Четверг, 09.01.2025

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » Из редакционной почты

Страницы истории Чуйского тракта
В январе 2009 года по инициативе и с участием одного из постоянных читателей «Сельской нови» Алексея Мегедекова начал работать сайт нашей газеты, который в настоящее время знаком пользователям Интернета и находится по адресу shebalino-gazeta.ru. Появление электронной версии газеты дало возможность расширить число читателей, не ограничиваясь пределами нашего района и республики. Среди постоянных читателей теперь – жители ближнего и дальнего зарубежья, бывшие наши земляки и просто люди, интересующиеся событиями, происходящими в любой точке земного шара.
Одним из таких читателей оказался увлеченный человек, журналист, в прошлом - собственный корреспондент газеты "Труд" по сибирскому региону Сергей Корзенников, увлеченный автотурист, участник клуба автомобильного туризма «402km.ru», объединяющего таких же неравнодушных людей из многих регионов Сибири. Не раз проезжая по дорогам Алтая, не просто путешествуя, а изучая обычаи, традиции, историю нашего края, Сергей заинтересовался историей строительства Чуйского тракта. Начав исследовательскую работу по этой теме, выяснил много ранее неизвестных широкой общественности фактов. В своем блоге, посвященном Чуйскому тракту, он пишет:
«Пожалуй, немного найдется в мире дорог, которые имеют столь трагическую и интереснейшую историю, как Чуйский тракт. "Великий путь из Китая в Россию", "Дорога жизни", "Дорога, вымощенная костями и политая кровью" - эти и аналогичные определения более чем семистам километрам, петляющим по степям и карабкающимся по горным перевалам Алтая.
Пожалуй, каждый, кто впервые сталкивается с трактом и с Горным Алтаем оставляет на его просторах частичку себя: невозможно остаться равнодушным к вензелям тракта, к его великолепному обрамлению величием горных хребтов, вдоль которого тянутся версты Чуйского».
Этот блог по задумке автора полностью посвящен истории тракта. Кем, как и когда он был создан? Кто трудился над перевоплощением непроходимых топей и неприступных горных перевалов в километры современной дороги? Что окружает тракт на всем его протяжении? «Ответы эти и многие другие вопросы, которые задает тракт, надеюсь, помогут гораздо лучше узнать тракт и приподнять завесу над некоторыми тайнами, которые есть в его истории», - размышляет С. Корзенников.
В этом году мы начинаем публикацию цикла исследовательских статей Сергея Корзенникова об истории Чуйского тракта. Помимо цели информативной, мы хотим найти тех, кто владеет какими-то данными по этой теме, и, как дань памяти тем, кто положил свои жизни на строительстве тракта, поставить вопрос о создании памятника погибшим основателям нашей «дороги жизни».
Краткая хронология строительства Чуйского тракта
1788 г. - первые сведения о Чуйском тракте в письменных источниках. В начале 40-х годов Х1Х века - русские торговцы впервые достигли урочища Кош-Агач. В 50-60 годы века - у р. Бураты начинает действовать ярмарка.
60-е годы XIX века - делается участок дороги от Бийска до Алтайска и дальше до Шабалино на средства, выделенные купечеством.
1869 г. - генерал-губернатор Западной Сибири Казанков представил министру финансов записку, в которой обосновал необходимость устройства колесной дороги вместо вьючной.
1877 г. - перестраивается участок от Шебалино до Онгудая.
1879 - 80 гг. - Онгудай - Хабаровка. От Хабаровки до монгольской границы путь был исключительно вьючный.
1885 г. - первые изыскательские работы на Чуйском тракте ведут инженеры М. А. Брещинский и техник А. И. Александров.
1892 г. - исследование на Чуйском тракте провел техник Н. Ивачев.
1900 г. - по непосредственному ходатайству князя Вяземского в Горный Алтай направлены исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль. Они составили смету о расчете ширины дороги в бомах 3,5 аршин, а в остальных местах 5 аршин. Дорогу на подрядных условиях строили крестьяне близлежащих сел.
5 мая 1901 г.- начались работы по устройству колесной дороги сразу на перевале Чике-Таман, поскольку до него колесная дорога уже существовала.
16 июня1901 г. - под руководством поручика Федорова прибыла партия в Бийск, а затем в Хабаровку для проведения взрывных работ на болотах.
1903 г. - колесная дорога была проложена на всем протяжении Чуйского тракта. Существовали 3 паромные переправы.
1913 -1914 г. - изыскательские работы на Чуйском тракте под руководством техника В. Я. Шишкова, который предложил правобережный Катунский вариант.
Май 1922 г. - Чуйский тракт объявлен дорогой государственного значения.
1922 г. - строится первый мост на Чуйском тракте у с. Усть- Сема, автор и руководитель А. И. Труевцев.
Май 1935 г. - деревянный мост через Бию в г. Бийске по проекту инженера А. Кнушевицкого.
Ноябрь 1935 г. -деревянный мост через р. Ишу построен по проекту и под руководством А.И. Труевцева.
1936 г. - первый в мире двухкабельный висячий мост через р. Катунь, спроектирован инженером С. А. Цаплиным. Существует ныне как памятник мостостроения.
1956 - 1957 г. - проведены работы по капитальному ремонту участка дороги
Усть-Сема - Шебалино, с устройством черного покрытия.
1958 г. - начаты работы по капитальному ремонту участка Бийск - Майма.
1959 г. - первый железобетонный мост на Чуйском тракте через р. Катунь в
с. Усть- Сема. Главный инженер Тырышкин.
1959 г. - железобетонный мост через р. Иша.
1961 г. - Чуйский тракт входит составной частью в автомагистраль Новосибирск –Бийск - Ташанта.
1964 г. - железобетонный мост через р. Бия.
С 1965 г. - перестроен ряд тяжелых и опасных участков дороги, в том числе перевалы Семинский и Чике-Таман.
1970 г. - железобетонный мост через р. Иня.
1995 г. - через реку Бия обводной мостопереход. Главный инженер проекта М. В. Лилова.
В следующем номере читайте о загадках и темных пятнах в истории строительства тракта – периоде с 1922 по 1936 годы.
По материалам Сергея Корзенникова подготовила Л. Тислицкая
Категория: Из редакционной почты | Добавил: Людмила (29.12.2010)
Просмотров: 1434 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2025