Четверг, 09.01.2025

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » Из редакционной почты

Волостной центр
С окончанием Гражданской войны и переходу к строительству нового уклада жизни, необходимо было сформировать органы власти, определить границы их полномочий, в том числе и территориальные.
Постановлением Губернского революционного комитета (Губревкома) в апреле 1920 года из Бийского уезда выделен в самостоятельный Горно-Алтайский уезд. Административный центр уезда определяется в с. Шебалино. Об этом говорит следующий документ:
-Приказ № 16 Горно-Алтайского Уездного Революционного Комитета от 30 апреля 1920 года «Постановлением Губревкома от 13 апреля 1920 года бывший Каракорумский уезд переименовывается в Горно-Алтайский утверждается временно в старых границах с временным становлением Уездного центра в с. Шебалино.
Председатель уездного комитета Плетнев, члены Иванов и Толмачев».

Таким образом, самостоятельность Горного Алтая с периода становления Советской власти начиналась с села Шебалино. После уезда следующей административной единицей была волость, затем село, где власть передавалась ревкомам (волревком, сельревком ). В территорию нынешнего Шебалинского района входили три волости: Шебалинская, Чергинская и Песчанская.
Далее речь пойдет о Песчанской волости. Центр ее определили в с. Ильинском. Волость была довольно обширной, густо заселенной, что видно из приводимой ниже таблицы. Добавлю, что некоторое время сюда же входило село Улус-Черга, но потом ее передали в Чергинскую волость.
Волостьобъединяла свыше трех тысяч взрослого населения. Для того времени, когда не было никаких дорог, никаких средств связи, кроме « ямской гоньбы», так называлась почта, это был микрорайон, довольно оптимальный с точки зрения управления. Из девяти сел в последующем исчезло пять, т.е. большинство, на грани того стоит шестое – Верхняя Кукуя. Я не говорю об урочищах, название которых уже, наверное, не помнят люди старшего поколения, не говоря о молодежи. Но заметим один очень существенный момент. Села с местным алтайским населением не исчезли, они окрепли, вобрали в себя окрестные урочища. Пример тому Ширгайты, оно из урочища превратилось в крупное село, вобрав в себя Куваш и другие. Бешпельтир расширился за счет Кыргысты, части Адаткана, Верхней и Нижней Кудаты.
Если посмотреть по уровню жизни населения, то 61 % составляли бедняцкие хозяйства, 30 % середняки и только 8,5 % зажиточные, которых называли кулаками.
Уровень грамотности населения можно показать на примере с. Ильинское. Неграмотных среди мужчин 72 %, женщин 86 %. Хотя в Ильинском еще с 19 века была школа и церковь. Что же говорить о других селах и урочищах, где грамотных были единицы. В таких условиях новой власти пришлось начинать работу по хозяйственному и культурному возрождению народа.
В вопросах земельных органы власти руководствовались общими положениями Декрета СНК о национализации земли. Порядка его применения еще не было, поэтому на местах пользовались постановлениями и приказами Губкома и Уездкома. К весне 1920 года в волости сложилось устойчивое политическое положение, заложившее начало мирной хозяйственной жизни крестьян.
Какое значение придавала власть первым мирным полевым работам сошлюсь на директиву (тогда называли – циркуляр) Алтайского Губкома:
« …по выяснении пустующих земель, т.е. земель, которые не будут запаханы самими их домохозяевами, не будут переданы последними во временное пользование других трудовых хозяйств и не будут распределены Сельревкомами между безземельными и малоземельными, вся свободная земля должна быть выяснена и запахана обществом, путем обязательной общественной запашки, употребив для этой цели праздники или определенные дни пахоты. Инвентарем пользоваться имеющим у населения, семена для обсеменения брать или у населения, в ссуду под возврат осенью из урожая с запаханной общественной запашкой полей, или же, если этого, почему-либо нельзя сделать, то необходимое количество закупить у населения по твердым ценам и затем представить смету в Уземотдел для отпуска средств».
