В 2012г. стартовал Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика». Это соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. В рамках конкурса участникам предлагается прочитать на русском языке отрывок из выбранного ими произведения, которое не входит в базовый уровень школьной программы по литературе. Целей этого большого мероприятия несколько. Это и повышение интереса к чтению у детей, и расширение их читательского кругозора, и возрождение традиций семейного чтения, а также повышение общественного интереса к библиотекам, повышение уровня грамотности населения, поиск и поддержка талантливых детей. Участниками конкурса могут быть дети шестых-седьмых классов. Конкурс проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский. В этом году он проводится уже четвёртый раз, и совсем недавно, 12 февраля, в Дьектиекской школе юные чтецы состязались в своём умении декламации. Выступления детей оценивались по следующим параметрам: -выбор художественного текста: - грамотная речь; -артистизм исполнения; - глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста. Заранее была проведена жеребьёвка между детьми, что дало выступающим возможность соответственно настроиться. И уже перед самым началом определили, какой же класс будет выступать первым. Один за другим выходили на сцену участники, и членам жюри, в состав которого вошли учителя алтайского языка и литературы А. Н. Шахова, английского языка — И. М. Казакова, русского языка и литературы — М. Ю. Актёлова, а также школьный библиотекарь В. Т. Гусельникова и заведующая сельской библиотекой С. Е. Вакурина пришлось поработать. Из 12 участников были определены трое лучших. Третье место заняла ученица 7 класса Татьяна Шляпина (учитель Р. С. Бодукова ), на второе вышла Олеся Шахова, ученица 6 класса (учитель Л. П. Шадрина), а первое занял семиклассник Амыр Буйдышев (учитель Р. С. Бодукова). Им и предстоит принять участие в муниципальном этапе конкурса. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребенок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения - очень важная часть в системе воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое, потому что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Одна из особенностей семейного чтения состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет родителям глубже понять своего ребенка, сплотить семью через чтение художественных произведений. Каждый родитель должен осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания ребёнка, интеллектуального ресурса развития его личности. В этом залог его жизненного успеха. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения и обдумывания ее, считая это самым нужным в жизни современного ребёнка.