Беззаботность в вопросе «Откуда берутся деньги» служит причиной эгоистичного поведения современных детей. Что бы там ни говорили о том, что детишкам не следует вникать в тонкости семейного бюджета, в реальной жизни наблюдается обратное. Чем меньше дети знают о денежных проблемах родителей, тем труднее договориться с ними о сумме их собственных расходов. Отношение ребенка к деньгам складывается с самого раннего детства, когда мама объясняет ребенку, доступным для него языком, ценность той или иной вещи, соотношение возможностей семейного бюджета и его детских желаний. Дети должны четко представлять себе, что эти возможности у всех разные, также как разрез глаз, цвет волос или место жительства. Родители собственным примером воспитывают в детях культуру обращения с деньгами. Поэтому, если папа вместо покупки сосисок потратил деньги на баночку любимого пива, а мама на косметику, ребенку сложно будет понять, почему он должен действовать иначе. Личные деньги – это своеобразный ритуал, который позволяет ребенку войти во взрослый, серьезный мир, а порою даже самоутвердиться в подростковом коллективе, как бы это не противело взрослым. Поэтому обязательно нужно давать детям деньги на карманные расходы. Выдавать карманные деньги лучше регулярно. Если у ребенка остались деньги с предыдущего раза, не нужно урезать очередную норму. Ему экономить – ему и тратить. Если ребенок требует денег больше, чем родители могут ему дать, надо разъяснить ему семейные расходы и обосновать свой отказ. При этом сумма, выдаваемая на карманные расходы, должна быть фиксированной, вне зависимости от успехов в школе и поведения ребенка; ему важно понять, что сумма денег зависит от его нужд, а не от его желаний. Дети начинают чувствовать ответственность за потраченные ими деньги, узнают «что почем» и могут сами анализировать некоторые денежные ситуации. Нельзя шантажировать детей деньгами. Ребенку необходимо самому распоряжаться выделенной ему суммой. Родитель может дать совет, договориться с ним о необходимых расходах (питание в школе, транспорт, дни рождения друзей, оплата мобильной связи и т.д.), но жесткий контроль над его личными расходами надо исключить, иначе теряется весь смысл обладания карманными деньгами. В каком же возрасте лучше начинать давать регулярные карманные деньги? В каждой семье и с каждым ребенком этот процесс сугубо индивидуальный, но психологи утверждают, что лучше всего начинать во время перехода ребенка из начальной школы в средние классы, то есть примерно в возрасте 10 лет. Изменения в школьном ритме, поощрение самостоятельности (походы в школу, в кино, в библиотеку, в магазин) и доверие такой «взрослой» категории, как денежная, во-первых, дисциплинируют ребенка, во-вторых, повышают его самооценку. Также, конечно, от возраста и пола зависит размер необходимых карманных денег: чем ребенок старше, тем большая сумма требуется; девочки в основном получают и требуют меньше денег, чем юноши, и в тратах более разборчивы и экономны, но только до 17-18 лет. Не нужно препятствовать попыткам детей самостоятельно заработать деньги. Главное для родителей – быть в курсе того, где и как это происходит, и следить за тем, чтобы это не влияло на успеваемость и здоровье ребенка, чтобы рабочий день не превышал 4 часов. Ведь заработок – это не самоцель, а попытка обрести опыт и навыки в этой области. Для подростков подработкой могут быть: продажа газет, занятия с соседскими детьми иностранным языком или другими дисциплинами, присмотреть за детьми, пока их родители заняты (бэби - ситтинг), помощь по хозяйству нуждающимся, ремонтные бригады и т.д. Вырастить человека, который умеет грамотно распоряжаться деньгами, не так просто. Ни одному родителю не хочется, чтобы его ребенок вырос скупым или транжирой. Поэтому карманные деньги становятся первой проверкой самостоятельности детей и родительской мудрости. Е. Аргокова, психолог Центра семьи и детей (подготовлено по материалам журнала «Домашний очаг»)