После посещения районного краеведческого музея и отзывов о работах шебалинской мастерицы Анне Георгиевне Монастыревой мне посчастливилось побывать в гостях у этой замечательной женщины. Еще не заходя в дом, отметила идеальную чистоту, порядок во дворе. У ворот встретила радушная хозяйка – своей энергичностью, доброжелательной улыбкой, бодрым голосом совсем не похожая на 77-летнюю бабушку. Кажется, ее глазами смотрит озорная молоденькая девушка. - Анна Георгиевна, как Вам удается так прекрасно выглядеть? Да и вообще, в почтенном возрасте так следить за чистотой, порядком, всегда быть на ногах, да еще оставаться бодрой, жизнерадостной? - Да разве я бодрая, утром, можно сказать, «на четыре кости» встаю. И стону, и плачу, но маленько разомнусь, выхожу и опять вперед. Отец у меня был такой же, видно в него пошла. Он любил чистоту, порядок во всем. - Откуда Ваши родители? Где родились Вы сама? - Родители мои с Алтайского района, сюда, а точнее, в Зайсанскую Елань (за Семинским перевалом) приехали на заработки в 1937 году, мне было несколько месяцев. Нас было пятеро детей. Приехали, так и прижились. Теперь уже братьев и сестер нет в живых, я осталась одна. Жили в маленькой деревне за Семинским перевалом. Потом уже, когда моим ребятишкам в школу надо было идти, мы уехали в Шебалино. - Сейчас живете одна? - Живу одна, дочь Надя приходит, она в Шебалино. Младший сын живет в Барнауле. Есть и три внучки. Одна - учитель русского языка и литературы, вторая – врач-ветеринар. А третья внучка в Барнауле живет, закончила заочно университет и работает кондуктором трамвая. - Анна Георгиевна, передался ли Ваш талант вышивания, плетения кружев детям, внучкам? - Нет, они этим не занимаются. Это очень кропотливая работа, тут нужна большая усидчивость, терпение. Но для меня это как наркотик. Я даже могу не поесть, все другие дела заброшу, закончу работу, потом делаю уже все остальное. Примерно месяц уходит на изготовление, например, вот такой салфетки на телевизор. - Интересная техника. Как она называется? - Ришелье. Это ажурная вышивка с обметанным контуром рисунка. Для работы нужно запастись терпением, швейной машиной и острыми ножницами. Подобрать качественную ткань, чтобы не растягивалась при стирке, подготовить материал, сделать отстрочку контура рисунка, сформировать отверстия и выполнить перемычки. Надо постараться сделать это так, чтобы ткань не перетянулась, чтобы узор был ровный. Когда по рисунку делаешь строчку машинкой, вообще удобней работать двумя руками, чтобы поддерживать ткань. Но у меня машинка ручная, поэтому одной кручу машинку, другой направляю ткань. - Действительно, терпения и умения надо много. Но Вы ведь работали не только в технике Ришелье? - Вышивала еще болгарским крестиком, вязала кружева, нарядные салфетки. - А откуда брали образцы, рисунки? - Раньше в журнале «Крестьянка» очень много было рисунков, советов для рукодельниц. Вот оттуда и брала. - Научили кого-нибудь всем премудростям этого искусства? - Пыталась одна женщина научиться – сделать воротничок с вышивкой Ришелье, но не получилось. А вообще – готова хоть кому показать, научить. Было бы желание. Но сейчас мало кто этим интересуется. А раньше ведь все было в дефиците, что-то красивое, нарядное в дом, на одежду приходилось делать своими руками. Долгое время я работала в отделе статистики в райисполкоме, сначала еще занималась рукодолием, дарила всем свои салфетки, вышивки. Но потом пришлось много работать, стало вышивать некогда. Но, когда вышла на пенсию, снова занялась любимым рукоделием. Сделала несколько изделий, в последний раз – года два тому назад. И дочери, и внучкам, чтобы память осталась. - Такие подарки, наверно, самые ценные – сделанные своими руками, потому что они хранят вашу любовь, тепло души. Анна Георгиевна, а Вас-то кто научил всему этому? - Никто специально не учил. Когда у человека есть желание, сам может научиться. У нас в деревне были люди, которые этим занимались, я увидела, мне понравилось. Смотрела, как другие делают, изучала рисунки, технику. Еще в девятом классе я вышила себе рубашку. У нас в деревне дома на окнах висели занавески вышитые, окна выходили на дорогу. Многие из тех, кто ехал мимо, останавливались, чтобы рассмотреть получше. Я не вышиваю только гладью. Чтобы крестиком вышивать, надо быть художником, а вот, чтобы гладью, тут надо большой талант расположить нитки разных тонов, чтобы цвета переливались, переходили один в другой, чтобы получилась настоящая картина. - Сейчас не тянет снова сесть за иголку, нитку, заняться любимым делом? - Сейчас я уже не занимаюсь рукоделием, все-таки здоровье уже не то. Зрение – далеко нормально вижу, а близко плохо, приходится очки надевать. - Ну что ж, желаю Вам еще много лет оставаться такой же бодрой. Спасибо за Ваши работы, за красоту, которую Вы дарите людям! Л. Тимохина