В последнее время все больше появляется детей, проявляющих саморазрушительное поведение. В эту категорию внешне не трудных, часто спокойных и углубленных в себя детей относят тех, чьи поведение и активность не приносят вреда другим, но наносят вред им самим, их физическому и психическому здоровью. Работа по профилактике суицидального поведения детей и подростков в системе образования строится планово и ведется со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, педагогами, родителями. Основными направлениями профилактики суицидального поведения обучающихся являются: Информационное - включает работу с педагогами и родителями, которым раскрываются причины суицидального поведения детей и подростков, признаки высокой вероятности реализации суицида, эффективные формы и методы профилактики суицидального поведения. Проведены родительские собрания в классах по темам: «Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков», «Посттравматические стрессовые расстройства», «Типичные ошибки семейного воспитания» (проведено специалистами ПМС Центра), «Это страшное слово суицид», «Профилактика экзаменационного стресса», «Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков», «Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста». Осуществляется индивидуальное консультирование несовершеннолетних, их родителей (законных представителей). Содержание их направлено на формирование позитивного отношения к жизни, оптимистической, жизнеутверждающей позиции, рассмотрение ситуации, вызвавшей мысли о возможности суицида, с разных сторон, анализ ее и указание путей выхода, исключающие суицид. Групповые консультации с детьми и подростками проводились по следующим темам: «Помоги себе сам, Мои жизненные ценности, Я в мире, - мир во мне, Как найти компромисс. Способы разрешения конфликтов, Стресс и способы борьбы с ним». С помощью диагностических методик выявляются дети, склонные к аутоагрессии, с высоким уровнем тревожности, эмоциональной неустойчивостью, высокой внушаемостью, склонностью к подражанию. Определяется уровень тревожности, самооценки, особенности эмоционально-волевой сферы. С этой группой детей проводится профилактическая и психокоррекционная работа. По запросам специалистов ПМС Центра, с целью выявления учащихся «группы риска» по фактору аутоагрессии, в образовательных учреждениях республики проводятся тематическое анкетирование: «К чему стремятся люди?», «Умеете ли Вы справляться со стрессом?», «Как Вы относитесь к жизни?», «К чему стремятся люди?», «Умеете ли Вы справляться со стрессом?», «Как Вы относитесь к жизни?», «Самооценка психических состояний». Также организуется индивидуальная психокоррекционная работа через проведение тренингов общения, толерантности, решение общих проблем и проблем каждого, «психологических уроков», практикумов, с использованием специальных игр и упражнений, направленных на формирование позитивного мышления, конструктивного общения, самопознания, поиска смысла жизни, снятия психофизического напряжения. Данные виды работ проводятся с детьми из неблагополучных семей в социальном и психологическом смысле, с тяжелым течением пубертата (внутриутробного развития), акцентуированных и психологически изолированных, отверженных в различных детских и подростковых группах, с признаками замышляемого суицида. К самодеструктивному поведению относят те осознанные акты действий, которые направлены на нанесение ущерба своей жизни. В части случаев действия направлены на лишение себя жизни, а в остальных – личность воздействует на свою жизнь негативным способом, пытается ее сократить, подавить, исказить. В этом смысле саморазрушительное поведение рассматривается, как акт отчаяния, неудачное самоуправление, неспособность дальше руководить своей жизнью. В крайнем проявлении такое поведение ведет к суициду. Детский и подростковый суицид повторяет взрослый, но у него есть своя специфика. Например, до 5 лет практически нет самоубийц. До 19 лет – их процент составляет 4 % от всех возрастных групп (за последние годы этот процент возрос значительно). Чаще всего в возрасте 10-12 лет. Особая опасность – пубертатный период, когда ребенок обременен еще и проблемами физического развития, психологической неустойчивости. По данным МВД Республики Алтай ежегодно совершается подростками от 10 до 12 суицидов. По каждому случаю проводится педагогическое расследование, отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы личности ребенка - (раздражительность, эмоциональная лабильность, замкнутость и т.д.), а также отягощенная наследственность и неблагополучие в семье (пьянство родителей, семейное неблагополучие). Общая причина суицида – социально-психологическая дезадаптация в значимых сферах отношений, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций (крах жизни, профессиональный провал), но объективно не тяжелые нарушения общения в близком окружении (в семье, школе, в среде сверстников). Подростковый суицид часто подражателен, имеет черты «героического» или романтического поведения с элементами игры и демонстрации. Театрализация и карнавализация суицида становятся привлекательными для ребенка. