Недавно в размеренную жизнь школьников села Дьектиек ворвался разноцветный балаганчик с клоунами и воздушными шарами, спортивным инвентарём, сладкой водой и конфетами. Не успел подъехать чудесный новый автомобиль Шебалинского районного Центра культуры к школе, как вокруг собралось много ребят и девчат. Наверно, их предупредили о том, что приедут с райцентра, но никто не ожидал, что акция по борьбе с курением может быть такой шумной и весёлой. Детям раздали спортивные клюшки для игры в хоккей на траве. Хорошо, что клюшки пластиковые и лёгкие - никто не пострадал, хотя тренер всех предварительно предупредил, что поднимать вверх клюшки не следует, но как не поднимать, когда вокруг друзья, звучат песни из любимых мультфильмов и светит яркое солнце! Чудесным образом никто никого почти не задел. В детстве мы не задумываемся о том, что такое игра, но когда подобные вопросы начинают проникать в область наших интересов, ответы на них могут удивить своей простотой и смыслом. Например, «игра» может оказаться одним из лучших способов обучения взаимодействию, когда ребёнок настроен на активную эмоциональную и физическую реакцию. В общем образовании, возможно, самым важным является получить базовые представления о способах познания мира и научиться общаться друг с другом. Науки постигают в классах, когда дети спокойны и дышат ровно, обучение ведётся в атмосфере диалога, обмена мнениями.
Вероятнее всего, именно во время спортивных игр в спортзале или на открытом воздухе, во время любых коллективных мероприятий, когда появляется больше возможностей для проявления личной инициативы, развиваются у ребёнка навыки непосредственного общения. Тогда, как и в классе, от тренера многое зависит. С самого начала можно настроить детский коллектив на определённые эмоции, ставя понятные задачи и добиваясь их решения. Немаловажным является сам факт радостного общения, происходящего под руководством «взрослого» или «старшего». Именно тогда у ребёнка появляется осмысленное уважение к старшим и само понятие о необходимости присутствия «старшего» в его жизни и деятельности. Мы часто обижаемся на детей за то, что они нас не слушают, но почему они нас должны слушать? Им сложно брать с нас пример, когда мы сами друг к другу не доброжелательны, не способны решать задачи, а только брюзжим и жалуемся, ищем виноватых в своих неудачах на стороне. Кому бы в здравом уме захотелось быть похожим или брать пример с такого человека, который не радуется жизни, нет ли в этом некой безответственности, за которую, возможно, ребёнок и не доверяет «взрослому»? Пока играли в хоккей, появились клоуны. Тренер дал команду на завершение матча и внимание детей, ещё не успевших отдышаться, переключилось на предложенную клоунами новую игру. Они что-то насвистывали друг другу и постепенно разделились вместе с детьми на две команды. Бросали и ловили мячи, и когда дело пошло на лад, весёлые аниматоры усложнили задачу. Вынесли одеяла и предложили всем объединить усилия в работе с мячами. Держась по периметру за края одеял, проще понять смысл и пользу коллективного, когда от всех и каждого в отдельности может зависеть общий успех. Надували шары и соревновались в эстафете, по букве выводя на экране: «Здоровья всем!» После игр и соревнований, лимонада и обмена мнениями по поводу происходящего, вниманию детей была представлена пантомима, где одному из клоунов некто в чёрном предложил сигарету, и как потом было трудно от неё отделаться, ведь дурная привычка не хитра, но избавиться от неё гораздо сложнее, чем к ней пристраститься. Закончилось мероприятие раздачей буклетов с информацией об ответственности, которую несут родители детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста, склонных к пагубным привычкам и экспериментам. Сфотографировались на общее фото. Подобные акции, как эта, под девизом «Не курю, не пью и вам не советую» проводятся для учащихся школ района под руководством специалистов районной администрации, отдела культуры и Управления социальной поддержки населения. Также в них принимают участие и другие представители общественности, для которых борьба за здоровый образ жизни не пустые слова, а жизненная необходимость. Марк ТАБАКОВ