Все хотят, чтобы их дети учились хорошо. Хорошистом быть престижно, а отличником тем более. Но как сделать так, чтобы дети учились всегда хорошо? Несколько советов по этому поводу. За долгие годы работы в школе, наблюдая, сопоставляя факты, анализируя учебу многих учеников, сотни учеников, я пришла к определенным выводам. Прежде всего, следует отметить, что любая учеба - это тяжкий, упорный, систематический труд. Постараюсь дать такие советы, которые хотя бы немного могли бы облегчить этот труд. Все учителя современной школы, прежде чем дать тот или иной материал, готовятся к урокам, которые должны соответствовать требованиям, сформулированным в федеральном компоненте Государственного стандарта по каждому предмету. Напишу, чтобы было понятно, учителя сами не придумывают ту программу, которую им захочется дать обучающимся, чтобы те в свою очередь, усваивали ее с великими мучениями. Существует множество государственных программ по всем предметам, которыми мы обязаны руководствоваться при составлении своих планов, так как они проверяются разными контролирующими органами образования. В начальной школе 70 процентов детей учится на «4» и «5», а в средней 20-30 процентов. Успеваемость падает с катастрофической силой с каждым последующим годом. Причин много. Одна из них и самая важная - многие дети не приучены работать самостоятельно. Что это значит? В начальной школе дети постоянно находятся под присмотром своих родителей и учителей. И это правильно. Они выполняют свою работу, привлекают родителей для совместной работы с детьми, как прописано во всех методичках. Родители в свою очередь стараются принять активное участие в жизни своих детей, делают с ними уроки, а порой и сами сделают. И это правильно. Но мы часто забываем, что излишняя опека губительна для наших любимых детей. Они становятся инфантильными, без собственного мнения. Воспитание однобоко и сводится к тому: недовольство школой, учителями за то, что они требуют. Учителя в свою очередь не могут добиться того, чтобы дети выполняли на должном уровне домашнее задание, именно так как, того требуют всероссийские программы. И получается у нас замкнутый круг: только 20 процентов детей выполняют программу на должном уровне. Обидно, что 95 процентов детей могут учиться также хорошо в силу своих способностей. Не следует забывать, чтобы учиться хорошо, нужны не только способности, а еще и труд. Как упоминалось выше, учеба - это тяжкий труд. И ключевое слово в хорошей учебе - самостоятельность. Это не значит, что вы, прочитав эту статью, сразу заставите своих детей работать самостоятельно. Этому тоже нужно научиться. Во-первых, нужно приложить все усилия к тому, чтобы научить детей внимательно слушать объяснения учителя на уроке и стараться понять тему. Могу по секрету написать это самая главная причина неуспеваемости ученика. Ребенок провертелся на уроке, занимался своими неотложными делами, мечтал и, соответственно, не усвоил материал. И как следствие этого, ребенок не сможет сам без посторонней помощи сделать домашнее задание. Появился пробел в знаниях: и пошло, и поехало. И представьте себе, что такая картина происходит ежедневно. Конечно же, со временем пробелы в знаниях будут более глубокими. И как следствие, в старших классах детям будет необходим репетитор. А это лишняя трата денег. И не забывайте, родители, о том, что ваши знания закончатся уже в 5-м классе, и вы не сможете помочь своему ребенку. Но этой ситуации можно избежать, если научить детей внимательно слушать объяснения учителя. И соответственно, цепочка действий изменится: ребенок выслушает учителя, поймет материал и сам дома сделает уроки без помощи мамы или папы. И у вас, родителей, появится больше времени для домашних дел, и хорошее настроение до конца дня. Самостоятельность не дается просто так. Если ребенок не приучен к ней, то следует тренировать его этому. И если вы уже в течение долгого времени делаете уроки с детьми, то не следует их сразу отпускать в «свободное плавание». Удачи! Но всегда нужно помнить: без труда не выловишь и рыбку из пруда. Е. Савина, учитель английского языка Шебалинской школы