5 марта прошел районный этап конкурса «Ученик года 2013». Гостей принимала Улус-Черга. На время конкурса спортивный зал новой школы превратился в импровизированную сцену, с которой лучшие ученики школ блистали своими знаниями и талантами. Места здесь хватило всем – и участникам, и их болельщикам, и педагогам, ну и, конечно же, уважаемому жюри. Открыло конкурс выступление учеников Улус-Чергинской школы. На правах хозяев они приветствовали собравшихся под их крышей гостей, а ведущие – ученики той же школы – познакомили всех с участниками конкурса и членами жюри. Приветственное слово конкурсантам сказали директор Улус-Чергинской школы Н. А. Инесова и председатель жюри, заместитель начальника Управления образования И. В. Чернова. В этом году бороться за звание лучшего в районе приехали двадцать четыре ученика трех возрастных групп – победители школьных этапов конкурса «Ученик года 2013». Наиболее активной и многочисленной, как всегда, оказалась младшая группа – в ее состав вошли одиннадцать учеников. Чуть меньше ребят насчитывалось в средней возрастной группе – девять учеников. И самой малочисленной опять же, как всегда, стала старшая группа – участвовать в конкурсе приехали лишь четверо старшеклассников. Программа конкурса была обширна и насыщена, и требовала не только хороших знаний, недюжинного терпения и немалого таланта, но и огромной подготовки. И в этом году педагоги постарались не на шутку – дети были действительно хорошо подготовлены, чувствовали себя на сцене уверенно и комфортно, старательно преодолевали все этапы интеллектуального и творческого конкурса. Первый этап – конкурс портфолио – проходил заочно и готовился заранее. Здесь ребята смогли показать себя с лучшей стороны, рассказать о всех своих достижениях, заслугах и победах. А вот дальше пришлось потрудиться. На очереди был конкурс-знакомство «Оставить свой след», где участники должны были рассказать о себе, своих увлечениях, интересах и успехах. Представленные презентации были поистине разнообразны. Участники пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, читали стихи (в том числе и собственного сочинения), и даже угощали пирожками. Свои рассказы некоторые подкрепляли красочными фото-отчетами, а некоторые успешно использовали в представлении несколько языков (русский, английский и алтайский). Одним словом, все постарались сделать свои визитные карточки как можно более интересными, познавательными и запоминающимися. Впереди уже ждал следующий конкурс–путешествие «В гостях у моего района». Здесь ребята проводили экскурсии по природным памятникам, знаменательным местам и достопримечательностям нашего района. К сожалению, некоторые подошли к этой работе не слишком творчески. Многие экскурсии были не просто похожи, но и сопровождались одинаковыми фотографиями и текстами. Большинство перекликались темами, рассказывая об одних и тех же достопримечательностях, наиболее известных в районе. Но встречались и довольно интересные рассказы, подкрепленные необычными фактами, старинными легендами и старыми фотографиями. Например, Татьяна Болдина из Черги рассказала о некоторых достопримечательностях своего родного села, Настя Захарьева (так же ученица Чергинской школы) весьма интересно провела экскурсию по родникам своего села. Айжана Шагаева из Барагаша - единственная из всех наряду с традиционными фактами о природных памятниках своего района поведала и о наскальных рисунках. А Елизавета Смирнова из Шебалино подробно рассказала об истории памятника воинам, павшим в боях во время Великой Отечественной войны, установленном в Шебалино. Ее тему продолжила и Анна Борщева из Черги, проведя экскурсию по памятникам сразу четырех сел – Камлака, Черги, Актела и Шебалино. Эти ребята на своем примере доказали, что даже простое задание можно выполнить с чувством и интересом для себя и зрителей. Но если при подготовке экскурсии каждый мог прибегать к помощи проверенных помощников и достоверных источников, то в следующем конкурсе – «Знатоки достопримечательностей РА» полагаться пришлось только на себя. Расположившись в классах, ребята выполняли тестовые задания, где одним талантом было уже не помочь - нужно было проявить свои знания в области краеведения. У кого-то это получилось лучше, у кого-то хуже, но все старались, и как призналось жюри, именно этот конкурс они брали за основу при подведении основных итогов: все-таки лучший ученик должен быть не только талантливым и одаренным, но еще и интеллектуально развитым. А сразу после этого пришел черед мастер-класса «Мир начинается с меня», где ребята должны были рассказать о своих увлечениях, приготовить и показать жюри что-то интересное и необычное. В связи с нехваткой времени (дело было уже далеко после обеда), этот конкурс несколько сократили – поделки все делали одновременно, и лишь потом по очереди рассказывали жюри о технологии их изготовления. Правда, и здесь не обошлось без исключений. Не все выбрали в качестве домашнего задания поделки. Среди лучших учеников школ оказалось немало любителей танцев, которые они и решили показать жюри, одновременно научив отдельным движениям присутствующих зрителей. Поэтому пока одни усиленно готовили своими руками уникальные работы, другие – развлекали жюри и зал разнообразными номерами. Причем, среди них были не только танцевальные. Зрителей учили играть в шатру, разгадывать ребусы, писать стихи, так что, несмотря на поздний час, во время этого задания все заметно оживились и вдохновились. Ну а потом – пришел черед юных мастеров показать свои умения. А показать было что! Увлечения ребят действительно были весьма разнообразны, и очень интересны. Оригами, папье-маше, поделки из бумажных модулей, картины с использованием пластиковых ложек и кусков пластиковых бутылок, вязание, вышивка и плетение из бисера – чего здесь только не было! Таланты детей были как разносторонни, так и необычны, и перед жюри стояла действительно сложная задача – выбрать победителя. И вот после бурных споров и обсуждений определились тройки лидеров, которым предстояло проявить свое мастерство оратора в последнем конкурсе – «Приглашение к размышлению». А размышлять каждой подгруппе предстояло на свою тему. Младшим школьникам необходимо было ответить на вопрос – нужны ли тимуровцы сегодня? В средней возрастной группе и вопрос был чуть посложнее – им предстояло порассуждать над вопросом «Легко ли быть другом?». Ну, а старшеклассникам жюри предложило немного пофилософствовать на тему «Наша земля – огромная планета, или хрустальный шар?». На все про все была дана лишь одна минута. К чести школьников надо сказать, что с заданием справились все – со своей точки зрения раскрыв ответ на поставленный вопрос. Но конкурс – есть конкурс, и предстояло выбрать победителей. Ими стали: в младшей возрастной группе первое место занял ученик Ильинской школы Игнат Ковязин. Второй стала Татьяна Болдина из Черги. А третье место жюри отдало Байару Яковой из Шебалино. В средней возрастной группе победительницей стала Анастасия Захарьева из Черги, второе место завоевала Алена Казанцева из Камлака, а третье место поделили Мария Сурусманова из Улус-Черги и Айжана Шагаева из Барагаша. В старшей возрастной группе первой стала Елизавета Смирнова из Шебалино, второе место заняла Анна Борщева из Черги. Все участники получили небольшие памятные призы, а победители – хорошие ценные подарки. Грамоты и дипломы найдут адресатов чуть позже. Их вручат участникам и призерам в конце марта на общешкольных линейках. Долгий конкурсный день подошел к концу. Для одних он оказался полон приятных сюрпризов и неожиданностей, другим подарил небольшое разочарование. Как бы то ни было, он прошел в доброй и позитивной атмосфере, порадовал новыми знакомствами, добавил толику опыта в копилку всех присутствовавших. А впереди – республиканский конкурс «Ученик года», где наш район будут представлять сегодняшний победители. Удачи им, и новых побед! Подготовила А. Гущина