Пятница, 10.01.2025

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » Из редакционной почты

Талант – паспорт художника
Что есть красота? Какова подлинная мера ценностей в жизни и в искусстве? Что происходит с человеком в этом вечно движущемся, меняющемся мире?
Каждый день, каждый час мы повсюду - на улице, в магазине, на работе, в транспорте - видим десятки лиц, встречаем взгляды серых, зелёных, карих, голубых глаз; нежных, грустных, весёлых, задумчивых, добрых, снисходительных, надменных, очаровательных глаз незнакомых прохожих. Наш взгляд скользит по лицам людей, живущих рядом с нами, и часто бывает так, что промелькнёт лицо, и вот его уже нет в нашей памяти. Простые лица ... В каждом открывается что-то своё, неповторимое. По лицу можно узнать настроение, характер людей. Доброе, открытое, застенчивое, улыбчивое, волевое, задумчивое, умиротворённое, утомлённое, тревожное, ласковое, смелое, хитрое, насторожённое, мудрое ...
Вот портрет мужчины в штормовке, соломенной шляпе; изогнутые брови, надломленный взгляд голубых глаз, красноватый нос, волнистые короткие волосы, борода и усы. Человек смотрит вдаль, но взгляни он прямо на нас, мы ощутили бы почти натуральную живость присутствия. Такое духовное сочетание человеческих состояний - покоя и почти физически ощутимого движения и мысли. Портрет привлекает своей жизненной достоверностью. Легко узнаётся односельчанин, живущий в соседнем дворе.
А рядом - лицо молодой женщины. Наблюдательно переданы сосредоточенный взгляд, характерное выражение лица - доброе и открытое, в котором ощущаются воля и энергия. Тёмные брови, прямой, чуть вздёрнутый нос, алые пухлые губы, волевой подбородок, смелый взгляд. Длинные распущенные русые волосы с каштановым отливом падают на обнажённые плечи. Нежность и лиричность портрету придаёт белое лёгкое платье с глубоким декольте. Портрет изображён на нейтральном коричнево-сером фоне.
Обычные лица, лица ничем не примечательных людей. Но что-то не даёт скользнуть по ним привычным «невидящим» взглядом. Таково воздействие искусства: в привычном, обыденном оно открывает нам нечто удивительное, жизненно важное, непреходящее. Действительно, в портрете, казалось бы, всё просто. Никаких умышленных эффектов, способных привлечь и поразить наше воображение. И разве главное в портрете его сходство с оригиналом? Ведь если перед вами портрет незнакомого нам человека, мы не задумываемся о его похожести или непохожести. Для художественного портрета необходима идентификация, прикосновение к тайне жизни этого человека.
Кто же этот художник, сумевший приоткрыть для меня тайны портретной живописи? Однажды в аскатской художественной мастерской художника Б. В. Суразакова я увидела художника-портретиста. Рука его ещё поправляла что-то в портрете, стоящем на мольберте. Из огромного окна ярко светило солнце. Художник сидел боком к окну. Около него лежала палитра с выдавленными из тюбика масляными красками. Мы с хозяином мастерской замерли сзади, наблюдая за работой мастера. Так я впервые увидела Вячеслава Сергеевича Торбокова.
В портрете меня привлекла красивая осанка и какой-то задумчивый, немного грустный взгляд голубых глаз молодой женщины. Стройность её фигуры подчёркивало строгое синее платье. Нежный овал лица окаймлён золотистыми локонами, слегка касающимися плеч. Изящная линия бровей, тонкий нос, мягкие очертания губ с поднятыми вверх уголками. На платье едва проглядывает тоненькая цепочка с прозрачным янтарём. Сверх платья струится вниз жёлто-зелёный шёлк кашне. Руки её с длинными тонкими пальцами лежат на коленях. На запястье из-под рукава поблёскивает золотым отливом браслет. За спиной женщины виднеется спинка стула. Портрет написан на нейтральном коричневом фоне.