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно - она представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод, видится способ наказать обидчиков. Суициду предшествуют кратковременные, не тяжелые конфликты в разных сферах отношений: бытовых, учебных, личных. Для детского суицида характерен неумелый выбор средств ухода из жизни (аспирин, машинное масло, прыжки с первого этажа). Аутодеструктивные тенденции не проникают в сознание ребенка глубоко, они чаще ситуативны и поверхностны. Факторы, которые провоцируют уход из жизни человека: детство, проходящее в неблагоприятных семьях - тяжелый психологический климат, утрата родителей, конфликты родителей, алкоголизм. Беспризорность, заброшенность ребенка, отсутствие опоры на значимого близкого и уважаемого взрослого, который мог бы заниматься им. Детство, проходящее в психологически разрушенных семьях: отвержение в семье, назойливая опека, жестокость и требовательность без ласки, критичность к любым проявлениям подростка. Особую опасность представляют скрытые, непроявленные внешне бесконфликтные ситуации: неадекватные стили общения с ребенком; ненормальное подавление самостоятельности, несвобода; бесконечное морализаторство, поучения; несправедливые наказания и ограничения, насилие над ребенком и жестокое отношение к нему. Отсутствие друзей, отвержение в учебной группе. Отверженные занимают низшие ступени в статусной иерархии деткой группы, часто подвергаются насмешкам, физическому и психическому насилию. Психофизиологическая неустойчивость на фоне трудно протекающего пубертата: ранний старт, морфологические дисгармонии и анормальности развития организма, психическая неустойчивость и развитие акцентуаций характера. Личностные особенности подростка: напряженность, неумение найти выход из ситуации, импульсивность, низкий самоконтроль, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Выше риск у детей с пониженным фоном настроения, неудовлетворенности их запросов, с признаками невозможности самовыражения, неудачами в учебе и межличностных отношениях. Необходимо обратить внимание на подростков со следующими особенностями в поведении: агрессивный тип – проявляют агрессию - вербальную, физическую. Эмотивный – чувствительные, впечатлительные, испытывают глубокие переживания. Сенситивный, тревожно-боязливый – пугливы, боязливы. Боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни. Чуждаются шумных сверстников. Со знакомыми общительны. Истероидный, демонстративный – беспредельный эгоцентризм, постоянная жажда внимания к себе, желание восхищения, удивления, почитания. На худой конец – негодование, ненависть окружающих в свой адрес, нежели остаться незамеченным. Приукрашивает себя. Эмоциональность кажущаяся. Не испытывает глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности. Склонность к рисовке и позерству. Избегает грубого насилия, риска. Реакция имитации – малооригинальны. Хорошая интуиция. Ленивы и не упорны в достижении цели. Больше мужского пола. Отсутствует инфантильность. Акселерация физического развития выражена. Делинквентность (пренебрежение обязанностями, сомнительные компании) – это бравада. Ложь – средство самоприукрашения, а не самозащиты: «Смотрите, какой я, восхищайтесь мной». Астенический - проявляются признаки невропатии, беспокойный сон, капризность, плохой аппетит, ночные страхи. Повышенная утомляемость, раздражительность. Вспышки отрицательных эмоций, не связанные с перепадами напряжения, а зависят от утомляемости. Пониженный фон настроения. Присматривайтесь к внутренним переживаниям подростков, выясняйте, испытывает ли он: безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. Не видит ли возможность справиться с проблемами, найти их решение. Ощущает ли беспомощность, бессилие, невозможность направить события своей жизни. Испытывает ли чувство неполноценности, никчемности, незначительности, одиночества и изоляции, думая при этом, что никто не поможет, не интересуется, не поймет. Обращайте внимание на внешнее поведение: противоречивость, двойственность намерений, говорит о том, что желает умереть, но это может быть призывом к помощи. Возможна быстрая смена чувств, изменчивость настроения. Надежда быстро вспыхивает и так же быстро гаснет. Синдром тревожно - ажитированного поведения: внешне проявляется подъем настроения, однако с признаками суеты и спешки. Проявляется апатия, отсутствует интерес к чему-либо. Бесполезное времяпрепровождение. Депрессия, приступы бессилия, безволия. Тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в поведении оцепенение и сонливость, а так же неспособность планировать, осуществлять текущие дела, паралич действий. Может быть внешне спокоен, однако с оттенком болезненной мрачной погруженности в себя, зловеще спокоен, отрешен от забот и тревог, уходит в мир аутических (внутренних) фантазий, проявляя признаки бегства от реальности. Возможна низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессии. Высокая ранимость, бурные реакции на неудачи. Выраженное чувство вины, стыд за себя, неудовлетворенность собой. Признаки невротического развития. Маскируется нарочитой бравадой, дерзостью, вызывающим поведением; Усугубляет положение употребление алкоголя, наркотиков, токсикомания. Некоторые специалисты рассматривают суицид, как предельную форму аутодеструктивного поведения, включающую внутреннюю или внешнюю активность, направленную на устранение себя из жизни. Внутренние формы суицидальной активности следующие: мысли, фантазии на тему смерти (заснуть и не проснуться); продумываются способы ухода из жизни, планируется время, средства. К замыслам присоединяется волевой компонент - человек настраивает себя на определенное действие. Внешние формы суицидальной активности: целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью, действия, закончившиеся гибелью. У детей, в отличие от взрослых, часты не столько завершенные формы суицида, сколько замыслы, мысли, попытки. В этом случае говорят скорее о демонстративно- шантажном