Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для их формирования у современных школьников необходимо выбрать такие ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи, будут приемлемы для формирования в любом школьном возрасте, смогут выступить как простые семейные истины, способствующие семейному счастью. К ним можно отнести любовь, уважение, кровное родство, детей, мать (материнство), отца (отцовство), дом (домашний очаг), здоровье, семейный уклад, традиции, обычаи, обряды. Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в нем, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Наша задача– актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться как в учебном процессе, так и в рамках воспитательной работы классного руководителя. При планировании воспитательной работы по формированию семейных ценностей у школьников мы учитываем: - результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы; - воспитательные и организационно-педагогические задачи; - материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по формированию ценности семьи и семейных ценностей; - возможности и интересы родителей, общественности; -воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений; - традиционные праздники ; - события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей; - традиции школы; - периодичность мероприятий по формированию семейных ценностей в общей системе воспитательной работы классного руководителя. Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся мы придерживаемся следующих направлений: -повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей; -диагностика ценностных ориентаций детей, подростков и их родителей; -разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания; -проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей; -организация лектория для родителей по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей; -проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях семьи; -участие в тематических конкурсах и проектах. Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. Огромную роль играет педагогическое самообразование. Может осуществляться по следующим вопросам: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»; «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания» и т.д. Проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей у учащихся предполагает определенное «вторжение» образовательного учреждения в частную жизнь семьи, поэтому перед началом опроса необходимо провести беседу с родителями, цель которой состоит в разъяснении работы подобного рода, чтобы получить на это их согласие. Важно обратить внимание родителей на продолжающийся кризис семьи, как института социализации, находящий свое выражение в росте разводов, конфликтных семей, семей с антисоциальной направленностью. Важно донести до родителей актуальность консолидации семьи и школы для выстраивания единого образовательного пространства по формированию семейных ценностей у подрастающего поколения. Родителям необходимо объявить также о том, что результаты анонимного опроса учащихся педагог обсудит с ними на очередном родительском собрании или в ходе индивидуальной беседы.. Данная информация окажется для родителей весьма ценной и необходимой для совершенствования взаимоотношений с ребенком Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания может осуществляться как через индивидуальную работу с семьями учащихся, так и на классных родительских собраниях. При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В 5-6 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Учащихся среднего школьного возраста целесообразно ознакомить с основами генеалогии, рассказать о семейных обязанностях; осуществить проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн) В 7-8 классах учащиеся обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными, чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы – формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе. В 9 классе происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание необходимо уделять воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи, взаимоотношений между полами. Для учащихся 10-11 классов рекомендуется уделить внимание формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме. Могут быть рассмотрены вопросы об идеальной семье. Главная цель учителей - не только научить семейным и общественным ценностям, но и дать возможность сравнивать эти понятия. Некоторые люди могут спросить: "Зачем ребенку писать сочинение на тему «Семейные ценности»?". Это необходимо для того, чтобы педагогический состав понимал, с каким ребенком родители дома беседуют и у него сформированы семейные ценности, а с кем нужно работать в стенах школы. Из этого заведения ни один ребенок не должен выйти во взрослую жизнь неподготовленным. В школе этим вопросам уделяют большое внимание. Беседы с родителями и детьми проходят в процессе проведения классного часа. Педагог, общаясь с детьми и родителями, смотрит на реакцию двух сторон. От того, как отреагируют родители , зависит очень многое. Он может невооруженным глазом увидеть и понять, какие отношения в той или иной семье. Все школьные учреждения заинтересованы в том, чтоб их учащиеся к моменту окончания школы были готовы к взрослой жизни, а без понимания семейных и общественных ценностей этого достичь невозможно. Алла ПОПЫЕВА, заместитель директора по воспитательной работе Чергинской средней школы