Среда, 25.12.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » Хроника событий

У каждого была своя война
Из воспоминаний ветерана дорожной отрасли Куприяна Дмитриевича Субботина, оставленного в годы войны по брони для обслуживания Чуйского тракта.
-В начале сороковых годов дорожная отрасль только развивалась в Горном Алтае. Война коренным образом изменила положение. Мужчины дорожного хозяйства были призваны на фронт. Кроме этого мобилизовали лошадей, несколько бричек. Сам Чуйский тракт в годы войны перешел введение МВД СССР, а все мосты охранялись воинской частью. Мужчинам, оставленным по брони, предъявлялись очень жесткие требования. Чуйский тракт, как основная артерия, связывающая Горный Алтай с внешним миром, в военное время имел большое стратегическое значение. Когда решался вопрос жизни и смерти страны, столько прошло по Чуйскому тракту техники и людей, перевезено продовольствия на фронт, просто невозможно было сосчитать. Да и в годы войны зимы были суровые, морозы стояли трескучие, как будто сама матушка природа оказывала сопротивление фашистским оккупантам. Несмотря на морозы, метели, проливные дожди рабочим дорожной службы приходилось обеспечивать проезд. Движение по тракту не останавливалось ни на час. Мост через реку Катунь приходилось ремонтировать зимой и летом. Все сооружение были деревянные. Трубы и мосты требовали капитального ремонта. Настолько было большое движение по Чуйскому тракту, сооружения из дерева не выдерживали нагрузки и выходили один за другим из строя.
Работы выполнялись вручную, основным орудием труда были: кайло, лопаты, тачка ручная. Дорогу обслуживали 50 человек от Усть-Семы до Камлака, от Камлака до Черги - 50 человек, от Черги до Шебалино - 80 человек, от Шебалино - до Туекты 100 человек. Эту работу в основном выполняли женщины, старики и подростки. В Камлаке и Усть-Семе садили картофель для рабочих, обслуживающих Семинский перевал до Зайсанска (Зайсанская Елань).
И в лютый мороз, и в снег, и в дождь обеспечивали проезд. Иногда непогода могла разыграться не на шутку. Люди, разгребая снег, в изнеможении падали. Разбитые дороги постоянно приходилось ремонтировать. Для этого долбили и нагружали песок. Нередко сани переворачивались, женщины падали, плакали.
Колонны с продовольствием и оборудование шли от самой монгольской границы. Этот поток нельзя было задерживать ни на минуту. За срыв передвижения колонны по законам военного времени могли подвести под трибунал. А нам, мужикам, работающим в тылу, не было пощады вдвойне. Много людей не дожило до конца войны. Одному богу известно, как смогли выдержать такие испытания.
Категория: Хроника событий | Добавил: Елена (18.02.2015)
Просмотров: 749 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024