10 ноября все мировое научное сообщество отмечает Всемирный день науки. В преддверии праздника у нас в гостях лауреат конкурса и премии имени Н. К. Кольцова за лучшую научную работу и успехи в научной работе, автор 100 научных работ и 12 патентов, участник международных конференций и конгрессов, кандидат биологических наук, а в прошлом выпускник Чергинской школы Кирилл ШАРШОВ (на снимке: на конференции в Дании). -Кирилл, не все наши читатели с вами знакомы. Восполним этот пробел – расскажите немного о себе – где учились, работали, чем занимаетесь сейчас? -Первые семнадцать лет своей жизни провел в Черге. После школы поступил в Томский государственный университет, который является старейшим университетом в Сибири. В школе нравилась биология, вообще естественные науки. Участвовал и становился призером Всероссийских школьных олимпиад по биологии. Поэтому неудивительно, что пошел на биологический факультет. Огромную роль в этом сыграли родители – тоже биологи по образованию, окончившие Томский госуниверситет. Интересно, что учился на той же кафедре, где и родители, а в общежитии какое-то время жил в комнате, где когда-то 25 лет назад жила моя будущая мама. После окончания университета в 2005 году устроился на работу по специальности в государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» под Новосибирском, когда-то выполнявший заказы Министерства обороны по разработке биологического оружия. В настоящее время это один из двух центров в мире, где хранится вирус натуральной оспы, которую человечество победило не так давно. Второй находится в Атланте, США. В этом центре я поступил в аспирантуру и через пять лет - в 2010 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности вирусология. Начал с должности стажера –исследователя, потом стал младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником, и в период с 2010 по 2013 годы был заведующим лабораторией экологии вируса гриппа. В 2013 году перешел в Медакадемию в научно-исследовательский институт экспериментальной и клинической медицины, где и работаю до настоящего времени. На протяжении восьми лет также по совместительству являюсь научным сотрудником Новосибирского государственного университета. Там я не преподаю пока, но участвую в совместных проектах. Некоторые исследовательские гранты можно получать и реализовывать только в образовательных учреждениях. -Кандидат биологических наук – кто это, и над какой темой работаете в данный момент? -Кто это? Наверное, человек, который на современном уровне хорошо разбирается в своей узкой теме и владеет всеми основными методами исследования. Для этого нужно изучить, что сделано по этой проблеме, возможно, найти, где есть пробелы. Затем собрать материал, исследовать его и сделать заключения. Конечно, все это под руководством руководителя и коллег. Во время таких исследований находишь что-то новое, что в дальнейшем можно использовать в практике: разработке лекарств, материалов, новых методов контроля за инфекциями. Я сейчас говорю, конечно, больше о своей области. Чтобы стать кандидатом я закончил аспирантуру, сдал три экзамена. Опубликовал несколько статей в реферируемых научных изданиях, написал и отпечатал саму работу и прошел процедуру защиты диссертации. Темой было исследование вируса птичьего гриппа H5N1 в России, который впервые проник в нашу страну в 2005 году из Китая. Собственно мне удалось с самого начала вспышки заниматься этой проблематикой – сначала он проник в Новосибирскую область, а потом распространился по России и в страны Европы. На данном этапе продолжаю работу по этой теме. -В чем она заключается? И насколько актуальна на сегодняшний день? - Научная работа, в частности по теме птичьего гриппа, включает несколько этапов. Первоначально - сбор образцов в природе (от разных животных в разных местах). Это важный этап, поскольку если ты не то и не там соберешь, получишь не такой результат. Затем исследования в лаборатории, анализ, написание статей, отчетов. В принципе, логика научной работы такая же, как в любой другой – ты должен получить конкретный результат, продукт. Только продуктом являются научные статьи, патенты, разработанные методы и т. д. Сегодня очень много программ поддержки прикладной науки, поэтому люди могут конкретно увидеть и потрогать результаты научной работы. Что же касается актуальности проблемы гриппа человека и животных, то это на сегодняшний день не оставляет сомнений. Дикие птицы являются естественными носителями гриппа в природе. У них очень много разных вирусов гриппа, которые являются исключительно птичьими и не опасны для человека. Но иногда они попадают в поголовье домашних птиц и могут быстро изменяться, мутировать и переходить на человека. Особенно в Китае и странах Азии, где количество домашней птицы исчисляется миллиардами. Далее они могут снова распространяться дикими птицами или человеком (транспорт, недостаточный ветеринарный контроль и т. д.). За последние три года в мире, в основном Китае и странах Юго-Восточной Азии, обнаружили ряд новых вирусов гриппа, опасных для человека и животных. Есть и смертельные случаи. К счастью, в России до сегодняшнего дня таких случаев не было. Наша работа заключается в том, чтобы вовремя обнаружить опасные вирусы или их гены у нас в Сибири. Для этого проводится ежегодный мониторинг. Мы собираем образцы, исследуем какие вирусы, опасны ли они. Проверяем, чувствительны ли они к препаратам, которые люди могут приобрести в аптеках. Также это нужно, чтобы вовремя изменить вакцину на новую. Наверно вы помните, что даже в Шебалинском районе вакцинировали домашнюю птицу лет 8 назад? Например, в