Вторник, 14.01.2025

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » Хроника событий

В Год культуры. От избы-читальни до Центра культуры
В 20-30-е годы ХХ в. в Горном Алтае, как и во всей стране, произошли большие общественно-политические перемены, которые коренным образом изменили многовековой уклад населения. После окончания Гражданской войны началось строительство новой жизни . Перемены коснулись и духовной сферы — развернулась государственная программа культурного строительства, направленная на уничтожение пережитков прошлого: верований, ликвидации неграмотности, патриархальность.
В царской России практиковалась политика, которая была сформулирована Екатериной второй: «Черни не нужно давать образования». Большинство населения Горного Алтая, не только коренные жители, но и русскоязычный народ был безграмотным. Поэтому в связи со строительством принципиально нового государственного строя, началом коллективизации, с переходом к форсированной индустриализации экономики страны неизмеримо возросло политическое и народнохозяйственное значение ликвидации неграмотности. Начало массовому движению положил декрет СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», в соответствии с которым все не умеющие читать или писать в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны «обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию». Все грамотное население в порядке трудовой повинности обязывалось участвовать в ликвидации неграмотности. Снабженческим организациям предписывалось удовлетворять потребности ликбеза в первую очередь. Открывались многочисленные ликпунты, школы грамоты, кружки ликбеза, избы-читальни, курсы по подготовке «ликвидаторов неграмотности» и т. д. Каждый населённый пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. Было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями. Логическим завершением ликбеза стало введение всеобщего начального обучения в 1930 году, которое создавало известные гарантии распространения грамотности.
К этому времени увеличилось число изб-читален и красных уголков. При Домах культуры, клубах, избах-читальнях работали кружки художественной самодеятельности. В 1935-1936гг. и в 1938-1939гг. были проведены областные олимпиады народных талантов, победители которых участвовали в краевых смотрах художественной самодеятельности. Культпросветучреждения под руководством партийных органов проводили большую агитационно-массовую работу. В период весеннего сева агитбригады обслужили полеводов. Работники клубов, библиотек и изб-читален выпускали стенгазеты. Они проводили большую политико-воспитательную и агитационную работу по вовлечению населения в новую жизнь. В народных Домах, клубах, избах-читальнях, библиотеках, юртах-передвижках лекторы и агитаторы проводили беседы, читали лекции на самые разные темы, создавали ликбезы, показывали кинофильмы, ставили самодеятельные спектакли. Они были настоящим центром политико-воспитательной работы в сельской местности. При избах-читальнях и красных уголках в селах создавались курсы агротехники, кружки агротехзнаний, по овладению сельскохозяйственной техникой, организовывались инициативные группы агитаторов по созданию колхозов, бригады по ремонту сельскохозяйственного инвентаря, по культурному обслуживанию крестьян в период полевых работ.
В эти годы партийными и государственными органами большое внимание развитию уделялось библиотечной сети, их комплектованию. Развитие киносети также было в центре
внимания идеологических органов. Но их развитие было связано с большими трудностями: не хватало квалифицированных кадров, знающих киноаппаратуру, людей, умеющих провести беседу, лекцию перед кинофильмом. Поэтому готовились работники кинофикации, создавались новые кинопередвижки, совхозы и колхозы приобретали киноустановки. Кино все больше и больше входило в быт населения.
С 1934 по 1936 годы получило развитие радиосвязь. Большую роль в приобщении населения к новой культуре сыграла печать. Начинают издаваться на русском и алтайском языках газеты, не только областные, но и районные к сороковому году в области насчитывалось девять районных газет. В их числе и была газета Шебалинского района «Сталинец. Увеличилось число книг, изданных на алтайском языке. Развитие печатных изданий способствовало становлению и дальнейшему развитию художественной литературы. Велика была их роль печатных изданий в формировании официальной идеологии. Газеты писали о достижениях советского народа во всех областях: сельском хозяйстве, образовании, разоблачали врагов народа, призывали к бдительности, вещали о новой эре человечества, заре коммунизма, во имя которого призывали к героизму, мужеству советских людей, прокладывающих путь к светлому будущему.
Таким образом, к концу тридцатых годов работа культпросветучреждений стала фактом.
В архивах района и республики сохранились документы тех лет, которые свидетельствуют о становлении новой жизни в Горном Алтае, о роли учреждений культуры в этом процессе. Приведу для примера лишь два документа по Бешпельтирскому (Беш-Озекскому) сельсовету. Но они характерны для всех сел района и Горно-Алтайской автономной области.
Согласно протоколу №17 президиума Бешпельтирского сельского Совета, заслушивалась готовность школы к новому учебному году, отчитывался заведующий школой К. С. Кочеев.
