Как сообщают Новости Горного Алтая, власти Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая заинтересованы в строительстве прямой автомобильной дороги из Синьцзяна в Россию через территорию Горного Алтая. Китайская сторона уже определила место возможного расположения контрольно-пропускного пункта на 54-километровой линии общей границы между Синьцзяном и Россией, сейчас ведется экономико-технологическое обоснование проекта строительства. Как пишет китайское агентство «Синьхуа», в 2014 году товарооборот между Синьцзян-Уйгурским автономным районом и Россией достиг 2,15 млрд долларов США, что почти в четыре раза превысило зарегистрированный в предыдущем году показатель. Обрадованные цифры, с одной стороны, свидетельствуют об огромном потенциале торгового сотрудничества СУАР с его северным соседом, а с другой стороны вновь поставили в центр внимания экспертов проблему отсутствия между СУАР и Россией прямого трансграничного торгового сообщения. Синьцзян находится в восточной части Центральной Азии, граничит с Россией, Монголией, Таджикистаном, Казахстаном, Киргизией, Пакистаном, Афганистаном и Индией. Имея самую длинную государственную границу среди всех административных районов провинциального уровня Китая, Синьцзян обладает большим географическим преимуществом для развития внешнеторгового сотрудничества. В настоящее время в Синьцзяне открыто 17 контрольно-пропускных пунктов первой государственной категории и 12 КПП второй категории, среди которых самый крупный по товарообороту — Алашанькоу — находится на границе с Казахстаном. Россия — один из важных торговых партнеров Синьцзяна. Однако из-за отсутствия прямого торгового перехода, торговый оборот между двумя сторонами проводится только с транзитом через Казахстан или Монголию. Это, по мнению китайских экспертов, представляет главное препятствие существенному расширению товарно-логистического оборота между Синьцзяном и Россией, в особенности между их приграничными районами. Заместитель директора института по изучению России при Академии общественных наук провинции Цзилинь Ян Сюефэн отметил, что в настоящих условиях Синьцзян осуществляет торговлю с Россией только с транзитом по автодорогам третьей страны. Это не только требует больших временных затрат для грузовых перевозок и увеличивает финансовые расходы на транспорт, но и расширяет риск для двусторонней торговли в связи с различными неконтролируемыми факторами. Согласно его данным, если в 2012 году товарооборот между Синьцзяном и Казахстаном составил 46% от общего объема внешней торговли Синьцзяна, то на долю России пришелся лишь 1%. «Отсутствие прямого транспортного сообщения сузило горизонты развития товарно-логистического оборота с Россией», — сказал Ян Сюефэн. Недавно член синьцзянского комитета Народного политического консультативного совета Китая Ахан Сайтихамуджа снова выдвинул предложение об ускорении создания контрольно-пропускного пункта на границе с Россией в целях открытия прямого торгового коридора в Россию. По словам Ахана Сайтихамуджа, который также занимает пост начальника рабочего комитета НПКСК Алтайского округа СУАР, Синьцзян занимает важное географическое положение в экономическом поясе Шелкового пути, развитие которого Китай всеми силами продвигает в сотрудничестве со всеми заинтересованными странами. Помимо этого, «западный маршрут» газового трубопровода Китай — Россия пройдет через синьцзянский округ Алтай. Именно поэтому ускорение строительства КПП на границе с Россией отвечает государственным интересам Китая, интересам Синьцзяна, а также региональным интересам в целом. Реализация проекта позволит сделать Синьцзян более открытым внешнему миру и значительно повысит торговую, логистическую иинвестиционную привлекательность северных приграничных районов Синьцзяна. Между тем, добавляет «Синьхуа», многие китайские эксперты подчеркнули важность сотрудничества с российской стороной в этом деле. Они считают, что для ускорения открытия прямого торгового перехода через границу Синьцзяна с Россией необходимо поддерживать тесные контакты и консультации с российскими коллегами, в частности, по таким ключевым вопросам, как строительство трансграничных инфраструктурных объектов, совместная защита природной среды и укрепление законодательной базы для проведения совместного таможенного контроля.