Как должен выглядеть ученик сегодняшней школы? Конечно, он должен быть воспитанным, внимательным и умным, впитывать как губка всю информацию, разносторонним. Технологии нашего времени позволяют ему это. А вот как он должен быть одет - тема спорная. В последнее время в средствах массовой информации, родительской общественностью поднимается вопрос о необходимости введения школьной формы. Вспоминая свою школьную форму, которую носили девочки и мальчики Советского Союза, я испытываю добрые и теплые чувства. И пусть она была невзрачной, темной, но можно было выделиться красивым воротничком и манжетами. Их приходилось постоянно отпарывать, стирать и пришивать к форме. Это даже как-то дисциплинировало нас. Каждый уже знал, что необходимо все приготовить с вечера, чтобы утром опрятным идти на занятия. Введение формы для обучающихся относится к компетенции образовательных учреждений (пункт 13 статьи 32 Закона Российской Федерации об образовании». Этот вопрос должны рассмотреть органы управления образовательного учреждения: совет школы, родительский комитет, классное общешкольное родительское собрание, попечительский совет). Как правило, образцы школьной формы утверждает совет школы. Безусловно, при обсуждении этого вопроса должны учитываться материальные затраты малообеспеченных семей. Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьника будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразиться отрицательно на их здоровье. Она должна быть удобной, практичной, создавать условия, чтобы школьник чувствовал себя в ней безопасно и комфортно. Окончательное решение может быть принято по соглашению большинства родителей обучающихся, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесении соответствующих дополнений или изменений в устав школ. Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, сплачивает, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей. Общеобразовательные учреждения обсудили вопрос введения единой школьной формы в педагогических коллективах. Хочется заметить, что данная проблема рассматривается не первый год. В результате чего учащиеся начальной школы Чергинской, Шебалинской, Беш-Озекской, Барагашской, 2-3 классы Верх-Апшуяхтинской школ посещают школы в жилетах. А в 1 классах Шебалинской школы для девочек сшили сарафаны. Педагогические коллективы на 90 процентов поддерживают введение единой формы. В школах провели общешкольные родительские собрания, анкетирование обучающихся. Результаты таковы: 70 процентов детей и 85 процентов родителей считают, что форму нужно вводить. Единую школьную форму планируют ввести в пяти школах: «Беш-Озекской, Барагашской, Ильинской, Верх-Апшуяхтинской и Мыютинской. В остальных общеобразовательных учреждениях района остаются единые требования к строгому стилю одежды учащихся без единой формы. Например, проблема введения школьной формы в Чергинской школе была обсуждена на родительских собраниях. В начальных классах приняли решение ввести школьную форму, но не единую для всей школы. Решили, что каждый класс выбирает понравившуюся модель. В старших классах мнения родителей разделились. За школьную форму проголосовало меньшинство, большинство же - «за» просто строгий стиль одежды. Советом старшеклассников были разработаны требования к школьной одежде школьника, оформлены памятки и розданы всем классам. Но, отмечается, что эти требования не всегда выполняются. Также отмечено, что подавляющее большинство учительского коллектива за школьную форму. Разглядывая школьные фотографии, я с удовольствием смотрю на те, которые сделаны в конце 80-х годов. Мы стоим или сидим с нашей учительницей, девочки с красивыми бантами и в белых или черных фартучках, мальчики – в костюмах. Глядя же на фото 90-х – видишь перед собой яркую разряженную толпу. Все в непонятных свитерах и растянутых кофтах ядовитых цветов: желтых, синих, бордовых. Конечно, девяностые – трудное и непростое время, на хорошую одежду денег не было, приходилось родителям покупать хлынувший с Китая ширпотреб. На первом собрании будущих первоклашек родители в нашем классе единогласно проголосовали за школьную форму. Первого сентября мальчики и девочки пошли на первый урок радостные, счастливые и в форме: мальчики в жилетах, девочки – в сарафанах. Сейчас большинство родителей и даже детей склоняется к введению в учебных заведениях школьной формы. Некоторые высказываются против, аргументируя тем, что теряется индивидуальность ребенка, происходит обезличивание. Мне кажется, что в наше время выделиться можно не только какими-то деталями в одежде (которые, кстати, играют не последнюю роль), но и интеллектом, воспитанностью, вежливостью, чего так не хватает нашим детям. В. Васевицкая Информацию по школам района о введении школьной формы предоставила специалист управления образования Р. Сулина