом, до начала лета 1920 г. советская власть была вынуждена считаться с интересами всех слоев крестьянства, которые выступили против Колчака. На общественные посты рекомендовалось не избирать хотя бы бывших офицеров, жандармов, сыщиков и т. п. Что касается форм землепользования, то они в 1920 г. остались прежними, уравнительного передела земель не произошло. В Шебалинской волости «предоставлялось засевать земли сколько хотят». Не переделялись и сенокосные площади. При необходимости обеспечения покосами безземельных делалось это за счет свободных кабинетских и церковных земель. В волостях с достаточным количеством сенокосных угодий сохранялись захватные способы пользования ими. Так было и в Шебалинской волости. В отношении крупных землевладельцев проводилось следующая линия: на основании указаний ревкомами были взяты в свое ведение лишь хозяйства, которые были брошены на произвол судьбы бежавшими сторонниками «белых». Не менее важную уступку советская власть вынуждена была сделать сибирскому крестьянству, отказавшись на первых порах от проведения продразверстки. В апреле 1920 года на совещании губернских предкомиссаров было определено, что 30 % хлебных излишков будут оставлены в свободном распоряжении крестьян. Такой немаловажный факт: основная часть населения Горного Алтая не привлекалась к сдаче хлеба. Власти учли ее хозяйственную специфику и разрушительные последствия Гражданской войны. Постепенно складывалась система заготовок мясомолочных продуктов и разного рода сельскохозяйственного сырья. В Шебалино был открыт мясоприемный пункт и установлен следующий размер мясных разверсток: 8 % - от общего количества голов крупного рогатого скота в возрасте от 3 лет, 25 % - от имеющегося поголовья овец, 20 % - от количества свиней от 4 месяцев. Менее обеспеченными скотом считались волости Чергинская и Песчанская. Более обеспеченной – Шебалинская волость. По разверстке Чергинская волость должна была сдать 172 головы, Песчанская – 263, Шебалинская – 380. Важным для населения Горного Алтая было то, что при заготовках мяса продовольственные органы в отношении кочевого населения применяли метод «самотека», т. е. вольной покупки скота в ходе экспедиций. В. И. Плетнев, председатель Шебалинского райревкома, резко критиковал эту форму заготовки мяса. Он указывал, что «при этом снабжается товарами и деньгами не беднейшее, а кулацкое население деревни. Эта тактика расходится с общими принципами советской продовольственной работы». Норма взимания молочных продуктов была установлена в размере 25 фунтов (1 фунт = 410 г.) с дойной коровы в год (примерно 10 кг). Осенью 1920 г. была введена разверстка на сено, затем на домашнюю птицу, кожсырье, шерсть и другие продукты сельскохозяйственного производства. Передача заготовок, а также распределение всех жизненно значимых продуктов в руки продорганов имела следствием фактическую ликвидацию свободной торговли ими. Ярким проявлением разверсточных подходов к организации крестьянской жизни стало внедрение в нее трудовой повинности. Помимо лесозаготовок, население широко привлекалось к выполнению подвозно-гужевой повинности, тяжесть, которой в связи с возрастанием военных, продовольственных и иных перевозок для многих крестьян становилась непосильной. Первые вспышки недовольства проявились при взимании разверстки на крупный скот. Очень резко настроение крестьян стало меняться с конца июля 1920 г., в частности в связи с реализацией разверсток на молочные продукты. Дело в том, что разверстка на масло в Сибири, даже уменьшенная для Горного Алтая наполовину, значительно превышала уровень, установленный для европейской части страны (в немаслодельных районах – 3 фунта=1,2 кг, в маслодельных – 10 фунтов= 4 кг масла с коровы). Заведующий отделом заготовок Шебалинского райпродкома в своей докладной записке сообщал «… каждому побывавшему на сельском сходе или просто прислушавшемуся к группе разговаривающих мужичков бросается в глаза злоба и недоверие, которые яркой нитью