В прошлом году на федеральном и региональном уровнях приняты два закона, которые имеют непосредственное отношение к муниципальным образованиям. 27 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 136-ФЗ, которым расширены полномочия субъектов Российской Федерации по выстраиванию системы местного самоуправления. в регионе. Согласно ему субъектам Российской Федерации в срок до 27 ноября 2014 года нужно было определить порядок избрания глав муниципальных образований (путем проведения муниципальных выборов либо путем избрания представительным органом из своего состава), а также способ формирования представительных органов муниципальных районов (путем избрания на муниципальных выборах либо путем формирования из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района. Республиканский парламент принял соответствующий закон, который отменил прямые выборы глав муниципальных образований. По этому поводу было много шума. Об этих нововведениях, а также о работе органов муниципальной власти в данном направлении наш сегодняшний разговор с председателем районного Совета депутатов Э. Б. Сарбашевым. -Эрчим Борисович, давайте уточним еще раз те положения, которые предписывает новый республиканский закон. -В первую очередь был принят 136-ой федеральный закон, который внес изменения в систему формирования органов местного самоуправления. Кроме того в нем отражены правовые нормы разграничения компетенции сельских поселений и муниципального района. Самым существенным являлось то, что полномочия по формированию органов местного самоуправления данным законом передано на уровень субъекта - то есть субъект своим законом должен утвердить ту или иную форму формирования органов МСУ. Исходя из этого 27 октября на сессии Государственного Собрания — Эл Курултай принят Закон Республики Алтай "О порядке формирования органов местного самоуправления в Республике Алтай" № 58-РЗ. Им предусматривается следующая система формирования органов местного самоуправления. На уровне сельского поселения глава поселения избирается из состава представительного органа, то есть из числа депутатов и одновременно является главой администрации. Таким образом, одно должностное лицо возглавляет и законодательную, и исполнительную ветви власти поселения. На уровне муниципального района глава так же избирается из числа депутатов райсовета, и одновременно становится председателем Совета . Глава администрации района будет назначаться на конкурсной основе. -Какая необходимость такого разделения: председатель райсовета он же глава и глава районной администрации. В первом и последнем случаях понятно, чем они будут заниматься. А насколько широко простираются полномочия главы по руководству районом? -Глава района будет возглавлять представительный орган — то есть Совет депутатов. В этом отношении на него возлагаются представительские функции, которые прописаны в законе. Помимо этого он заключает контракт с главой администрации, представляет район в органах государственной власти и в межмуниципальных отношениях, подписывает все нормативно-правовые акты муниципального образования. А глава администрации в рамках своих полномочий будет решать все финансово-хозяйственные вопросы, касающиеся социально-экономического развития района: начиная от формирования структуры администрации, кадров и так далее. -То есть за социально-экономическое благополучие ответственность несет не глава района, а глава администрации района — так? -Здесь есть момент, которые на данном этапе пока не совсем ясны. Согласно 131-му федеральному закону ответственность несет глава района, а реальными рычагами воздействия будет обладать глава администрации. Таким образом, вновь избранный глава района в части принятия решений по ключевым вопросам должен выстроить такие отношения с главой администрации, чтобы они способствовали экономическому развитию. Это очень важно, потому как будущий глава администрации может действовать только в рамках своего контракта. Сам контракт разрабатывается и утверждается Советом депутатов района. Когда мы предварительно рассматривали этот вопрос, выяснилось, что глава администрации может ограничиться контрактом и бюджетным ассигнованием муниципалитета — то есть выполнять обязанности, которые на него возложены на ту сумму, которая утверждена — не более. А все остальное, что не обеспеченно бюджетом, может остаться не охваченным ответственностью должностных лиц района. -Из того, что я услышала, складывается не совсем четкая картина в плане развития района, в плане его перспектив. Если человек ограничен условиями контракта, ограничен в финансовом отношении, то у него не будет заинтересованности в долгосрочном планировании. Этот момент каким-то образом обсуждается депутатским корпусом района? -В любом случае разработкой среднесрочных и долгосрочных программ буде заниматься администрация, в том числе и глава администрации. Я думаю, все, что касается стратегического планирования, не останется без внимания руководства района. Конечно, вопросы есть, но, надеюсь, со временем найдем и ответы на них. Есть определенная практика, наработанная в других регионах. К примеру, в соседнем Алтайском крае на сегодня все меньше и меньше претендентов на пост главы администрации района. Поэтому на первоначальном этапе, как я думаю, надо выстроить конструктивный диалог между главой района и главой администрации, чтобы не было конфликтов, непонимания. Важное значение имеет и сотрудничество с законодательным органом, так как он наделен полномочиями по расторжению контракта. -В этом уже сегодня просматривается уязвимость нового формата работы: не угоден глава администрации, контракт с ним разрывается, через время то же самое повторяется с другим, в итоге будут страдать района, его население... -Вот в этом, наверное, заключается самая важная задача главы района. Отношения должны быть деловыми и конструктивными, исключающими любые выяснения отношений. -...