Художник постоянно обращается к портрету, подолгу вглядываясь в человека, изучая его характер. В портретах, написанных Торбоковым, нет заданности. Персонажи его полотен - люди, хорошо ему известные и симпатичные. Чаще всего это родные, друзья, художники или знакомые, заинтересовавшие его своей внешностью либо привлекшие душевным складом. Он стремится к ясности, простоте, отказывается от излишней деталировки. Как правило, модели изображены на нейтральном фоне. Художник сосредоточивает внимание на лице, глазах, добиваясь тем самым психологической выразительности. Вячеслав Сергеевич всегда всматривается в глаза. Простота выполнения, простота средства, а сколько смысла. Но кроме этого всегда присутствует и фантазия. Глаза позволяют глядеть в их глубину. Глаза как бы задумываются и, воспользовавшись этим, мы входим в них. В.С Торбоков в равной мере является противником и приближающегося к фотографии натурализма, как, например, портреты Александра Шилова, так и далёкого от жизни беспредметного абстрактного искусства. Художник заявил себя приверженцем того, что прошло проверку веков и поколений. Современность образа не вызывает сомнений. Это отражение мироощущения Торбокова находит форму выражения через создание лица человека. Его портреты не сравнишь с той формой искусства, искажающего лицо мира, которое называется авангардизмом, модернизмом, кубизмом, экспрессионизмом, футуризмом, где лицо стирается, превращается в цветные пятна, искажается, деформируется, примитивизируется до патологического уродства. Это насмешка над красотой. Конечно, среди авангардистов было немало одарённых мастеров, которые поддались разрушению культуры. В портретах и живописных полотнах Вячеслава Торбокова прослеживается ярко выраженная национальная самобытность искусства. Его твёрдая гражданская позиция противопоставляется «геометризации» мира и человека. Он проповедует реализм своим искусством как истинную ценность.
Индивидуальность Торбокова проявляется в умении видеть натуру. Он добивается порой едва уловимого и таинственного, реально-поэтического, которое преображает труд ремесленника в произведение искусства. Портрет человека - это и пространство, которое возникает около него, со всем его эмоциональным содержанием. Это пространство не столько ощущается зрительно, сколько угадывается. Нельзя смотреть на портрет и переживать. Это дается только подлинным искусством. В них поэтическая недосказанность, насыщенная глубокими мыслями; только мысли эти далеко не сразу удается уловить.
Вячеслав Торбоков – художник лирического склада, ему свойственно образное видение природы. Стоя перед работами художника, зритель сопереживает чувство красоты, единения с природой и людьми. Чувствуется подлинная, органически присущая натуре художника любовь ко всему живому.
Где истоки этой любви?
Родился Вячеслав в алтайской деревне Шарагайте Шебалинского района Республики Алтай 17 мая 1956 года. В семье было 9 детей и двое приёмных. Отец - Сергей Камылдынович Торбоков работал в Шебалинском райкоме партии, закончил Омскую партийную школу. Умер он в 1995 году. Мать Зоя Сергеевна - домохозяйка, всю жизнь занималась воспитанием детей. Сейчас она пенсионерка, живёт в Шебалино. Деды погибли в Отечественную войну. В Шаргайте Вячеслав окончил три класса, потом учился в Шебалино до окончания средней школы.
Вячеслав Сергеевич с любовью вспоминает свою маленькую, милую сердцу родину. «Это село, которое стоит среди высоких гор, моему сердцу всегда близко и дорого. Здесь прошло моё счастливое весёлое детство. Зимой допоздна, несмотря на мороз, мы катались с горы на санках и на лыжах. Но, конечно, мы с нетерпением ждали прихода весны. Когда снег растает на солнечной стороне, мы, сняв сапоги, голыми ногами ходили по тёплой земле и, играя, не замечали, как быстро проходило время. Летом ходили рыбачить на речку Беш, ещё во время сенокоса на конях возили копны, работали наравне со взрослыми. Я до сих пор удивляюсь тому, что в те годы люди свои дома не закрывали на замок. В селе не было ни пьющих людей, ни воров. Наш дом стоит в начале деревни. Вокруг дома росли цветы и лиственницы. Когда я смотрел в книгах репродукции известного русского художника И.И. Шишкина, то мне казалось, что он нарисовал именно наши края. Когда я повзрослел, то понял, что великий художник в своих картинах рисовал сосны и другие хвойные деревья. Поэтому, когда я смотрю картины учителя Чорос-Гуркина и И. Шишкина, я вспоминаю своё село и детство. А сейчас вокруг села Шаргайты стало мало лиственницы. Из-за плохих людей наш Алтай становится с каждым годом всё беднее. Если будет так продолжаться, для будущего поколения ничего не останется.
Моя мама Зоя Сергеевна - мастерица. Она и шьёт, и хорошо рисует. Мама очень много для нас шила рубашек и платьев. Она учила нас рисовать, и сама очень хорошо рисовала всадника. Я своей маме показываю свои картины и внимательно слушаю её мнение. Мама - мой первый учитель.
Мой отец Сергей Камылдынович - о нём тоже хочу сказать тёплые слова. Он не умел рисовать и ничего не понимал в искусстве, но одобрял мой выбор и всеми силами помогал. (Журнал«Солоны» №3/1998).
В 1973 году поступил в Новоалтайское художественное училище. После первого курса с 1974 по 1976 годы отслужил в армии и вернулся обратно в училище. Трудности состояли в том, что студентам самим приходилось покупать холсты, кисти, краски. Обучался живописи у Двойноса Степана Кузьмича, Раменского Владимира Александровича. В 1979 году, окончив педагогическое отделение художественного училища, вернулся в Шебалино. Стал работать в районной художественной мастерской художником-оформителем. Оформлял плакаты, наглядную агитацию.