проходят во всех разговорах, коль скоро вопрос касается заготовок. Результат – безмолвный саботаж, граничащий с контрреволюционным сдвигом в настроениях и умах. И чем ближе к Улале, тем настроение ярче, тем язык развязней, тем чаще и чаще слышится ропот деревни». (История Горного Алтая. Бийск, 2000. С 118). С еще большим недовольством крестьянство встретило запрещение свободной торговли. Разразившаяся летом 1920 г. засуха уменьшила продовольственные ресурсы населения Алтая. Нормы, по которым выдавался хлеб, постоянно уменьшались. В январе 1920 г. они составляли 1 пуд(пуд = 16 кг ) 10 фунтов (примерно 20 кг), а в сентябре – 14 фунтов (5,7 кг) муки или 20 (8,2 кг) фунтов зерна на месяц на душу населения. Некоторые представители партийно-советского руководства, непосредственно работающие с населением, начали высказывать вслух свое отношение к проводимым мероприятиям. 24 июня 1920 г. председатель Горно-Алтайского райревкома В. И. Плетнев, выступая на губернской конференции РКП (б) назвал продовольственную политику Советской власти «неправильной» и предложил не запрещать свободную торговлю. По словам тогдашнего продагента Шебалинской волости Шмелева, В. И. Плетнев часто отменял «для многих тогдашнего продагента селений разверстки по основаниям якобы чрезмерной тяготы наложения и несправедливости таковых ввиду разоренности населения войной». (История Горного Алтая. С. 119). В конце 1920 начале 1921 гг. в Горно-Алтайском уезде возник острый политический кризис. Его руководство было устранено от работы. Губернская комиссия определила суть происшедших событий как подавление организованного В. И. Плетневым и его сторонниками контрреволюционного заговора против советской власти. В действительности эти события означали, с одной стороны, окончательное поражение курса уездного руководства на соблюдение интересов всего крестьянства, а с другой, - решающий шаг в утверждении военно-коммунистической политики, направленной на дальнейший раскол крестьянства и углубление противостояния различных его слоев. Вооруженное противостояние советской власти. Позиция алтайского народа. Для предотвращения выступлений против власти на территории Горно-Алтайского уезда были введены дополнительные армейские части. Одна из них была размещена в с. Шебалино. Выборный принцип формирования ревкомов был заменен назначением. В числе первых были назначены члены ревкома Песчанской и Чергинской волостей. Однако этими мерами погасить недовольство среди крестьян органам советской власти не удалось. Обострение обстановки весной-летом 1921 г. было вызвано еще и конкретными условиями, в которых проводилась посевная компания. Возникла острая нехватка семян. В ситуации, когда свободная торговля была запрещена, и приобрести семена на стороне было невозможно, в семенной фонд оказался включенным в значительной мере продовольственный хлеб, получаемый населением в соответствии с так называемым сметным снабжением. В июне 1921 г. это снабжение было прекращено вовсе, и в результате в Горном Алтае разразился продовольственный кризис, охвативший большую часть волостей. Это был предел терпению жителей большинства сел Горного Алтая. Летом 1921 г. началась повсеместно организация мелких вооруженных групп., выступающих за крестьянские «свободы», «народовластие», «созыв учредительного собрания». В своих обращениях к Кайгородову, находящемуся в Монголии, их руководители доносили: «В Горном Алтае «все готово» для восстания, нужен лишь только вождь». Активизация антисоветского движения в Горном Алтае приходится на август месяц 1921 года. Это не было случайностью. Именно тогда были объявлены первые налоги на шерсть, мед, воск, крупный рогатый скот, вводимые в связи с новой экономической политикой (НЭП). При этом оказалось, что вопреки пропаганде и крестьянским ожиданиям, замена разверстки налогами не уменьшила, а увеличила продовольственные обязательства населения перед государством. Кроме того, в отличие от предшествующей продовольственной