Пятница, 10.01.2025

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » Из редакционной почты

Узники Чуйского тракта
В нашей газете уже публиковались статьи журналиста Сергея Корзенникова из Новосибирска, посвященные истории строительства Чуйского тракта. Сегодня мы предлагаем читателям продолжить знакомство с исследованием журналиста.
Уже становится понятным, что тракт строили тысячи заключенных. По некоторым данным, большую часть из них составляли репрессированные. Среди этой категории зэка было немало тех, кто до ареста состоял в ВКП(б). В первую очередь это касалось тех, кто служил в РККА. И младший, а уж тем более высший комсостав, как правило, были коммунистами. Иными словами, коммунисты уничтожали коммунистов!
Сведений о конкретных людях, отбывавших срок на строительстве тракта, о их биографиях не столь много. Но, надеюсь, со временем имена их будут всплывать и оглашены в результатах поисков.
Биография Иеромонаха Киприана - это один из немногих случаев, когда о заключенном известно достаточно много.
Киприан (Нелидов Константин Алексеевич). Год рождения 14/01/1901, место рождения – Казань, родился в семье врача-окулиста, потомственного дворянина. Мать была из рода грузинских князей. Родители Кости развелись вскоре после рождения мальчика. Отец переехал жить в Нижний Новгород. Мальчика воспитывала бабушка и мачеха. Константин учился в Нижегородском дворянском институте. По окончании школы Константин был призван в армию. В 1920-1924гг. служил в армии рядовым. В это же время Константин был иподиаконом у епископа Варнавы (Беляева), а потом у митрополита Сергия Места проживания: Московская о., г.Пушкин, Окуловская гора, 27.
Аресты: 15.03.1933.
Осуждения: особое Совещание при Коллегии ОГПУ 10/05/1933, обвинение «проведение антисоветской агитации и контрреволюционной деятельности»,
статья ст.58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор: 3 года ИТЛ.
Групповое дело «Московское дело еп.Варнавы. 1933г.», места заключения: Москва, Бутырский изолятор, год начала 1933, месяц начала 3, год окончания 1933, месяц окончания 6.
Алтайский край, Сиблаг, 7-ое Чуйское отделение, 3-й лагерный пункт. Год начала 1933, день начала 12, месяц начала 6. Отбывал заключение вместе с епископом Варнавой Беляевым). В лагере был определен на земляные работы, но затем назначен кладовщиком. За честность и неподкупность на этой должности был оклеветан и отправлен в штрафную командировку.
Монахиня Екатерина (Чичерина), находившаяся в том же лагере, вспоминала об отце Киприане: «Всегда ровный, светлый, ясный. Сначала определили ему земляные работы, а потом назначили кладовщиком. И тут начались беды. За честность и неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным разбойникам и жуликам (ущелье Кор-Кечу)... Более мрачное место трудно представить... Здесь о. Киприану многое пришлось претерпеть - его окружали грубость, распущенность и развращенность. Но он все побеждал своей кротостью. Будучи дневальным в палатке этих разнузданных людей, он им не перечил, не укорял, старался услужить, любил их, и, когда вскоре умер в больнице, то один из них вспоминал о нем со слезами».
Умер отец Киприан 16.06.1934 в лагерной больнице, 3-го лагерного пункта 7-го Чуйского отделения Сиблага Алтайского края от энтероколита при явлении упадка сердечной деятельности в расцвете лет, как и предсказал ему Владыка Варнава. Смерть о. Киприана произвела большое впечатление на заключенных, даже на уголовников, и все горько сожалели о его кончине, так как увидели в нем истинного ученика Христова.
Иеромонах Киприан был погребен в ущелье Кор-Кечу, впоследствии монахиня
Екатерина посетила его могилу, выложила на ней небольшой крест из камней.
Преподобномученик иеромонах Киприан (Нелидов) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 г., по определению Священного Синода от 12 марта 2002 г, представлению Московской епархии. День памяти – 16 июня.
Реабилитирован 30 мая 1989 года Прокуратурой СССР.
Еще один неправедно осужденный строитель Чуйского тракта - Казимир Лис. Вот выдержка из истории нескольких крестьянских семей Белоруссии.
Решения о выселении кулацких семей оформлялись с непременными ссылками на эти резолюции общих собраний. Их копии сохранились в нескольких экземплярах, в том числе, отпечатанные на машинке и снабженные печатями райисполкома. Вероятно, аналогичные собрания проводились и в Кузевичском сельсовете, где раскулачиванию подверглись хозяйства Антона Шейпы, Франца Щербовича и Данилы Лиса из Козырей, Антона и Петра Лисов с хутора Лисовичи, Михаила Кореневского с хутора Кореневка, Степана Дзягилевича с хутора Селище, а также из поселений на окраине Кореньщины — Владимира Бирского с хутора Идалино, Петрули Лис и Язепа Балцевича с хутора Райск и Ивана Доминецкого с хутора Падары.
Некоторые из намеченных там жертв также были уже выселены, а кое-кто и арестован. В эти дни органами ОГПУ оформлялось коллективное дело на трех кулаков, одним из которых был житель хутора Райск Казимир Иосифович Лис, 1897 г. рождения, арестованный 18 февраля 1930 г. На следующий день по тому же делу арестовали жителя деревни Козыри Даниила Ивановича Лиса, 1878 г. рождения, и жителя хутора Лисовичи Антона Павловича Лиса, 1885 г. рождения. Обвинениями послужили участие в банде в 1919-1922 гг. (вероятно, обвинители руководствовались принципом - лучше поздно, чем никогда) и антисоветская агитация накануне ареста. 5 марта Антон и Даниил Лисы были приговорены к высылке вместе с семьями, а Казимир осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Он отбывал наказание в Чуйском отделении Сиблага, откуда освободился в 1934 г. По обвинению в бандитизме все трое реабилитированы военным трибуналом 9 мая 1962 г.
С. Корзенников
P.S.: в настоящее время идет работа по организации строительства мемориала памяти строителей Чуйского тракта. Место строительства выбрано при согласии жителей - близ села Топучая, за мостом через Сему, там, где есть останки старого тракта. Проделана работа над проектом Часовни, которая станет главным звеном мемориала. Она будет носить имя Анастасии Узорешительницы - покровительницы невольников, что вполне справедливо.
Категория: Из редакционной почты | Добавил: Людмила (14.09.2011)
Просмотров: 939 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2025