Черге эту работу по вакцинации проводил мой одноклассник Бельков Антон. -Судя по всему, в рамках работы над проблемой птичьего гриппа вам приходится много путешествовать? Где удалось побывать за это время? -Да, научная работа в принципе, и в особенности в биологии, предполагает не только анализ литературы, различные теоретические исследования, чтение статей, но и большую часть полевых исследований, экспедиций, экспериментов. Для своей работы я провел более 10 экспедиций в России, в основном в Сибири. Тесно сотрудничаем с учеными из Китая. Вообще, мне, конечно, повезло – в процессе работы я много путешествую, бывал во многих странах (Япония, США, Китай, Австрия, Южная Африка, Италия, Дания, Великобритания). Это и участие в конференциях, и стажировки. Последний раз был в командировке в апреле в Копенгагене (Дания), участвовал в конгрессе по инфекционным заболеваниям. К счастью, почти каждый год удается найти финансирование на участие в научных мероприятиях, хотя это сейчас совсем недешево. В Китай езжу каждый год. У нас есть договор и совместный проект по исследованию птичьего гриппа. Там это серьезная проблема не только для людей, но и для сельского хозяйства. Периодически они несут большие экономические потери – для контроля за инфекцией приходится забивать поголовье домашних птиц, а это сотни тысяч голов. Буквально на днях снова собираюсь в командировку и опять в Китай. Еду на две недели. Буду в трех разных местах – в Пекине, в центральном Китае: Цинхай-Тибетское плато и в восточном Китае, близ города Шанхай. Все в рамках научной работы. -Есть любимые места, запомнившиеся поездки? -Каждое место по-своему удивительно. В каждой поездке (они, как правило, небольшие, в среднем 4-5 дней) стараюсь выделить хотя бы один день просто на экскурсии – мир посмотреть. Очень понравилось в Японии, совершенно другая страна. Понравился Лондон. Очень запомнилась поездка на Аляску в США. Из маленького городка на побережье нас забросили на небольшом четырехместном самолете прямо на остров в Тихом океане для изучения колонии птиц. Это тоже был международный проект России, Японии и США. В Китае я бывал во многих местах. Он совершенно разный. Запомнился Тибет. Хотя там не везде можно находиться иностранцам. Я очень люблю путешествовать. -Как решаете вопрос языкового барьера? Владеете иностранными языками? -Не могу сказать, что владею. Все международные конференции проходят на английском, поэтому пришлось его более-менее освоить, для того чтобы суметь рассказать о результатах своего труда, а также договориться о совместных работах. Более серьезно учить его начал самостоятельно уже после школы и университета, когда он понадобился для работы, общения и отдыха. Естественно в Китае я тоже общаюсь на английском – это, как известно, международный язык общения. Китайский, думаю, не выучу уже. -Не было желания уехать жить и работать в другую страну, в тот же Китай, например, в США? -Особого желания не было. Предложения были. Но я никогда особо не стремился жить за границей. Побывал в разных местах, видел, как живут там люди, есть там свои плюсы и минусы. Нельзя однозначно сказать, что где-то лучше или хуже. У каждого свои предпочтения. Хотя условия для работы там, безусловно, лучше, по крайней мере, в моей области. Многие мои коллеги так и сделали - уехали. Но часть из них потом вернулась в Россию, им там не понравилось или не сложилось. Я уезжать не планирую. А вот поработать по контракту довелось - жил в Китае два года подряд по два месяца – ноябрь и декабрь. Получили хорошие совместные результаты. -У вас насыщенная научная жизнь. А на отдых времени хватает? -Как всегда, не хватает. Но иногда, удается и отдохнуть. Еще со школы очень люблю волейбол и стараюсь сейчас ходить играть. В школе с пятого класса ходил на секцию к нашему любимому тренеру Михаилу Михайловичу Вольхину. Знаю, что сейчас он спортсмен мирового уровня – двукратный чемпион мира. Также мне посчастливилось играть в школьной команде и занимать первое место в районе. Поэтому в волейбол я продолжил играть в университете – играл за факультет. -Раз уж речь зашла о Черге, нет желания вернуться домой? -Честно говоря, иногда задумываюсь – не вернуться ли… Но не уверен, что смогу найти там работу по специальности. А вообще, в Чергу я по возможности стараюсь приезжать – гощу у родителей, в доме, где вырос!!! Очень люблю там бывать! -Приятно, что выпускник нашей школы добился успехов в науке, причем, судя по всему, не только в нашей стране (судя по предложениям жить и работать в США). Сложно было прокладывать свой путь? -Не скажу, что просто. Конечно, сложнее конкурировать с выпускниками лицеев и прочих специализированных школ, которые целенаправленно ведут к конкретному Вузу, предмету, специальности. Но думаю ученики везде одинаковые. Все зависит лично от тебя. Учителя могут лишь помочь. Мне лично родители и преподаватели нашей Чергинской школы дали хороший старт, я очень им благодарен. Нужно просто все успевать, правильно время распределять на учебу, отдых, хобби. Наверно самый сложный вопрос – как это сделать. Но думаю, было бы желание – и все получится. -Несколько советов нашим ученикам, студентам с высоты вашего кандидатского звания? -Учите иностранные языки. Они всегда будут полезны – вне зависимости от выбора будущей специальности. Что касается профессии – каждый выбирает сам по своим предпочтениям, интересам и стремлениям, тех целей, которые он перед собой ставит. -Спасибо за интересную беседу. С наступающим праздником вас! Новых открытий, интересных идей, достойного финансирования! До новых встреч! К печати подготовила Алена ГУЩИНА