КШУ – командно-штабные учения. Это формат современного реагирования граждан в условиях учебной экстремальной ситуации. Подобные учения проводятся с целью отработки принципов взаимодействия населения со службами специального назначения в случае стихийных бедствий природного характера (эпидемий, наводнений, землетрясений). Крайне важно, чтобы не только работники МЧС, но и обычные граждане тоже умели и знали, что нужно делать, если привычный ритм жизни нарушится тревожным сигналом оповещения о чрезвычайной ситуации (ЧС). На днях - с 23 по 25 сентября в соответствии с планом основных мероприятий Республики Алтай для отработки совместных действий при ЧС в Шебалинский район из столицы республики прибыли специалисты МЧС и провели трёхдневные учения. По условию учебной тревоги произошло землетрясение, нарушившее инфраструктуру нескольких сёл; разрушились здания и пострадали люди. Необходимо было в учебном режиме отработать действия, связанные с оповещением и ликвидацией последствий бедствия. После вводной члены комиссии по чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности района собрались в условном штабе, где экспертной группой была поставлена задача по дальнейшей работе. Затем представители МЧС России по РА проследовали по службам района с проверкой нормативных документов. Уже в десять часов на площади был проведён строевой смотр сил и средств, где все службы оперативно выставили технику и личный состав подразделений, необходимых для ликвидации ЧС. Была произведена эвакуация персонала, служащих и учащихся учреждений, развёрнуты пункты питания и экстренной помощи для условных пострадавших. На следующий день учений пришла помощь из соседних регионов. Отрабатывались принципы взаимосвязи пострадавшего населённого пункта с его приграничными территориями. Прошли учебные мероприятия в Черге. Провели эвакуацию учащихся и преподавателей школы. Работу всех служб координировал штаб. На основании докладов руководителей служб района разрабатывались оперативные решения и принимались соответствующие ситуации меры. В задачи учений подобного рода входит создание условий, приближённых к реальным, поэтому заранее оговоренные критерии взаимодействия всех служб, учреждений и отдельных граждан требуют детальной синхронизации и отработки на практике. В привычных условиях все действуют, согласно выработанным в обычной обстановке, навыкам, когда жизненный уклад размерен и выверен многолетним ритмом жизни, каждый знает несколько способов реализации своих потребностей и решения возникающих вопросов. В условиях экстремальных все связи меняют свой характер, все процессы терпят кардинальную деформацию. Надо заметить, что ничего особенного и сверх сложного в принципах экстремального соучастия нет. Разница только в том, что они планируются по максимально полезной и кратчайшей траектории алгоритма действий, что в результате и спасает конкретную жизнь, приносит конкретные и безотлагательные результаты взаимодействия. Подобные учения полезны ещё и тем, что, кроме распространения специальных навыков, ещё способствуют приобретению весьма полезного опыта по обработке и передаче информации с целью ускоренного принятия действенных мер. Такой характер соучастия необходим и на производстве и в семье и в школе, когда происходит что-то из ряда вон выходящее, и человек теряется – не способен действовать адекватно. Занятия на подобную тему проводятся для учащихся школ на уроках ОБЖ. Проводятся учения не часто, но каждая учебная задача ставится по букве, кровью прописанной в книге жизни. Каждое замечание, сделанное экспертной группой, те или иные недостатки, на которые было указано – всё это просто необходимо иметь в виду всем, кто обязан принимать решения и влиять на ситуацию в следующий раз, на следующих учениях. Опыт и участие каждого важен тем, что даёт возможность всем остальным познакомиться и перенять полезные навыки на живых примерах, наблюдая со стороны. Любого выводит из равновесия неподготовленность и дезориентация ближнего. Человек, отвечающий за выполнение конкретной своей задачи и, кроме того, понимающий основные принципы общего взаимодействия, может вовремя заметить некий сбой и отреагировать согласно инструкции, тем самым спасти жизни людей или предотвратить какое-то негативное явление, распространяет уверенность и способствует вырабатыванию правильных, а следовательно спасительных принципов взаимодействия. Для этого, кроме своих обязанностей, действий и полномочий, лучше, когда все имеют максимально ясное представление об основных принципах реагирования в условиях экстремальной ситуации, понимая их смысл и пользу. Итоги прошедших учений ещё подводятся, но уже можно отметить, что наши руководители и начальники учреждений и специальных организаций показали достаточно высокие результаты в уровне своей компетенции и способности к оперативному реагированию. По сообщению МЧС России, цели, поставленные на командно-штабных учениях, в целом достигнуты. Органы управления муниципального образования Шебалинского района получили практику в организации и проведении мероприятий по защите населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера. Районное звено муниципального образования «Шебалинский район» получило положительную оценку. Максим ГАЗИЗОВ