Как видим, политика военного коммунизма заканчивалась, и жизнь переходила на нормальные хозрасчетные отношения. Тем не менее, в 1920 году еще были случаи политики «Разверстки» как ее называли в народе, но она, как правило, по многим видам не выполнялась. Например, была «масляная разверстка» в которой предписывалось сдавать определенное количество масла с двора, не сделано было исключения и для алтайского населения. Но в последующем решением волревкома от 11 июля ее отменили.
Вот так было обосновано это решение:
«Усмотрев члены волревкома как калмыки считаются кочующими гражданами и при том они себе приготовляют годовые продукты из молока как – то: сыр - быштак и прочие которых они считают превосходнее чем хлеб. Кроме того, у них нет посуд для масла и прочее».
Также был провален план сбора сёдел. Только Верх-Кукуя сдала одно седло из пяти плановых. Вот как ответила Каялда: « … не в состоянии, потому что взяты белыми и партизанами, некоторые совершенно ездят без седел, не можем выполнить эту разверстку, совершенно отказываемся от нее.…»
А вот так решило Ильинское сельское общество: « По представлению Песчанского волревкома объявляют мобилизацию седел на Ильинское общество падает 9 седел с потниками, с подфеями, нагрудниками и подпругами вполне годные к езде. Все мы были
на собрании в единогласии постановили, что мы в настоящее время мобилизацию седел произвести не в силах ввиду того, что в 1919 году со дня восстания, у нас все седла и прочее развозили колчаковские банды. Рады бы поддержать дорогую Советскую власть, но не в силах, сами ездим без седел, в чем и подписались…
Михалев Павел, Лыков Антип, Голышев Никита, Попов Степан, Воробьев Павел, Тесленко Прохор, Берсенев Василий, Гашкин Иван, Казанцев Александр, Стремаков Ефим, Каньшин Макар, Плотников Егор, Кротких Евдокия, Кротких Герасим, Гусев Данил, Шелепов Аверьян, Ковин Степан за неграмотных подписались …»
Как было уже сказано, власть принадлежала ревкомам. С 1921 года начали формироваться Советы. Уездревком создал Избирательную комиссию, которая постановила:
1.«Выборы в Советы произвести с 7-го по 14 августа включительно, норма представительства следующая: села и деревни, насчитывающие до 2500 жителей выбирают от 50 граждан одного делегата, а в сёлах, насчитывающих более 2500 гр. избираются в Советы с таким расчетом, чтобы число членов не превышало 50 человек. Сельсоветы образовать там, где были Сельревкомы.
2. Волостные съезды Советов произвести с 15 –го по 25-е августа с.г….»
Вот в такие очень короткие сроки оперативно были проведены выборы в Советы.
Прежде чем говорить о выборах, коротко о руководителях ревкомов. В строгой последовательности установить очень и очень сложно кто, когда и где был. Нет в полном объёме документов, а в имеющихся, из-за уровня грамоты порой разобрать ничего невозможно. Не было также установленных сроков полномочий, избирали порой просто на несколько месяцев.
Например, Ильинское сельское общество 1 ноября 1920 года постановило: «Председателя сельревкома Бычкова заменить другим Кудриным Константином Гавриловичем с 1 ноября по 1 января 1921 года, а Бычкова Степана назначить на мельницу в помоч хозяину мельницы Плотникову Егору Осиповичу для молотения хлеба для народу».
В Могуте 1 мая 1921 года решили « Бывшему председателю Менохову все дела сдать, а Вилисову как вновь заступающему на должность председателя принять все дела»
В Барагаше в начале 1920 г. Был Шадрин Петр. В Ильинском в мае 1920 года Лесных, сентябре Тимофеев, августе 1921 Колпаков.
До выборов в Советы, сельские общества избирали своих делегатов на Волостное собрание (иногда его называли съезд), а также на Губернский съезд. Так в марте 1921 года от Ильинского надо было направить на Губернский съезд в г. Барнаул одну женщину делегатку. Вот как они отреагировали:
« Ввиду того, что среди нас женщин нет ни одной свободной от хозяйственной работы и ухода за детьми и в виду, что большинство неграмотны и постольку мы не можем послать делегатку на Губернский съезд.
