Каждый год в школах проводятся различные мероприятия. Одним из них является НОУ - исследовательская работа школьников, темы для которой ребята выбирают по разным направлениям. Открытое мероприятие по сбережению чистой воды и сохранению родников пройдет в нашей Чергинской школе в конце марта. По этноэкологии ребята из кружка «Древо жизни» для исследовательской работы выбрали тему: «Благоустройство родников с учётом традиций алтайского народа», где наряду с прочим составили рекомендации по их облагораживанию. Для того чтобы понять правильно ли благоустраиваются родники, мы рассмотрели 6 родников нашей республики. И все из них имеют нарушения по правилам благоустройства, а сколько их ещё по республике и России? Мы выяснили, что люди забывают некоторые правила по отношению к родникам, а в частности не учитывают традиционные знания коренного народа алтайцев. Для алтайского народа природа является храмом, и всё живое между собой имеет тесную взаимосвязь. Любое грубое вторжение в среду обитания не позволительно и губительно, как для природы, а так и самого человека. В настоящее время многие учёные К. Э. Циолковский, В. И. Казначеев, В. И. Вернадский, А. Н. Дмитриев приходят к мысли, что природа имеет сознание. Об этом же говорится в алтайской поговорке: «Неле неметынду, эйлю» - всё в природе имеет своего Духа (Ээзи). Мы же с вами ведём разговор о воде, а сейчас каждый из нас знает, что вода - это живая субстанция, умеющая слышать, видеть, наказывать, помогать, но только не говорить. Любой природный объект имеет свое информационное поле, облако, разум. Что является для науки открытием, для алтайца - обычное явление жить по закону природы. Н. А. Козырев, выдающийся российский учёный, предложил: «Многое в нашем мире связано в единое целое, и явления воздействуют друг на друга, между которыми нет прямых материальных связей». И облагораживая родники современными способами, без учёта народных знаний, мы тем самым наносим ещё больше вреда среде обитания. Давайте вспомним одно из правил наших предков по природопользованию: никогда не оставлять мусор после себя. А что же мы видим на самом деле? Сейчас нам рекомендуют во всех святых местах устанавливать мусоросборники. Не мусоросборники надо устанавливать, а будить наше спящее сознание, ответственность в сохранении среды обитания перед нашими предками и будущими поколениями. И когда мы поймём, что водные источники должны оставаться в естественных условиях, чистыми по закону наших предков, задумаемся о том, стоит ли вообще загораживать и облагораживать родники? Человек не должен думать в первую очередь о своих прихотях и комфорте, а все свои устремления направлять к природе, как части целого. По прогнозам наших чиновников к 2020 году поток туристов в Горном Алтае должен увеличиться до 3 млн человек. Согласно недавним исследованиям популярные среди туристов родники республики Алтай испытывают серьёзную экологическую нагрузку. Для их спасения необходимо «отвлечь» туристов на другие объекты. Диссертация по этой теме готовится к защите в Горно-Алтайском университете Еленой Катковой - преподавателем учёным, она работает по этой теме 5 лет. Давайте, задумаемся вот над чем. Отвод внимания туристов на другие природные объекты возможен, а если со временем и там начнётся перегруз, что тогда? Отсюда можно сделать вывод: прежде чем браться за решение проблемы, необходимо её глубоко изучить, привлекая к этому вопросу всех заинтересованных лиц среди населения, учёных, политиков, старожилов, носителей сакральных знаний. Не оставаться в стороне простым обывателем или наблюдателем, предлагать свои знания и участие в решении всех вопросов нашей жизни и среды обитания. А сейчас рассмотрим, что предлагает Интернет ресурсы по облагораживанию родников. Первое: выдернуть траву на дне родника, очистить полностью дно, и засыпать галькой (традиции же алтайского народа гласят - ничего рвать и ломать нельзя, и ещё надо иметь в виду, что в роднике существует животный и растительный мир). Второе: цементом обложить изголовье родника (по традиции алтайцев изголовье оставляют открытым, через него нельзя перешагивать и ходить). Третье: вставить железную трубу в центр родника для водосбора. По этому вопросу мы обратились к уважаемому человеку и работнику музея села Шебалино Павлу Николаевичу Яжанкину: «По традиции алтайцы использовали для водосбора деревянный желоб и применяли сухостой. Деревянные желобки служили до 50 лет! Выше изголовье родника можно загородить деревянной изгородью». Четвёртое: в Интернете рекомендуется возле родника отвести место для развлечений и отдыха, сверху родника поставить беседку от дождя и пыли, вокруг изголовья установить скамейки. Вот такое неправильное