Установленного на государственном уровне Дня психолога в нашей стране на сегодняшний день, к сожалению, нет. Но крупнейшие вузы страны отмечают этот пока что неофициальный праздник именно 22 ноября – в день, когда открылись факультеты психологии, а с 2010 года День психолога по инициативе Московского университета (тоже пока неофициально) отмечается и в столице нашей Родины - Москве. Не отставая от людей просвещенных, мы спешим поздравить наших психологов (коих у нас не так уж и много), и немножко рассказать об их непростой, но, без сомнения, очень интересной и полезной работе. О себе и своей специальности в преддверии праздника нам рассказала психолог Камлакской школы Наталья Николаевна Чельчушева. -Итак, психолог в школе – кто это, что входит в его обязанности? - В настоящее время психолог в школе — явление уже обыденное. Но это отнюдь не означает, что каждый учитель ждет от него советов и рекомендаций. Психолог оставляет представление о психических особенностях конкретного ребенка. Это предполагает: во-первых — определение уровня развития познавательных процессов ребенка; во- вторых, описание особенностей его эмоционально — личностной сферы; в третьих, выяснение характера взаимоотношений с педагогами, сверстниками, родителями. В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях, психологическая профилактика. -Вкратце о каждой из них. -Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Психолог подбирает методику, направленную на изучение способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися. Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Понимать, принимать, развивать. Это принцип и результат гармоничного взаимодействия ребенка и взрослого в процессе общения и продуктивной деятельности. Познание и принятие ребенка — вот путь к его пониманию. -Вы работаете с детьми разных возрастов? -Да, начиная с детского сада и до выпускников нашей школы. -И каждый возраст требует к себе определенного подхода? -Конечно. Работа в детском саду «Золотая рыбка» построена на основании развития познавательных процессов ребенка в дошкольном возрасте, на снижение уровня тревожности, увеличения уровня коммуникативных способностей, на повышение самооценки и уверенности в себе. С детьми проводятся сказко-терапевтические коррекционно – развивающие занятия. Для детей старшего дошкольного возраста - интегрированные развивающие занятия с ИЗО, что способствует формированию умений видеть средства выразительности для передачи чувств и настроения. Для детей группы при подготовке к школе проводятся занятия, направленные на определение мотивации ребенка к школе, выявления уровня сформированности познавательного интереса, внимания, памяти, мышления. С первых дней обучения к ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программный материал. Одним из главных направлений работы в первом классе является помощь в освоении учебной деятельности. Учебная деятельность в данном контексте рассматривается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, но и как целостной деятельности в школе. На родительском собрании подводятся итоги проведенной работы по выявлению показателей адаптационного периода. В ходе комплексной психодиагностики изучается актуальное развитие пятиклассников, выявляются имеющиеся трудности, которые могут помешать успешной адаптации детей. Разработаны рекомендации для оказания педагогической помощи детям. Также проводятся занятия по сплочению коллектива, установлению благоприятного психологического климата: «Сотрудничество», «Хотим все знать», «Классная Республика», «Вот такой Я», «Мы вместе», «Планета нашего класса». В ходе проводимых мероприятий было выявлено, что не все дети могут ждать и оказывать поддержку одноклассникам. Также отдельные занятия направлены на снижение тревожности и агрессивности детей, наряду с прочим мы проводим анкетирование, беседы, рисуночные тесты. Учителя и родители были ознакомлены с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе, предложены практические советы по адаптации ребенка к школе. В старших классах - проводятся занятия по формированию умений работать в команде, правильно и всесторонне сравнивать свои результаты с успешностью других, формировать умение добиваться успеха, формировать навыки самоанализа, умение правильно сопоставить выбранную профессию со своими способностям и склонностям. Мы проводим тренинги, направленные на развитие самосознания старшеклассников, умений и навыков самоанализа, рефлексии, активности, преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению. В выпускном классе занятия направлены на снятие нервно-психического напряжения, уверенности на экзамене. Проводятся индивидуальные занятия по запросу детей. Кроме этого, в нашей школе есть дети с нарушениями речи, эмоционально – волевой сферой с трудностями в обучении и т.д., которые нуждаются не только в психологической помощи, но и в помощи других специалистов. Поэтому возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, но и актуализировать познавательные процессы, расширять кругозор, получать новый деятельностный опыт. При совместной работе специалистов «Школьной службы здоровья» и учителей на основе познавательных интересов, формируется воображение, произвольность поведения, формируются познавательные интересы. Умственное и речевое развитие ребенка тесно связано между собой, поэтому успешное осуществление коррекционно-развивающей работы во многом зависит от взаимодействия учителя- логопеда, педагога-психолога. Наиболее подходящей формой коррекционно-развивающего обучения представляют собой интегрированные занятия, проводимые совместно с логопедом: «В гостях у золушки», «День рождения слоненка», «Путешествие в страну слов и правил» ит.д. Коррекционно-развивающие занятия выстраивались от простого к сложному, в зависимости от актуальности задач работы и возрастных особенностей. В течение учебного гола ведется работа и с преподавателями – индивидуальное консультирование, подбор литературы для самообразования. В школе проводятся Недели психологического здоровья совместно с логопедом, валеологом. При проведении используются различные методы и формы: психологические игры, тренинги, беседы, конкурсы, акции, советы. В целях наглядности присутствуют красочное оформление «стены» новыми заданиями, «психологический забор», «поляна пожеланий», Советы валеолога, «Дерево дружбы». Неделя включает в себя и исследовательскую деятельность (анкетирование, тестирование), и профилактическую (развивающую, профилактическую). При выстраивании работы стараемся, чтобы были задействованы все участники образовательного процесса. -Работа достаточно обширная. Не сложно со всем справляться? Я работаю психологом уже шесть лет, являюсь так же учителем предшкольного образования (первое образование у меня – учитель начальных классов), работаю социальным педагогом в школе. Конечно, сложно совмещать все, но по мере возможности стараюсь справляться со своими обязанностями. -А какими качествами на ваш взгляд должен обладать школьный психолог? - Я считаю, чтобы обучать детей, педагогу необходимо быть гуманной личностью, открытой для общения и передачи опыта, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. -У вас это получается? -Надеюсь. Я регулярно прохожу курсы повышения квалификации, в 2006 году – в Горно-Алтайске, в 2008 – в Москве, 2010 – в Томске. Стараюсь идти в ногу со временем, повышать свое мастерство. Принимаю участие в различных форумах, конкурсах, конференциях. -Что можете сказать о результатах своей работы? -Результаты своей работы я вижу в том, что предварительная диагностика позволяет своевременно проводить коррекционную работу, а систематическое посещение детьми коррекционных занятий, направленных на развитие различных элементов психики, способствует уменьшению трудностей в обучении. Хотя, конечно, далеко не все зависит только от психолога. В настоящее время существуют разногласия в понимании цели психологического сопровождения. Принципиальным является слово «условия». Я полагаю, что можно говорить о создании условий, поскольку на развитие, помимо школы, влияют еще и семья, и социальное окружение. -Есть трудности? -Основная – это отсутствие кабинета для индивидуальных занятий и консультаций. Надеемся, что в новой школе, которую нам обязательно построят, этот вопрос будет решен. -Спасибо за беседу. И с праздником! Подготовила А. Гущина