Председатель собрания Плотникова Секретарь Аборнев»
Вернёмся к постановлению Избирательной комиссии о выборах Советов. Говоря о них, мы, конечно же, представляем выдвижение кандидатов, агитацию, поход к урнам для тайного голосования и ряд других атрибутов этой кампании. Ничего этого тогда ещё не было. В принципе повторялась процедура формирования сельревкома и волревкома. Теперь только сельское общество на своём собрании выбирало членов сельского Совета на определённый срок путём открытого голосования, его председателя, делегатов на волостной съезд по установленной норме. Выборы прошли в августе 1921 года. Таким образом, ревкомы, как форма государственной власти, перестали существовать с сентября 1921 года.
В мае 1923 года в с. Улале проведено совещание председателей волисполкомов Ойротской автономной области по вопросу административного и экономического районирования области, после чего Песчанская, Чергинская, Шебалинская волости объединились в одну – Шебалинскую волость с центром в с. Шебалино. С тех пор Песчанская волость перестала существовать.
Теперь о председателях Волревкомов. Сразу оговорюсь, что пишу лишь о тех, кто отмечен в документах. Постановлением уполномоченных сел Песчанской волости от 1 января 1920 года Председателем Волревкома избрали «Ковязина Павла Степановича, в помощники с Барагаша Шадрина Петра. В продовольственный комитет избирается из Ильинского Ларионов Андриян, с Могуты Пьянков Михаил». В марте 1921 года – Шарабарин Григорий Фёдорович, после него и до конца полномочий волости – Михалев Тимофей Максимович, о котором на одном из съездов говорилось много положительного
Закончить же эту статью хочется снова мыслями о выборах, власти и тесно связанными с ними судьбами людскими.
Существовали ли ограничения в праве на голосование? В начале 20-х годов такие ограничения были введены лишь для церковных служителей, логика здесь была проста – церковь отделена от государства, значит не надо ей вмешиваться в государственные дела.
В списке лишенных прав на голосование за 1925 год указаны лишь двое: Виноградов Иван Максимович-священник и Васильков – умалишённый – это по с. Ильинское. В последующие годы, с укреплением Советской власти и «окончательном построении социализма» к 1937 году, права граждан на голосование должны были расширяться, на деле происходило обратное. Например, решением сельской избирательной комиссии от 1 ноября 1934 года лишены были права голосования свои же земляки: Ларионов Андриян – 1885 г.р., Глебов Василий Гаврилович – 1870 г.р., Копылов Константин, Кротких Степанида – 1884 г.р., Майзакова Мария – 1884 г.р.(из Курзуна), Казанцева Мария, Кротких Евдокия с членами их семей, всего 19 человек как лица, привлекающие чужой труд. Этот список был бы значительно больше, но многие, которых считали кулаками или их пособниками, были уже в местах довольно отдаленных – среди них Бобров Андрей, Шаманаров Алексей и ряд других. Немного о судьбе этих семей. Сын Боброва Андрея - Иван- ветеран труда, в настоящее живет в с. Ильинском, сын Ивана – Александр тоже не порвал связь с родной землёй, окончил сельхозинститут, работал в совхозе « Оленевод» главным экономистом, сейчас он Глава сельского поселения. Шаманаров старший умер в ссылке, его три дочери после смерти Сталина вернулись в село, старшая с тремя детьми и мужем, две были незамужние. Всем на удивление им вернули дом, как потом оказалось не из-за гуманности, а из-за мужа старшей Шаманаровой – тоже ссыльного – Леонова Трофима, награжденного за труд в Богучанском леспромхозе высшей наградой страны – орденом Ленина. Прожив в Ильинском несколько лет, две старшие сестры вернулись в Богучаны. Младшая осталась дома, вышла замуж за Чанчаева Михаила, рядового труженика с которым они прожили долгую жизнь и теперь покоятся на сельском погосте. Дом же Шаманаровых до сих пор жив. Он стоит при въезде в Ильинку третий слева – черный, уже врастающий в землю, как памятник и символ несгибаемости российского крестьянства.
А. Чичинов
( Продолжение следует)
Категория: Из редакционной почты | Добавил: Людмила (09.02.2011)
Просмотров: 983 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2025