исключающими и политику? -Политикой глава должен и будет заниматься. А в сфере исполнительской системы должна преобладать грамотно выверенный и сбалансированный подход к решению всех вопросов исходя из интересов района, его перспектив. -Какие шаги должны быть сделаны по реализации закона на местном уровне? -Принятые на федеральном и региональном уровнях законодательные новшества подразумевают внесение изменений в наши нормативно-правовые акты, в первую очередь в Устав. Эту работу мы начали в октябре прошлого года. Распоряжением главы района создали рабочую группу, в которую вошли представители общественности, депутаты, администрации. Проведено не менее пяти совместных заседаний. Новый Устав обсуждался постатейно. Также мы провели консультации с министерством юстиции. Проект документа, согласно требованиям законодательства, мы опубликовали в районной газете. В первой половине январе, практически сразу после новогодних праздников провели публичные слушания. Надо сказать, что заинтересованных оказалось достаточно много. Наконец, 12 февраля данный вопрос был вынесен на внеочередную сессию райсовета. Конечно, этому предшествовала работа по рассмотрению проекта на заседаниях всех постоянных комиссий. Депутаты внесли ряд предложений, поправок к Уставу. Они были достаточно интересными, конструктивными. Очень бурно обсуждали их. И когда уже вышли на финишную прямую по утверждению документа на сессии, какие-то из них были отклонены, какие-то приняты. Сессия утвердила Устав в новой редакции 2/3 депутатского корпуса, как того требует законодательство. -Что дальше? Какие шаги должны последовать за этим? -Пакет документов направлен в Министерство юстиции. После регистрации Устав будет опубликован и обретет силу закона. -Я имела в виду дальнейшую законотворческую работу... -Типовой контракт с главой администрации района утвержден Государственным Собранием — Эл Курултай. На его основе сейчас мы разработаем свой документ. Также у нас должно быть принято положение по проведению конкурса, положение по формированию конкурсной комиссии. -В какой срок они должны быть подготовлены? И какова вероятность исключения всевозможных недочетов во избежание внесения поправок — обычно на это сетует часть депутатов райсовета. -Временные рамки для нас ограничиваются сентябрем 2016 года, когда заканчиваются полномочия действующего главы района. -Такой срок определен для всех муниципальных районов? -Нет, конкретной датой разработка нормативно-правовой базы не ограничена. Она связана со сроками полномочий глав районов, в каждом из муниципалитетов они разные. К примеру, в Коксе и Майме они истекают через два с половиной года, в Чемале — через четыре, а в остальных - через три года. -Выходит, чем позже состоялись выборы главы района, тем сейчас лучше. Наш район в этот отношении будет своеобразной экспериментальной площадкой для обкатки процедуры формирования власти. -Мы не будем экспериментировать, мы будем стараться сделать самые оптимальные и самые эффективные проекты нормативно-правовых актов, по которым будет выстраиваться новая система органов МСУ. -Давайте сделаем акцент на сроках полномочий райсовета и главы района, которые не совпадают. -Так сложились обстоятельства, что срок полномочий главы Шебалинского района истекает через полтора года, а Совета депутатов— через три с половиной. Согласно 136-му федеральному закону, в случае, если полномочия главы района истекают ранее срока полномочий районного Совета, то он будет избираться из состава действующего райсовета. Но когда срок полномочий представительного органа истекает, соответственно истекает и срок полномочий главы района. -И тогда же закончится срок действия контракта главы администрации района?.. -С контрактом складывается интересная ситуация. Он может заключаться на срок от двух до пяти лет. В нашем случае, он будет заключен на два года с учетом сроков полномочий действующего состава райсовета. А вообще контракт с главой администрации района должен заключаться на время действия представительного органа соответствующего созыва, но не менее двух лет. -Предусматривается ли пролонгация договора? -Нет, с истечением времени действия контракта определено проведение всей процедуры по конкурсному отбору. -Получается, что в 16 году мы избираем главу района из действующего состава райсовета. Тогда же будет заключен контракт с главой администрации района. А еще через два года, когда депутатский корпус отработает свой созыв, все повториться снова, за исключением всенародных выборов нового депутатского корпуса? -Да. -Эрчим Борисович, давайте переключим внимание на поселенческий уровень. Какие полномочия остались за ними, какие перешли на район. И как обстоят дела с их финансовой подпиткой? -На уровне полномочий остаются 13 полномочий. Я их перечислять не буду. Отмечу, что в свете законодательных нововведений сельские поселения тоже приводили в соответствие свои уставы. И сейчас они находятся на регистрации в Минюсте. Что касается полномочий, то они переданы на основании требований федерального законодательства, и пока об их финансовом обеспечении не идет. Что будет дальше, поживем, увидим. -Момент оптимизации расходов, по этому поводу депутаты проявляли особую озабоченность. Что скажете о сокращении числа сельских поселений? Насколько оно перспективно, осуществимо и эффективно? -К данному вопросу мы подходили не один раз. Обсуждался он на всех уровнях. Прежде чем к этому приступить, я считаю, мы должны обеспечить оптимальные условия доступа населения к государственным и муниципальным услугам. Что имеется в виду? Прежде всего мы должны обеспечить наши села устойчивой связью. Там, где есть связь, там есть интернет и соответственно — доступ к электронным госуслугам. Только после этого можно приступать к преобразованию, укрупнению сельских поселений путем слияния. Мы должны продумать все механизмы для обеспечения доступности власти для народа. Тогда людям будет все равно, где находится сельская администрация. -К сказанному добавим: если власть работает эффективно, то людям абсолютно все равно, кем она представлена, лишь бы была польза. Подготовила Надежда ПЕТУХОВА