(с сессии районного Совета депутатов) Денег много не бывает. Эту расхожую фразу знают все. А что делать, если их не хватает? Как сформировать бюджет района в условиях сокращения доходов, оптимизации расходов? Как прийти к равенству этих противоположностей? Ответы на эти непростые вопросы пытались найти депутаты районного Совета на очередной, одиннадцатой сессии. При обсуждении повестки от группы депутатов поступило обращение, которое зачитал В. И. Катаев. В нем отражены предложения по сокращению расходов (текст приводится ниже). Также депутаты включили вопрос о внесении очередных изменений в бюджет 2014 года. Поэтому прежде чем перейти к основной теме повестки, сессия внесла эти изменения в соответствии с поступившими в последний месяц года доходами. На восстановление поврежденных в результате весеннего паводка дорог и мостов пришло в район 38 миллионов 742 тысячи. Дотация в полмиллиона рублей - обеспечение сбалансированности бюджетов направляется Апшуяхтинскому сельскому поселению. Эти средства пошли на оплату расходов по обеспечению населения сотовой связью. Выплата ежемесячной надбавки к заработной плате молодым специалистам за счет местного бюджета, средства на приобретение музыкальных инструментов Камлакскому и Дьектиекскому поселениям по поручению главы региона, софинансирование по отдельным строящимся объектам — таковы направления передвижений в бюджете текущего года. Проголосовали за них все присутствовавшие на сессии депутаты — 19 из 21. Предваряя рассмотрение бюджета района на 2015 год и последующие плановые периоды, председатель райсовета Э. Б. Сарбашев отметил, что проект финансового документа во втором чтении бурно обсуждался на постоянных комиссиях, депутатском часе перед сессией, высказаны замечания и предложения, которые были учтены. После выступления начальника управления экономики и финансов А. В. Рыспаевой, которая представила бюджет района, пришел черед депутатов. Первым слово взял депутат Р. В. Тасов, который поинтересовался, достаточно ли средств заложено для Шебалинского сельского поселения и обсуждались ли вопросы финансирования с главами поселений. А. В. Рыспаева: Бюджет разрабатывался согласно Бюджетному кодексу и существующим нормативам. Средств, направляемых на выполнение полномочий Шебалинскому сельскому поселению, должно хватить. В бюджет района они не вернутся, как оговаривалось ранее, будет заключено дополнительное соглашение. Глава Шебалинского сельского поселения А. Я. Батурин: По вопросам финансирования с нами никакого согласования не было, самое большое поселение получает самую низкую финансовую поддержку. Депутат Д. В. Шиховцов: Что за безнадзорные животные, на которые выделяются 500 тысяч рублей? На комиссиях мы решили добавить на питание детей 300 тысяч. Их я не вижу в представленных документах. ГСМ, уголь растут в цене - будут ли возмещаться расходы на энергоносители? А. В. Рыспаева: Району переданы полномочия по борьбе с безнадзорными животными вместе с финансированием. Что касается 300 тысяч на горячее питание, они вошли в соответствующую статью расходов — надо внимательно посмотреть. Расходы на бензин, уголь, коммунальные рассчитывались по факту текущего года. Разница в их стоимости пойдет кредиторкой. Начальник контрольно-счетного органа Т. М. Сухоручко: Я получила подтверждение о передвижении средств на горячее питание. Бюджет района спланирован в соответствии с действующими нормативами. Заключение имеется. Депутат В. И. Катаев: Судя по представленным цифрам, стабилизация планируется на 2016-2017 годы. А за счет чего она будет достигнута, если нет производства, новые рабочие места не создаются? А. В. Рыспаева: На указанный период запланирован рост только по безвозмездным поступлениям. Глава Ильинского сельского поселения А. И. Бобров: На Ильинское поселение планировалась сумма в 1 миллион 400 тысяч. Здесь я вижу другую цифру — 1 миллион шесть тысяч. Где брать средства на культуру, содержание бухгалтера? Вы говорили, что расходы на слесаря по обслуживанию водопровода выделят дополнительно. А. В. Рыспаева: Все расчеты делались по нормативам, отпущенным правительством республики. Все, что идет сверх нормативов, будет решаться дополнительным соглашением. Доходы Ильинского сельского поселения составляют 1 миллион рублей, они у вас уже имеются. Район добавляет еще один миллион. Этих средств вам должно хватить. Расходы на содержание слесаря будут определены дополнительным финансированием. Что касается