В 1982 году поехал в Москву в государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Поступил на отделение станковой живописи. Учился у профессора Дмитрия Константиновича Мочальского. В 1988 году, окончив институт, приехал в Горно-Алтайск. Через год устроился в художественный фонд при Союзе художников. Занимался оформлением интерьеров кафе, столовых, рисовал плакаты. В 1990 году работал над оформлением первого номера журнала «Солоны». От главного редактора журнала «Солоны» Тепукова Кюлера Езендиковича мы услышали о Торбокове очень тёплые слова. «Торбоков - очень интересный художник, очень талантливый живописец. Один из первых в Горном Алтае окончил как живописец Московский художественный институт. Вячеслав Сергеевич очень чувствует детские рисунки. У него есть душа, сердце. Он - занятой человек, и мы, редакция, ещё утруждаем его своими просьбами. Но он нам не отказывает, сотрудничает с нами. Ни одного номера журнала «Солоны» без него не выпущено до настоящего времени. Он очень красочно оформляет журнал.
А ещё он - человек слова. Если взялся, то обязательно сделает. К своей работе художник относится очень щепетильно. Он делает долго, но качество восхищает. Просто прекрасное качество! Как человек он очень общительный, обладает чувством юмора. С ним можно беседовать о литературе, о живописи. Это человек открытой души, всегда может чем-то помочь. И хотя мы платим художникам маленькие гонорары, благодаря им - таким бескорыстным людям, как Торбоков, которые ради детей, ради журнала рады помочь - наш журнал живёт. Мы долго искали художника, когда начинался наш журнал, для оформления самого первого номера. Это было в 1990 году. И хотя это была очень ответственная работа, он взялся и сделал очень классно. До сих пор журнал №1 является эталоном для оформления. Красочность, яркость нравится детям, - закончил свой рассказ главный редактор.
Журнал «Солоны», который он иллюстрировал, сам по себе приносил ему известность и признание.
Иллюстрируя какие-либо произведения, он никогда не идёт покорно за развитием сюжета, его задача и шире, и глубже: он стремится средствами живописи помочь читателю раскрыть образы героев рассказа. Художник неизменно дарит читателю нечто неожиданное, совсем непохожее на его прежние работы. Дети будут не только читать журнал, но и перелистывать, любоваться обложкой, титулом, иллюстрациями. Вячеслав Сергеевич сумел создать иллюстрации поэтичные, немножко озорные, изящные, радужные.
Обложка журнала «Солоны» №1 (1990 г.) сверкает и переливается всеми цветами радуги. Сами буквы названия журнала словно маленькие солнышки, словно атласные ленточки в косе, словно лучики, пробившиеся сквозь призму стекла, переливаются весёлыми красками. Обложка отливает червонным золотом, и сквозь этот жар полыхающего знойного солнца будто северное сияние разлилось по всему пространству неба и земли. А навстречу солнцу радостно спешит всё живое. Олень, раскинув свои ветви-рога, зорко оглядывается вокруг. Глухарь встречает утро в ветвях цветущего дерева-шара. Бабочки вспорхнули из освещённой травы. Филин притаился в густых кущах. Белочка, распушив свой хвост, быстро карабкается вверх по дереву. Разбужена вся природа. И даже двум маленьким пичужкам не спится. Как же! Проспать такое чудесное утро! Так, наверное, начинается жизнь. А в небе гаснут последние ночные искорки-звёздочки. Здравствуй, утро! Утро нового журнала для детей.
Обложка красочна по своему фейерверку красок, по буйству цвета. Деревья сказочны, они как яркие планеты излучают тепло, свет и фантастические волны солнечных лучей, которые превращаются в радугу. Потрясающая картина праздника жизни!
Раскроем журнал. Вот она, орнаментальная музыка, окаймляющая вводную статью и стихи Лазаря Кокышева. На следующих страницах художник иллюстрирует рассказы алтайских писателей. Рисунки В.С Торбокова проникнуты светом, детскими снами, яркими сочными красками, запахом луговых цветов, улыбками. Тут знакомые с детства деревенские улочки, а вот Тайана спит, улыбаясь во сне. В каждом рисунке¬ жизнь, движение. Восход солнца, рёв белого медведя, журчащая речка, пьющий олень, улетающий косяк птиц, ветка, с которой вот-вот сорвётся кедровая шишка. А здесь и вовсе буйство полевых цветов. Мельтешат между ними яркие бабочки и грациозные стрекозы. Они сами как яркие цветы теряются в этом ярком оранжево-зелёном мире среди ягод лесной земляники, которые как божьи коровки притаились в уголочке под ромашкой. Так и ощущаешь кожей прикосновение былинок и улавливаешь сумасшедшие запахи лета, цветочную ауру. Хочется даже закрыть глаза и вдохнуть полной грудью.