поведении, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц, травмирующую ситуацию. При таком поведении личность не хочет умереть, но избегает его, как способ влияния на жизненные условия и на людей, от которых зависит исправление этих условий. В практике, - дети не ищут смерти, как таковой и не стремятся к сознательному нанесению вреда себе. Поэтому с ними необходима коррекционная работа, имеющая целью исправление саморазрушительных установок и развитие конструктивности, так и профилактическая работа, направленная на выявление детей групп риска. Общие черты самоубийств: цель - поиск решения; задача – прекращение (сужение) сознания; стимул – невыносимая психическая боль; стрессор – фрустрированные психологические потребности; эмоция – беспомощность, безнадежность; внутреннее отношение к суициду – амбивалентность; состояние психики – сужение когнитивной сферы (познавательной); действие – агрессия (бегство); коммуникативный акт – сообщение о своем намерении; закономерность – соответствие суицидального поведения общему стилю поведения в течение жизни. Стадии суицидальной активности: общие недифференцированные антивитальные переживания (снижение субъективной ценности жизни), пассивные мысли (рассуждает, представляет, фантазирует на тему смерти), замысел ( увеличение суицидальной активности), намерения (создает конкретный детализированный план совершения суицида). Выявление указанных признаков возможно как методом наблюдения, бесед, опроса значимых взрослых, так и при помощи комплекта методик, включающих в себя: анкеты, направленные на выявление социальных характеристик семьи, социометрический опрос в детской группе, в которой учится ребенок, опросники родительского отношения, изучение типов воспитания в семьях, изучение психоэмоциольнального состояния ребенка, опросники, направленные на установление акцентуаций характера, опросники по определению риска суицида. Коррекционная работа с детьми, имеющими аутодеструктивную тенденцию личности, возможна лишь при выявлении причин саморазрушительного поведения. Помощь детям с риском суицида должен оказывать практически любой взрослый (специалист, учитель, родители и т.д.). Нередко дети с такими установками сами ищут помощи, обращаются на телефон доверия, высказывают свои намерения в беседе. Из практики известно, что такого человека легко оттолкнуть неосторожным и неумелым словом, что уменьшит возможность помочь ему. В работе необходимо придерживаться следующих правил: выслушайте, установите заботливые отношения, не спорьте, больше задавайте вопросов, чем говорите сами); анализируйте ситуацию - снимайте представление об исключительности, глобальности страдания. Рассказывайте о том, что человек после гибели будет выглядеть не эстетично. Напоминайте об обязанностях и связях с близкими - найдите в окружении такого человека, которого он не хотел бы огорчить своим поступком. Посмотрите на ситуацию из воображаемого будущего, отнестись ко всему философски. Взвесьте плохое и хорошее. Используйте метод контрастов - сравнение с другими. Обратите внимание на того, кому еще хуже. Используйте имеющийся опыт решения проблем. Стимулируйте потенциал силы. Учите смотреть на мир с позитивной точки зрения. Переключите его на заботу о других. Расширьте круг интересов. Посетите группу психологической поддержки. Что делать не рекомендуется: стыдить, ругать ребенка за его намерения; недооценивать вероятность суицида, даже, если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения; относиться к ребенку формально, предлагая неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную ситуацию; оставлять ребенка одного в ситуации риска - надо привлечь родных, близких, друзей. Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка. Главное – дружеское участие, поддержка, опора. В 2012 учебном году отделом образования был проведен семинар для учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов образовательных учреждений района. Его программа была насыщенной и интересной. Все слушатели принимали активное участие в тренинговых упражнениях, педагогических миниатюрах по разрешению тех или иных ситуаций, касающихся воспитания. В своих выступлениях психологи поделились опытом работы с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, а также предрасположенными к таковым действиям. Классный руководитель 10 «А» класса Щербина Светлана Михайловна провела познавательный игровой тренинг по теме «Жизненные ценности», где на каждом этапе участники ставились в ситуацию выбора своих действий и жизненных приоритетов. Итогом явился вывод о том, что для человека в жизни необходимы, как духовные, моральные ценности, так и материальные факторы. Основная смысловая нагрузка осталась отсроченной по времени – так должно быть в тренингах. Каждый человек определяется сам в своих действиях и поступках и несет за это ответственность. В программе семинара были выступления: Н.И. Пестеревой – об особенностях и признаках суицидального поведения; М.Г. Агеевой – об игровых методах и приемах, помогающих установлению контакта с детьми; Е.О. Аргоковой – о первичном консультировании ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию и находящегося в предсуицидальном состоянии; Л.А Анохиной - об использовании психодиагностических методик в совместной работе психолога и классного руководителя для выявления саморазрушительного поведения у детей и подростков. Пожелаем нашим детям здоровья и радости от жизни. На снимке: рабочий момент семинара Л. Анохина, педагог-психолог МБОУ «Шебалинская СОШ им. Л.В.Кокышева»