Летний отдых – важное средство воспитания детей и молодежи, направленное на укрепление физического здоровья и нравственности подрастающего поколения. В целях стимулирования педагогического творчества в сфере детского отдыха в нашем районе ежегодно проводится конкурс оздоровительно-образовательных программ. С каждым годом он претерпевает ряд изменений. Изначально Конкурс был связан со смотром вариативных воспитательных программ детского отдыха, определяющего одного победителя. С 2008 года их стало два, отдельно среди средних и основных школ, т.к. уровня развития лагерей разные. Результаты Конкурса свидетельствуют о позитивном изменении содержания программ, качественном росте и развитии педагогических коллективов лагерей. На повышение методического сопровождения летнего отдыха указывают инновационные проекты и соответствие содержания летнего отдыха реализуемым программам. С целью стимулирования работников лагерей, ежегодно по итогам оздоровительной кампании, два представителя от района представляются к отраслевому награждению. Отрадно то, что Почетной грамотой Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай отмечаются как педагоги, так и технический персонал. В этих условиях отдел образования при поддержке МУЗ «Шебалинская ЦРБ» в лице педиатра А. Д. Ялбаковой предложил на лето 2010 года проведение самостоятельного конкурса на лучшую организацию оздоровления детей в общеобразовательном учреждении. От традиционного он отличается тем, что учитывает итоги годовой работы школы по результатам углубленного осеннего медосмотра детей, а также использование нетрадиционных оздоровительных технологий и качество водных процедур. Такой подход предполагал повышение уровня осознанности и рефлексивности коллектива ДОЛ по поводу своего участия в конкурсе. Организованным отдыхом детей и подростков нынче занимались 14 детских оздоровительных лагерей (далее - ДОЛ) средних и основных школ района, а также Верх-Чергинская начальная школа. Поближе познакомимся с итогами их работы по критериям Конкурса. Все на хорошем уровне организовали профилактику дефицита массы тела и С-витаминизацию. Например, в самом большом лагере района «Незабудка», начальник Л. Ю. Айманова (Шебалино) из 120 человек, прибавили в весе 94 ребенка, убавили – 4, без изменений в весе 22. Стоматологическое обследование детей на уровне организовали в «Огоньке», начальник Н. А. Ескендирова (Барагаш) и «Кок-Тамане» (начальник А. К. Анакова, Каспа). Педагоги максимально использовали каждый погожий день для подвижных игр на свежем воздухе и мероприятий по физкультуре и спорту. В этом направлении можно отметить лагеря «Огонек» и «Шулмузак», начальник А. А. Серкина (Малая - Черга), где реализовывался проект «Спортивно одаренный ребенок», руководитель В. Я. Темеев. В каждом лагере наши дети ходили в туристические походы и познавательные экскурсии по историческим и природным памятникам малой родины. По программе «Следопыт» (руководитель Н.Ф. Иркитова, Каспа) ребята съездили в двухдневный конный поход к пещере Дьердин оозы с посещением села Ороктой Чемальского района, совершили автоэкскурсию в этно-природный парк «Уч-Энмек» Онгудайского района. По проекту шебалинского лагеря «Музыка гор» (руководитель А. К. Терешева), участники детского ансамбля «Курелей» провели гастроли в селах Боочи и Кулада Онгудайского района. Давали концерты и заработали 1000 рублей. По привлечению общественности к проблемам отдыха, оздоровления и занятости детей добросовестно отнеслись в «Ручейке» (начальник М. В. Соломонова, Мыюта), где умельцев села привлекли к кружковой работе по лепке игрушек из глины и музыкальному искусству. В «Алых парусах» (начальник О. П. Боделукова, Шаргайта), девочки осваивали азы изготовления войлока. Также в этом направлении можно отметить лагеря «Незабудка» и «Кок-Таман». Несколько необычные критерии конкурса (нетрадиционные формы оздоровления и качество водных процедур) заставили педагогов-воспитателей обратиться в Интернет, полистать литературу и вспомнить традиционную народную культуру по здоровьесбережению. Результаты самообразования не замедлили сказаться на качестве работы. Заслуживает внимания методика организации и проведения нетрадиционных форм оздоровления в лагере «Незабудка», где творчески реализовали оздоровительные мероприятия с детьми педагоги – психологи: Л. А. Анохина, М. Г. Агеева и медицинский работник школы М. Я. Тукеева. Например, упражнения для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия; приемы самомассажа; развитие воображения и снятие нервно-мышечного