Журнал пропитан любовью к родной земле. На берегу скалистой реки стоит охотник. А на той стороне - оленные камни. Когда-то, в начале первого тысячелетия до нашей эры, там так же стоял другой охотник и красной охрой изображал охоту на оленей. Вот и сам он, красавец-олень, бьёт копытом о крутую скалу над водопадом. Внизу, словно сорвавшись в пучину, низвергается голубой поток. Великолепны рога у оленя. Это и не рога вовсе, а, сорвавшись с головы оленя, они превратились в красивый узор в углу страницы. Ну а дальше - опять орнаментальная передача темы.
Шарады, ребусы, головоломки посвящены сценам древней охоты. Животные, пронзённые меткой стрелой, охотники с луками, множество солнечных кругов - история древнего мира, наших далёких, из скифского времени, пращуров.
Далее - весёлая страничка с детскими стишками. Солнце роняет огромные капли на цветущий луг. Радуга приспустилась на лужок, чтобы сравнить себя с пёстрыми цветами. Под симпатичной берёзкой¬ курочка-хохлатка со своим ненаглядным чадом. Лукаво выглядывает бусенькая мышка из-за белого ствола берёзы.
Закрываешь журнал, смотришь в окно и видишь, что уже вечер, выглянула луна, мерцают звёзды, небо потемнело, а цветы на лугу уже красно-коричневые от заходящего солнца.
Все произведения художника Торбокова словно светятся такой нежной и одухотворённой чистотой, что поневоле создаётся особенное радостное настроение. Его произведения, подобно музыке, словами передать невозможно. Недаром Вячеслав Сергеевич так любит классическую музыку композиторов Бетховена, Моцарта, Баха, Чайковского, Вивальди, Глинки. Он вдохновенно работает под тихое звучание любимых произведений. Музыка всю жизнь сопровождает художника, вдохновляет его. Она настраивает на истинный путь.
Председатель Союза художников РА Сергей Владимирович Дыков так отозвался о работах В.С. Торбокова: «Манера письма сдержанная, тонкая по цвету. Он хороший колорист, тонко разрабатывает цветовую гамму. Качество работ очень высокое, особенно портретные работы ему удаются. Они могут встать в один ряд с работами лучших художников. Его лучшая работа - портрет Чорос- Гуркина (1996г.) уже засветилась в нашем фонде, уже приобрела весомое значение. Также интересны сюжетно-жанровая картина, дипломная работа художника «Той», напечатанная в журнале «Художник» И портрет художника Таныша (1989г.), пейзажи «Белуха» (199бг.), «Катунь», книжные иллюстрации.
Вячеслав Сергеевич очень много сделал для Союза художников РА. С его помощью был издан альбом «Союзу художников -10 лет». В трудные годы он помог Союзу выстоять, выжить. Вячеслав Сергеевич организовывал выставки художников. Конечно, трудно совмещать административную работу с творческой. Не хватало времени. Упущено несколько лет для плодотворной творческой деятельности, может быть, из-за этого у него не было ни одной персональной выставки. Тем более, что Торбоков очень требователен к себе как к художнику. Да и работы его быстро раскупаются. Вячеслав Сергеевич - талантливый педагог».
Творчество художника не ограничивается каким-либо одним жанром. В натюрмортах нет импозантных драпировок, дорогой посуды. Либо это простой дощатый стол под соснами, корзина с опятами, кедровые шишки, ягоды калины красной. Либо простой табурет, накрытый лёгкой тканью и лесные огоньки в стеклянной банке. Изображение грибов очень материально. Он пишет грибы зримо, весомо, красиво по колориту. Кисть художника рисует тонко, точно, когда в натюрморте с грибами изображается красная калина в плетёной корзине. За внешней простотой ощущается поэтическая взволнованность и искренность художника, внутренняя значительность и содержательность его мировосприятия. Тонкий лиризм и сердечная простота¬ - качества, неизменно присущие произведениям Вячеслава Торбокова. Чувство современности живёт не только в темах и сюжетах работ художника, но и во всём их эмоционально-живописном строе. Творчество художника очень цельно, его основу составляют бесконечная преданность искусству, искренняя любовь к природе, глубокое знание и понимание её жизни.
Приезжая в гости к художнику Б. В. Суразакову, Вячеслав Сергеевич всё сильнее и сильнее чувствует, что он пленён, покорён природой Аската. Он решает построить здесь дом и переехать сюда жить.
Н. Красавина с. Аскат
PS. 17 мая нашему талантливому земляку художнику Вячеславу Сергеевичу Торбокову исполнилось 60 лет. Центральная районная библиотека на этой неделе проводит мероприятие, посвященное этой замечательной дате.
Категория: Из редакционной почты | Добавил: Людмила (19.05.2011)
Просмотров: 2398 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2025