Вот уже шестнадцатый год Валентина Сергеевна Кужакова руководит Мыютинской школой. Этот год для нее юбилейный. Тридцать четыре года педагогического стажа, двадцать один год работы в Мыютинской школе, 15 лет – в должности директора. В этих простых числах – целая жизнь, полная радостных событий и грустных моментов, новых учеников и повзрослевших выпускников - простая и в то же время такая разная. Школа стала для нее вторым домом. -А многое ли изменилось в ней за эти тридцать с лишним лет? - на это вопрос Валентина Сергеевна ответила просто и без прикрас. -Конечно, изменилось многое. Так же, как и в нашей стране, и в обществе, и даже в селе. Все это тесно взаимосвязано, и изменения в государстве неизменно находят свое отражение в изменениях в школе и образовании в целом. Раньше работать было проще – больше внимания можно было уделять педагогической деятельности. Сейчас работа директора – это постоянные проверки. Контролирующие органы предъявляют множество требований, удовлетворить которые часто просто не в наших силах. Здание школы современным стандартам не соответствует. Требования постоянно меняются, и порой приходится по несколько раз переделывать одни и те же места - те же дверные проемы, например. Контроль возрос, а возможности выполнять все предписания – ни физической, ни финансовой - просто нет. То же касается и здания детского сада, которому уже 150 лет. В итоге, замечания, предписания, штрафы. Работать стало очень сложно. Наше месторасположение – на федеральной трассе - заставляет постоянно держаться в напряжении. С одной стороны беспокоишься за безопасность детей, с другой – постоянно ждешь неожиданных гостей. Изменились и образовательные стандарты, и сами люди – ученики, родители. Изменилась и сама система образования. Теперь мы не просто учим, а оказываем услуги. У нас есть государственный заказ. Насколько хорошо мы его выполняем, регулярно проверяют. В 2014 году будем проходить аккредитацию, получать новую лицензию, менять документацию. Постепенно меняется и коллектив школы. Дружный, стабильный, он на восемьдесят процентов состоит из педагогов с высшим образованием. В этом году пришли пять новых учителей на смену ушедшим на пенсию и сменившим место жительства. Изменились методы обучения – в школу пришли новые технологии, подготовка к уроку благодаря современной технике занимает теперь меньше времени, в этом плане работать стало легче. А вот общаться с детьми и отдельными родителями, наоборот, - сложнее. Не все с пониманием относятся к работе педагога, что, конечно же, заметно затрудняет сам процесс обучения. К счастью, таких родителей не много, и большинство все же оказывает школе и учителям всяческое содействие, во всем поддерживает, понимает, что только сообща, совместными усилиями семьи и школы можно добиться хорошего результата в обучении и воспитании. Ведь многое в этом вопросе зависит именно от семьи, от родителей. Изменилось отношение детей к взрослым (родителям, педагогам)– мне кажется, двадцать лет назад оно было более уважительное. -А в плане знаний, их проверки, учебной нагрузки на детей? -И здесь многое изменилось. Считается, что с новыми образовательными стандартами возросла нагрузка на детей, и в больших школах это действительно так. Но в маленькой сельской школе такого нет. Я бы не сказала, что наши ученики сильно загружены. Что касается качества знаний, то, наверное, оно стало все же несколько хуже. И винить в этом только педагогов нельзя. Многое ведь зависит и от родителей, и от самого ребенка. Те, кто хочет учиться, делают это, успевая совмещать и уроки, и кружковую работу, и обязанности по дому. Дети стали мало читать, компьютеры и телевизоры заменили печатные книги, и как следствие – небольшой словарный запас, отсутствие умения формулировать свои мысли, правильно излагать их, рассуждать и доказывать свои суждения. И это, на мой взгляд, плохо. Устные экзамены сменились письменными тестами, где всегда существует возможность угадать. В проверку знаний вкрадывается элемент везения, а это не совсем правильно. Что можно рассказать о литературе в тестах? Или об истории? Отсюда – неразвитая речь, поверхностные знания, общее снижение грамотности среди учащихся. -Маленькие школы: уже не раз звучали высказывания о том, что они уступают большим школам по всем параметрам – ваше мнение об этом? -Об этом меня спрашивают уже не в первый раз, и на этот счет у меня всегда один ответ. Есть алтайская пословица, в переводе – «Что мало, что много – все равно счет ведешь». Так же и в школе. Вне зависимости от размеров, работа проводится одна и та же, проблемы существуют те же самые, и маленькая школа просто миниатюра школы большой. Но при этом имеет один несомненный плюс. В маленькой школе ребенок получает больше внимания со стороны учителя. Мы знаем каждого ученика, и можем уделить каждому достаточно времени, заниматься с каждым по отдельности на каждом уроке. В больших классах сделать это практически невозможно. -Школа не только учит, но и воспитывает. В завершение несколько слов об этой стороне вашей деятельности. -Стараемся участвовать во всех конкурсах и мероприятиях, проводимых в районе и в республике. Проводим тематические школьные мероприятия. Большое внимание уделяем патриотическому и нравственному воспитанию, экологической работе. Хорошо работаем по линии ГИБДДД. Поскольку наша школа находится на федеральной трассе, безопасности дорожного движения уделяем особое внимание. В прошлом году наше письмо водителю было отмечено дипломом на республиканском конкурсе. У нас в школе по-прежнему действует пионерская организация. Это важная часть нашей истории, и мы ее сохранили. Каждый день галстуки пока не носим, но на торжественные мероприятия дети обязательно повязывают. Пятиклассников торжественно принимаем в пионеры, проводим пионерские сборы, устраиваем пионерские костры. Дети не просто носят галстуки, но и знают историю пионерской организации, что тоже немаловажно. Как видите, у нас в селе живут настоящие патриоты, которые бережно относятся к истории своей родины. Наша пионерская организация активно работает по всем направлениям. Сейчас будем принимать участие в эстафете пионерских организаций, приуроченной к юбилею пионерии. Она стартовала 15 ноября из Горно-Алтайска, потом пойдет в Усть-Муны, оттуда – к нам, от нас – в Теньгу и дальше в Кош-Агач. Далее планируется конкурс сочинений, намерены принять участие в параде песни и строя, а 19 мая поедем на слет пионерских организаций в столицу нашей республики. -Не думала, что в наше время еще есть пионеры. Что ж, удачи вам в работе. Спасибо. До свидания. Подготовила А. Гущина