Мы смешными малышами Прибежали в первый класс Нам букварь с карандашами Подарили в первый раз.
Вот и прошёл год первого обучения в школе. И во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе. Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения. Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников. Самооценка отражает знание человека о себе и его отношении к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых. Ведь со второй четверти начинается оценочная система. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего, нам самим. Ведь отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни. Оценка нетождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах. Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором необходимо сначала разъяснить положительные и отрицательные стороны работы ученика, отметить наличие или отсутствие продвижений, дать рекомендации, отметить усилия и старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, назвать заслуженную оценку. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим. Однако без помощи нас, взрослых, ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей большое значение. Ребенок начальной школы – это маленький «огонек», который разгорится в большое доброе пламя благодаря нашим оценкам - «молодец», «отлично», «горжусь тобой». Цените в своём ребёнке индивидуальность, самостоятельность, то, что он у вас необычный, не ординарный, не такой, как все. Не бойтесь того, что он иногда не вписывается в общепринятые рамки. Говорят, что тот, кто не вписывается в рамки, - талант. А талантливые люди – золотой фонд нации, их надо беречь. Воспитывайте в ребёнке гордость: «Я есть в мире, я ценность!» Человек, который сам себя уважает, - уважаем другими, сам себя любит, - любим другими. Помните и то, что неуважения к себе ребёнок не прощает, и то, что любят ни за что, а уважают за что-то. Каждому ребёнку определите его «потолок», не совершайте насилия над личностью, требуя стать только отличником, хорошистом. Главное – какого человека растим. Учите детей быть сильными в этом жестоком мире, не оберегайте искусственно от трудностей. Чем раньше ребенок пройдет через трудности, тем лучше, так как внутренний мир человека выстраивается не только песней, улыбкой, но и размышлениями, отчаянием, а иногда и слезами. Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия говорят сами за себя: торжествующая "пятерка", обнадеживающая "четверка", равнодушная "тройка", угнетающая "двойка", уничтожающая "единица". Моё пожелание родителям второклассников: помните, что в учении важна не столько оценка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же вам, родителям, следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль в этом играет ваша вера в возможности своего ребенка, а также ваша способность оказать своему ребёнку реальную помощь в учебе. Принимайте себя и детей такими, как Бог дал: «с грехами, с ошибками», такими, как есть. Не дал Бог ребёнку высокого разума, пусть живет с низким, ведь он, как все живое, хочет жить. Не коверкайте ему детство, ругая за неудачи в школе. Детство начерно не бывает, живите сегодняшним днем и сегодняшним разумом.
Любите детей без особых причин, Даже если они провинились, Ничего нет дороже слёз, Что с ресничек родных скатились. Обнимите покрепче их, Детской ласкою дорожите Это счастье, короткий миг, Быть счастливыми поспешите.
И. Мищирикова, учитель начальных классов МБОУ «Шебалинской сош им. Л. В. Кокышева» На снимках: дети учатся