В эти же годы активно работала изба-читальня, которая продолжала работу ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Работники избы-читальни были основными проводниками государственной политики, проводили политчасы, агитационную и разъяснительную работу в селе. Заведующей избой-читальней была Идубалина. Был создан совет читальни в составе Идубалиной, Бакияновой, Яимовой, Кочеевой, Селешевой.
Любопытен протокол №18 за 1935 год. Рассматривалось выполнение бюджета за 1935 год и планировали бюджет 1936-го. При обсуждении бюджета анализировалась эффективность работы избы-читальни — на сколько процентов снизилась неграмонтность среди людей пожилого возраста. В отчете школы обращалось внимание не только на успеваемость обучающихся, подводили итог общественно-политической работы школы (учителя). Отмечалась слабая связь с родителями.
В протоколе Бешпельтирского сельского Совета за 1936 год отражена работа дорожной секции, решением сельсовета на строительство дороги направлено 50 колхозников.
Согласно протоколу общего собрания жителей села Бешпельтир №7 от 6 мая 1939 года заслушан отчет сельсовета за 1938 год — отчитывался председатель Янар Мундусов; вопросы самообложения; отчет директора школы Шабуракова за 1938 год. Сельчане критиковали работу секции культуры, отметили слабую работу избы-читальни по разъяснению постановления ЦК и СНК среди колхозников. Доклад т. Сталина не изучали, так просто прослушали. Временно работающая Чеканцева оправдывает ослабление работы тем, что нет кулба, клуб только начали строить, людей собрать негде. В летнее время во время обеда удавалось работать на поле.
По работе школы отмечено: успеваемость учеников хорошая, но свзяь с общественностью слабо скоординирована. Ликвидация неграмотности среди пожилых — результативность: было 17 неграмотных, выпустили 11, но они пока плохо читают.
Сохранился отчет об исполнении бюджета за 1939-1940 гг. Доходы. Налог со строений за 1939 г - 55 рублей. Земельная рента — 35 рублей. Мелкие поступления (штрафы) — 25. Всего поступило 70 руб. Отчисления от налоговых и неналоговых доходов: подоходный налог колхозников — 3400, сельхозналог — 200, отчисления от культсбора с населения — 2120, отчисления от суммы реализации массовых займов — 1390. всего 7447.
Расходы. Заработная плата учителя -5040, отчисление от заработной платы — 400, хозяйственные расходы школы — 4700, командировочные — 400, учебные расходы — 1000 рублей, приобретение и ремонт учебных пособий — 500, приобретение и ремонт оборудования — 1700, прочие расходы — 1000. Всего 14740.
Расходы на ликвидацию неграмотности зарплата — 500, начисление на заработную плату — 100, канцелярия и хозрасходы — 300. Всего 900 рублей.
Изба-читальня: зарплата избача -1500, начисления — 75, хозрасходы — 400, приобретение оборудования — 100, прочие расходы — 350.
В последующие десятилетия, вплоть до начала девяностых годов, учреждения культуры: клубы, ДК, библиотеки продолжали нести идеологическую, просветительскую нагрузку, были досуговыми центрами, которые притягивали население. В советские годы большинство учреждений стояло на балансе колхозов и совхозов, которые заботились об их материально-технической базе. Наряду с ними методическую, организационную помощь оказывали специалисты отдела культуры, созданного при райисполкоме.
Разруха девяностых годов не обошла стороной учреждения культуры. Они стали непосильной ношей для сельхозпредприятий. Чтобы сохранить ту базу, которая имелась, сохранить специалистов на местах, было принято решение об их передаче на уровень района. И это было правильным решением.
В конце 2003 года вышел в свет известный 131-ый федеральный закон, который определил полномочия органов власти местного самоуправления. Учреждения культуры, согласно его требованиям, перешли в ведение сельских администраций. Сегодня культура района переживает новые преобразования. Но какие бы реформы не происходили в этой сфере, остаются люди — культработники, преданные профессии, неунывающие душой, талантливые от природы. Видимо профессия культуработник — состояние души. Эти неугомонные, талантливые и жизнелюбивые люди, энтузиасты, которые в любое время суток, года, при любых политических реформах готовы выйти в народ и нести им доброе слово, радость встречи с прекрасным.
Им не дарят песни и сонеты,
Не слагают оды в их честь.
Может быть не слышали поэты
Что на свете культработник есть!
Не встают артисты на катурны,
Чтоб воспеть великие дела.
Скромного работника культуры,
Славного работника села!
По материалам районного и республиканского архивов подготовила С. Могулчина
Категория: Хроника событий | Добавил: Людмила (07.07.2014)
Просмотров: 1729 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2025