Шебалинского сельского поселения, его собственные доходы составляют три миллиона, еще два миллиона вы должны получить за счет продажи земли. Но так как основные доходы у вас будут поступать только в конце года — к 1 ноября, район выделяет вам 1 миллион 700 тысяч. Возвращать их обратно в бюджет района вы не будете. Число работников в Шебалинском сельском поселении сегодня 16 человек, по утвержденным нормативом должно быть 9.5. В районном бюджета предусмотрена финансовая помощь только крупным сельским поселениям: Шебалинскому, Чергинскому, Барагашскому. Глава Чергинского сельского поселения Л. В. Андреева: Бюджет с нами не отрабатывали, цифры скидывали по электронке, они постоянно менялись, о графике никто не уведомлял. Из миллиона четырехсот тысяч собственных доходов у нас осталось всего 400 тысяч. Когда поняли, что их нам недостаточно, добавили 346 тысяч — спасибо. Из складывающейся ситуации мы поняли одно - надо сокращаться по-максимуму. Но если в перспективе стоит объединение поселений, зачем сокращать специалистов, которых придется набирать по-новому. Нельзя подходить ко всем одинаково, где-то одна-две похозяйственные книги, у нас их 16. Нотариальных действий мы совершаем больше, потому что население большое. Надо учитывать все эти моменты. А. Я. Батурин: Как делаются расчеты? Если вы не знаете, я будут обращаться к Завьяловой, если она не знает — к Бердникову. А. В. Рыспаева: Расчеты по нормативам определены постановлением правительства исходя из численности населения. Во всех этих вопросах и ответах нашла свое отражение ситуация с оптимизацией, перспективы сокращения числа сельских поселений, работников, в том числе и в отделах администрации района. Пришло время затягивать пояса. Как долго продлится кризис, прогнозировать сложно. Поэтому и формирование бюджета, которое всегда было непростым делом, проходило в этот раз весьма болезненно. Вся суть в том, что когда нет денег, расходы нужно сокращать за счет чего-то и кого-то. Распределение средств, что представляет собой планирование годового финансового документа района — неблагодарное занятие: на все и на всех не хватает, кто-то должен стать стрелочником, отвечающим за это неблагополучие. Кто? Работники финансового отдела, руководство района, сельские администрации? Ответа нет, как и нет смысла во взаимных обвинениях, некорректных высказываниях. Когда настал черед голосования за предлагаемый проект решения по бюджету, депутат Р. В. Тасов предложил сделать часовой перерыв, чтобы еще раз сверить все цифры, за счет какой статьи произведено увеличение расходов на горячее питание. Депутатский корпус согласился с данным предложением. В течение получаса проходило новое обсуждение, были новые вопросы и ответы. И когда сессия продолжила работу, бюджет на 2015 год был принят большинством голосов при четырех воздержавшихся из 19 присутствующих. Оно публикуется в нашем номере сегодня. Что касается упомянутого выше обращения, то сказано, что глава района И. А. Кириллов даст на него официальный ответ. Второй плановый вопрос этой сессии — внесение дополнений в решение сессии от 14.03.2012 г. №35-4. Они касаются перечня должностных лиц администрации, ее структурных подразделений, глав сельских поселений, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. После разъяснений ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних И. В. Ефремовой депутаты проголосовали за данные дополнения. В работе сессии приняли участие депутаты Госсобрания Н. А. Никитенко, А. С. Казаченко, Л. Ф. Ойношева и министр сельского хозяйства Ю. С. Земиров. Юрий Семенович, поблагодарив депутатов за работу над бюджетом района, выразил и свое отношение по поводу предложения о сокращении отдела сельского хозяйства, озвученного в обращении. Отметил, что благодаря отделу сельского хозяйства в этом году в район привлечено 83 миллиона рублей в виде субсидий для коллективных и фермерских хозяйств. Показатели по другим районам выглядят очень скромно: Кош-Агачский район - 11,5 миллиона, Улаганский — 7.5 миллиона. Эти цифры красноречивы и наглядно демонстрируют работу специалистов отдела сельского хозяйства: не будет их, не будет и этих дополнительных доходов. И так, мы вступили в 2015 год в сложных финансово-экономических условиях. Будь я провидцем, в завершение этой корреспонденции написала бы: «Кризис продлится всего год или нам осталось пережить два года...» Увы. Но все же верить и надеяться на лучшее всегда можно и нужно. Надежда ПЕТУХОВА