напряжения с применением визуализации; дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом; природно-оздоровительные упражнения (ходьба по ребристой поверхности, по сухим еловым шишкам и речной гальке). Кстати, это единственное учреждение в районе, где проводилась динамометрия (измерение силы мышц) детей. Терренкур (ходьбу по гальке) эффективно использовали в Шебалино, Дьектиеке, Барагаше. В лагере «Веселинка», (начальник Л. М. Чептынова, Дьектиек) дети с удовольствием выполняли упражнения с элементами атлетической гимнастики и с гимнастическими снарядами. Мыютинская детвора научилась проводить обтирание своего тела и друг друга травяными настоями (череда и др.) при помощи полотенца и рук. А малочергинцы изучили лекарственные травы окрестностей села, надеемся, теперь найдут им практическое применение. Ребята лагеря «Ажу» (руководитель А. А. Малташева, Беш-Озек) овладели навыками массажа головы с помощью подушечек пальцев. Для длинноволосых девочек села это актуально, т.к. густые и длинные косы нередко становятся причиной головных болей. Для совершенствования осанки использовали шейпинг (специальные танцы) в Дьектиеке, Актеле и Малой-Черге. Причем актельцы привлекли для этого студенток хореографического отделения Горно-Алтайского педколледжа. Находка же бешозекских педагогов напоминает мини-исследование. Они изучили влияние накосных украшений – шанкы и индийского танца на осанку, при этом активно применяют их в профилактике сколиоза. Старшеклассницы не первый год самостоятельно изучают и строят индийские танцы, т.к. в школе нет хореографа. Все дети любят музыку, она сопровождала каждое мероприятие юных верхчергинцев (начальник лагеря «Малыш-крепыш» А. А. Карчагина), которые еще занимались ритмической гимнастикой. Оздоровительную технологию организации нетрадиционной утренней зарядки по методике упражнений А.Н. Стрельниковой разработали в «Муравейнике», начальник Л. Н. Воробьева (Камлак). Друидотерапию использовали в Дьектиекском лагере (руководитель Л. П. Шадрина) и в «Огоньке» (Барагаш). Ребята учились общаться с живой природой, потому что в каждом дереве живая сила, своя энергия и ценность. Если хочешь получить положительную энергетику от дерева, учись соответственно к нему относиться. В традиционной культуре алтайцев большим почитанием пользуются Аржан-суу – целебные источники. Существуют определенные обряды и правила их посещения. В каждом поселении есть свои аржаны от болезней глаз, горла и пр. Воспитатели бережно относятся к народным традициям, формируют его у подрастающего поколения. Все лагеря организовали посещение своих родников. Если до этого они преследовали различные исследовательские цели, то этим летом осознали значение родниковой воды для укрепления здоровья. Ребята из сел: Дьектиек, Беш-Озек, Черга, Актел, Улус-Черга, Апшуяхта, Верх-Черга научились правильно пить, умывать лицо и глаза. Так как вода в наших реках холодная, организованное купание школы не практикуют. В жаркие дни закаливающие процедуры в виде обливаний ног с лейки проводили в Беш-Озеке, обливались у берега в Малой-Черге, умывались родниковой водой камлакцы, чергинцы и апшуяхтинцы. Впервые использовали гидроаэробику (в нашем случае, ходьба по росе) в лагерях Барагаша, Улус-Черги и Мыюты. По реализации данного Конкурса 25 июня проведен круглый стол: «Оздоровление - 2010» с начальниками ДОЛ, которые представили весь наработанный материал по нетрадиционному оздоровлению в полном объеме (презентации, фотовитрины). Каждый из них выступил с обменом опыта, так что все имели возможность сравнить, увидеть то, что делают другие в этом направлении. Победители будут озвучены к 1-му сентября. Что показали итоги? Конкурс показал свои преимущества: - оказался интригующим: кто-то чего-то находил, кто-то осмысливал знакомое по новому; - не требует финансирования и дополнительных средств; - создавал атмосферу творчества, давал свободу выбора и способность их реализовать; - создавал возможность рефлексировать результаты своей методики оздоровления; - главное, позитивно оценен детьми. Для лагерей Конкурс стал стимулом для дальнейшего развития, так как дает коллективу лагеря вдруг остановиться и задуматься над тем, что делаем и как. Уважаемые родители, в августе приглашаем Вас посетить фото-выставку «Нетрадиционное оздоровление в нашем лагере» в холле администрации района. Задайте себе вопрос: «А что это дает моему ребенку?», поддержите и одобрите педагогов-воспитателей своим участием в организации летнего отдыха детей и подростков. Р. Сулина, заведующая методкабинетом