компании, население Горного Алтая теперь обязывалось сдать довольно обременительный для него хлебный налог в размере 523 тыс. пудов (примерно 8368 т). Организаторы антисоветского движения учли и такой политический момент, как проведение в августе 1921 г. первых выборов в Советы. Были составлены списки лиц, лишенных избирательных прав. И все же выборная компания показала, что советской власти не удалось провести в местные органы только своих сторонников. На сельских и волостных избирательных собраниях часто обсуждались и принимались списки кандидатов в члены исполкомов, представленные группами крестьян независимо от избирательных комиссий и ячеек РКП (б). Из-за начавшихся вооруженных столкновений выборы в местные органы власти не удалось провести в Шебалинской, Онгудайской, Туектинской волостях. В истории антисоветского движения в Горном Алтае можно выделить три этапа. Первый из них хронологически охватывает время с августа 1921 по январь 1922 гг. Эта волна повстанческого движения имела такой размах, что свободными от нее оставались не более 6 волостей. Активно действовали формирования Семенека Тадышева и Тырышкина. На втором этапе борьбы повстанцев против советской власти (февраль-май 1922 г.) Кайгородов, находясь в Аргуте, восстановил свои связи с руководителями повстанческих формирований, оставшихся в Ануйском, Закатунском и других районах Горного Алтая. Летом-осенью 1922 г. развертывался третий этап повстанческого движения. Он связан с деятельностью одного из сподвижников Кайгородова – Кармана Чекуракова. Вооруженная борьба происходила в основном в Уймонской долине. В ноябре 1922 г. гражданская война на территории Горного Алтая окончилась. В движении против советской власти принимали участие различные слои крестьянства. Документы свидетельствуют о том, что ядром повстанческого движения были крестьяне-середняки, вокруг которых чаще всего объединялись представители других социальных слоев. В исследовательской литературе отмечается активное участие алтайцев в повстанческом движении. «Калмыки в феврале 1922 г. составляли основное надежное ядро банды Кайгородова» – говорится и в архивном документе – заключении Политуправления РВС Сибири. Тожулей Ташкенов, братья Чекураковы, Семенек Тадышев – лидеры антисоветских формирований, представители коренного населения. Только подавив выступления их отрядов, части особого назначения (ЧОН) наконец-то обеспечили мирные условия для функционирования советской власти в Горном Алтае. Активность коренного населения в повстанческом движении объясняется прежде всего тяжелыми последствиями для их хозяйств советских экономических мероприятий. Однако были и другие, не менее серьезные обстоятельства: например, недооценка национального фактора в развитии событий 1921-1922 гг. в Горном Алтае. Сиббюро ЦК РКП (б) было склонно видеть в движении за национальное самоопределение, начавшемся в 1917 г., лишь стремление «небольшой кучки националистически настроенной части «алтайцев к «моральному удовлетворению» и исполнению, легенды» о государстве Ойрот. Однако, события гражданской войны показали ошибочность их взглядов. Постоянное инициирование Кайгородовым вопроса о национальном самоопределении Горного Алтая и та поддержка, которую оно получало среди коренного народа, поставили советскую власть перед необходимостью решения существующих в регионе национальных проблем. В конечном счете, и совпартработники Сибири были вынуждены искать выход из ситуации, сложившейся вокруг национальных отношений в Горном Алтае, с позиций предоставления алтайцам автономии. С. Яжанкина, директор Шебалинского краеведческого музея На снимке: встреча партизан в Камлаке (Продолжение. Начало в номере от 4.04. 2013 г)
