В начале года в нашей газете начата публикация статей журналиста Сергея Корзенникова из Новосибирска, посвященных истории строительства Чуйского тракта. Сегодня мы предлагаем читателям продолжить знакомство с исследованием журналиста. Самым темным пятном в истории строительства тракта является период с 1922 по 1936 годы. Потребовалась хорошая автомобильная дорога, которая бы связала СССР с Монголией. Помимо экономической выгоды, во главу угла была поставлена и политическая составляющая: Советскому союзу нужен был стратегический партнер в Азии. Таковым рассматривалась именно Монголия. Основными строителями дороги в эти годы стали заключенные. Сложно судить, кого тут было больше: уголовников или политических или просто репрессированных. По некоторым данным, на момент расформирования 7-го отделения Сиблага, который являлся основным поставщиком дармовой рабсилы для "ШосДорСтроя", почти половина заключенных, работавших на Чуйском, были уголовники. Следовательно, вторая половина - люди, которые не вступали в конфликт с Уголовным кодексом. Говоря о том, что упомянутые выше годы являются «темным» пятном в истории тракта, я нисколько не оговорился: материалов о строителях и их судьбах крайне мало. Все сводится к одной простой формулировке: «привлекались заключенные». Далее этой формулировки подробностей практически нет. Вернее они есть, но надежно спрятаны в архивах. А ведь речь идет о судьбах тысяч людей, многие из которых навсегда остались в земле Горного Алтая. Более того, по скудным свидетельствам очевидцев, местами тракт - это кладбище. Ибо, зачастую умиравших на изнурительных работах людей хоронили прямо в дорожном полотне. На ином километре до 10-12 человек... Мне несказанно повезло: настоятель церкви села Шебалино отец Павел Тайченачев дал почитать воспоминания Екатерины Владимировны Чичериной, проведшей в арестантской робе три года на Чуйском. Бийск-Топучая-урочище Кор-Кечу-Курайская степь - такова география «зэчки» Чичериной, арестованной и сосланной на тракт лишь за то, что она была верующей. Книга, что дал мне отец Павел, называется «У Бога все живы». Всем, кому небезынтересна история тракта, я рекомендую ознакомиться с нею. (продолжение следует) Подготовила Л. Тислицкая