облагораживание родника мы видим в настоящее время в селе Камлак. По опросу жителей села Камлак мы выяснили, что родник первоначально имел правильный вид. У изголовья родника находился деревянный короб(сруб), желобок. В данное время изголовье прочно зацементировано, вокруг размещены скамейки, а сверху родника построена беседка. В летнее время если кому охота отдохнуть или выпить водочки, лучшего места не найти, как у облагороженного родника. После застолья можно будет здесь же оставить различный мусор. А как должно быть по традиции алтайцев? Дальше слушаем Павла Николаевича: «Все места отдыха и туалеты отвести ниже изголовья родника на 20 –50 метров. Человеку для общения с природой необходима тишина и уединение. Родник оставить открытым, ничем не прикрывать, мусор не оставлять после себя». Я думаю, что здесь будет к месту сказать про окропление святых мест. Уважаемые земляки, как вы думаете, не пора ли нам прекратить программу на самоуничтожение, нищету и вымирание, а выбрать жидкость, которая даёт жизнь, здоровье и процветание. Окропляем (урустепдядыс) священные и дорогие места только молоком, без применения алкоголя. А сейчас мы расскажем о роднике Аржансуу (Шебелик) село Шебалино. Об этом роднике нам рассказала удивительная женщина, жительница села Шебалино Ольга Антроповна Филимонова. Детство свое Ольга Антроповна провела в селе Беш-Озёк, для неё русский язык родной, но и алтайским языком владеет в совершенстве. Не только алтайский язык, но и все традиции и обычаи для её сердца дороги и близки. Ольга Антроповна о воде говорит с таким теплом и любовью: «Вода в роднике очень вкусная и мягкая, люди её берут для питья и лечения, несколько лет тому назад люди из добрых побуждений без знания старожилов решили облагородить родник, применили цемент, и вода на некоторое время пропала. В зимнее время вода цемент прорвала и снова в небольшом количестве появилась. Я думаю, что сама природа таким образом нам показывает, что такое вмешательство не правильное. Этот родник для нас священный. Люди ходят к нему и подвязывают jалама, но хотелось бы видеть не такой замученный его вид, а чистым, правильно красиво облагороженным с применением дерева. А также без распития спиртного возле родника и оставления мусора. Всё делать по традиции алтайского народа. Умение местных жителей с любовью и бережливостью относиться к природе я видела с детства. Самое главное, что в воду нельзя плевать, сливать мусор, рядом с водой нельзя ругаться и браниться, вода всё запоминает, и недаром говорится в поговорке: «Бог поруган не бывает», что посеешь, то пожнёшь». По этому же роднику нам удалось побеседовать с жительницей села Шебалино Зинаидой Амыровной Смирновой. Вот что она рассказывает: « Из родника воду применяем для лечения глазных болезней и питья, вода вкусная и мягкая. Отношение людей к аржанам особое и трепетное. Плохо то, что поверх родника проходит дорожка и людям приходиться по нему прогонять скотину». Дальше разговор поведём о роднике Барлакский в селе Барлак. Он находится возле проезжей части Чуйского тракта. Несколько лет назад здесь была обустроена беседка, конечно же, с хорошей целью, всё для блага человека. Что же мы видим? Так как беседка размещена очень близко к изголовью родника, отсюда весь мусор оказывается в воде. Своими размышлениями и наблюдениями поделилась с нами Лариса Анатольевна Соколова: «Больше десяти лет с этого родника я набираю воду для питья. Раньше здесь было чисто, но как только оборудовали беседку, стало много мусора. Мусоросборники были вначале поставлены, но кто- то додумался вывалить весь мусор у изголовья родника и утащить железный ящик. Очень печально, и когда у меня бывает свободное время, стараюсь собрать весь мусор, но этим вопрос не решить. Просто думаю, надо убрать беседку и привести все к первозданному виду, как было в начале. А вначале к роднику приходили люди с почтением и с молитвою». Остаются родники Курловы дачи, Конюховский села Черги и родник Черемшанка Майминский район. Про эти родники мы расскажем в одном из следующих номеров газеты. Уважаемые читатели и земляки, если у кого возникли вопросы или имеются дополнительные знания по сохранению среды обитания, просим не умалчивать, а выкладывать свои знания в газете. Нам необходимо вспомнить и восстановить знания своих предков, и по возможности пользоваться ими. На сегодняшний день они очень актуальны и востребованы. Ценность традиционных знаний алтайского народа по природопользованию заключается в жизнеутверждающем принципе, в уважительном отношении к жизни в любом проявлении. С уважением к вам педагог дополнительного образования Чергинской школы Р. И. Кулакова На снимках: З. А. Смирнова, родники в Шебалино, Барлаке и Камлаке