Шебалино: с древнейших времен до наших дней Командир красногвардейского отряда Василий Иванович Плетнев (на снимке) родился в 1886 году в Шебалино. В 1899 году окончил Шебалинскую церковно-приходскую школу, затем Бийскую гимназию.У него было 6 братьев и 3 сестры, он – старший. В 1905 глоду после смерти отца Ивана Филипповича вернулся домой. Женился на Нине Ивановне Стафурской. В 1909 году Василия Ивановича призвали на действительную службу в царскую армию. С 1914 по 1916 год был на русско-германской войне. В конце марта – начале апреля 1917 года на родину стали возвращаться фронтовики. Вернулся и Василий Иванович Плетнев. Февральские события застали его в Петрограде, где он принял непосредственное участие в свержении самодержавия. Он испытывал огромную ненависть к врагам народа. Будучи в полковом ревкоме, в эти исторические дни прошел большую школу и получил ясность цели в дальнейшей борьбе. Возвращаясь домой, Василий Иванович проводил разъяснительную работу не только среди своих товарищей, но и там, где останавливался. В Шебалино никто еще не рушил старые устои – он был первым. Предстоял суровый путь борьбы. На второй день по прибытии Плетнева в Шебалино в доме Ивана Васильевича Стафурского состоялось тайное совещание, на которое были приглашены надежные товарищи-фронтовики. После информации о событиях в центральной России участники совещания решили начать индивидуальную работу с жителями по привлечению их на сторону большевиков. В конце 1917 года до Горного Алтая дошли слухи, что в далеком Петрограде совершилась социалистическая революция. По инициативе группы Плетнева был собран сельский сход, на котором большинство высказалось за Советскую власть. Избрали Совдеп, в состав которого вошли Плетнев и его сторонники. Совдеп приступил к работе, не имея директив из центра, а руководствуясь своим самосознанием. В начале 1918 г., воспользовавшись тем, что Василий Иванович выехал в Топучую, банда Попова собрала собрание, пригласив туда в основном кулаков и их подпевал, и явились туда вооруженными. Сам Попов потребовал ареста членов Совдепа и немедленного их расстрела. Решение было принято. В это время вернулся Плетнев, поняв, в чем дело, он скрылся в толпе. Но его и Громоздина, А. Е. Зырянова, двух братьев Зыряновых, Белкова и Усольцева арестовали и под конвоем увели в «волость» и заключили в камеру. Сторонники Совдепа не растерялись, они собрались в надежном месте и решили организовать вооруженную защиту арестованных. Начали сбор оружия и боеприпасов. Два сына Плетнева: Иван и Александр - погодки, старшему из которых шел 12 год, носили заключенным еду и передавали последние новости. Но в Шебалино внезапно прибыл начальник милиции из с. Алтайское – Кузнецов. Оказалось, что сын начальника сельской почты передал ему о случившемся. Начальник потребовал выдачи ему «преступников». Главари банды согласились с ним. Кузнецов – сослуживец Плетнева по царской армии, присутствовал на совещании в доме Плетнева. Приняли такое решение: членам Совдепа немедленно скрыться и доставать оружие, иначе они могли быть схвачены вместе с «представителем» власти. Открытое выступление было невозможно, так как Шебалинские мараловоды, купцы и кулаки имели своих вожаков, оружие и огромные капиталы для подкупа неустойчивой части населения, особенно подхалимов и провокаторов. Вскоре образовавшаяся группа выдвинула Василия Ивановича Плетнева своим коммунистическим организатором и руководителем. Шебалинские контрреволюционеры во главе с крупнейшим богачом Поповым (на снимке с семьей) почувствовали в лице Плетнева своего кровного врага и крупную фигуру агитатора-большевика; это вызвало к нему и его товарищам дикую ненависть и злобу с их стороны. При обсуждении вопросов предвыборного характера или на политические темы текущих событий между Плетневым и Поповым происходили жесткие схватки. Попов считался особо почетным в селе человеком. Он был очень солиден: с большой седой бородой, да и весил не менее 10 пудов. Всегда натравливал своих подпевал на Плетнева, призывал гнать «бунтовщиков» в шею. Но умело доказывал Василий Иванович бедноте свои революционные взгляды. И вот, оставив вместо себя Владимира Степановича Зырянова и поручив ждать ему на устье реки Марчела, Плетнев выехал в с. Чергу. Из воспоминаний Парфирия Семеновича Тарощина (дословно): -По прибытии Василия Ивановича в Чергу мне велели срочно запрячь лошадей и без остановок везти его в Бийск. В с. Катунск Плетнев остановил меня, а сам уехал на других лошадях, приказав мне дожидаться его. Вернулся он к вечеру на следующий день с ящиками оружия и патронами, в сопровождении группы товарищей. Всех их, вместе с грузом, я доставил скрытым путем в Чергу. Мартовским утром вооруженный отряд занял здание Шебалинской волости и сельскую сборню. Совдеп был восстановлен и вновь приступил к работе. Все действия производились очень осторожно, чтобы не вызвать озлобление в селе – ведь многие еще не понимали, что такое Советская власть. Постепенно из села разбежались все богатеи. Их добро было конфисковано и пущено на оказание материальной помощи беднякам. Для продпомощи использовались маралы Алексея Попова и его хлебные закрома. Совдеп часто устраивал уличные демонстрации с красными знаменами (на снимке). Велась боевая подготовка красноармейцев. 9 мая 1918 года в с. Мыюта местное кулачество совместно с бандой арестовали члена Совдепа Сараева и других, подвергли их порке и зверски избили. Они хотели ворваться и в Шебалино, приняли все меры к сохранению этой тайны, но этого им не удалось. Созван срочно был отряд, выступивший в Мыюту. Там Плетнев дал бой, который длился около 5 часов. Банда в 500 человек была разгромлена тридцатью красногвардейцами. Главарь банды Гуркин бежал в Узнезю. Было захвачено 200 пленных, а в отряде потерь не было. Пленные после митинга были отпущены по домам. Мыютинский бой был первым вооруженным боем за советскую власть на Алтае. Имя Плетнева стало популярным среди народа. В конце мая, во время мятежа чехословацкого корпуса, отряд Плетнева был вызван для защиты Бийска. Отряд направился для подавления мятежа в Чумышский район. В то время в родном селе была создана еще одна банда. Плетнев с отрядом был вызван туда. Между селами Алтайским и Каменкой красногвардейцы обратили банду в бегство. Прибыв в село, отряд принял меры к его охране. Вскоре Бийск заняли мятежники… Отряд Петра Сухова погиб в уймонских горах… В Улале свирепствуют черносотенцы-каракорумцы. В эти тяжелые дни отряд уходит в подполье. Сам Плетнев ушел в горы. В Шебалино для «наведения порядка» прибыла банда Лукашевича. Они устроили суд над членами отряда, оставшимися в селе, которые были выпороты. Особенно срывали зло на братьях Плетнева – Петре и Иване. Издевались и над его женой – Ниной Ивановной. Её, мать Зыряновых, Нестерову и Кузинскую посадили в школу, зверски избили, а Домну Кузинскую расстреляли. Расстреляны были и большевики: Михаил Степанович Шестернин, его сын Алексей, Владимир Громов и Алексей Боржин. Были убиты фельдшер Осокин и брат Плетнева – Иван Иванович. На одном из собраний в Шебалино Попов заявил, что за голову Плетнева он отдаст свое имение. Плетнев скрывался в Бийске, на улице Татарской, в доме Трибунских. Из Бийска, с чужими документами, он вышел по селам, ведя разъяснительную работу, устанавливая связь. И вот, в 1919 году, на Алтае развернулось партизанское движение, банды были разгромлены. Отряд Плетнева влился в регулярные части Красной Армии. Василий Иванович был назначен комиссаром Бийска. Вскоре ему поручили сформировать Шебалинский ревком. Первоначально ревком размещался в доме кулака Игнатия Попова. Ревком подчинялся Барнаульскому губревкому. Он развернул широкую культурно-массовую работу, правильно решил национальный вопрос. Большая заслуга в этом его председателя Василия Ивановича Плетнева. Старое поколение хорошо помнит его и его революционную деятельность в Горном Алтае. После установления советской власти на Алтае в 1935 году Василий Иванович выехал в г. Фастов. После болезни он скончался. Похоронен со всеми воинскими почестями в братской могиле. (Брошюра А. В. Плетнева «Командир красногвардейского отряда»). С. Яжанкина, директор краеведческого музея Продолжение. Начало в номерах от 4 апреля по 2 мая