80 лет. Для истории — одно мгновенье, для человека — целая жизнь, такая разная и непредсказуемая, со своими радостями и невзгодами, достижениями и ошибками, удачами и неприятностями. У каждого она своя, и прожить ее можно лишь один раз — хорошо или плохо — зависит от нас самих, наших поступков и стремлений, выбранного нами пути, и того следа, который каждый из нас оставляет в душах других людей. И для этого совсем не обязательно быть героем, совершать подвиги, жить в вечной борьбе — достаточно просто быть собой, заниматься любимым делом, верить в свои идеалы, быть требовательным к себе и другим, сохранять свои принципы, не бояться трудностей и перемен. Именно таким — строгим и требовательным - запомнился Александр Федорович Аксенов большинству своих учеников. Учитель по призванию, он и в свои восемьдесят умудрился сохранить ясность ума и хорошую память, и до сих пор продолжает оставаться все таким же активным, энергичным, проницательным и решительным. Его педагогическая деятельность началась задолго до рождения многих из наших сегодняшних читателей в далеком 52-ом году прошлого века. Уроженец Шебалино, а в дальнейшем житель Дъектиека, Александр Федорович хорошо помнит годы войны — работу в поле, летний отдых на покосах, жатву и молотьбу хлеба, каждодневный труд сельских жителей. И хоть сам он в то время был совсем мальчишкой — работы хватало и на его долю. В свободное от учебы время школьники в меру своих сил помогали взрослым, в селе в любые времена к труду начинали привыкать очень рано. Александр Федорович вспоминает об этом спокойно и без сожалений: надо было, и работали, успевали и учиться, и трудиться, лениться и бездельничать было просто некогда. Впрочем, даже на чтение время находилось не всегда. Все ждали окончания войны, верили в лучшее, надеялись на победу. В 46-ом выпускник школы-семилетки Александр Аксенов поступил в Горно-Алтайское педагогическое училище. Причем вопрос о месте учебы решился в самый последний момент. Александра, выросшего в селе, с детства привлекала работа зоотехника, и именно эту специальность решил он получать после окончания школы. Но местное начальство увидело в нем неплохие задатки будущего учителя, и поддавшись на их уговоры, Александр стал получать именно эту профессию. Так и попал несостоявшийся зоотехник в педучилище, где и проучился следующие четыре года. Во время учебы он успевал заниматься спортом и занимать призовые места на соревнованиях, участвовать в художественной самодеятельности, в составе студенческих бригад оказывать помощь местным совхозам во время уборочной. В молодости сил и здоровья хватало на все, и общественная деятельность никак не отражалась на учебе студентов. Потом была двухлетняя учеба в учительском институте, после окончания которого дипломированный учитель физики и математики Александр Аксенов с молодой женой Еленой, тоже педагогом, отправился по распределению в Верх-Уймонскую школу Усть-Коксинского района. Учителей математики в то время не хватало, уроки вели вчерашние выпускники без всякого дополнительного образования, поэтому молодого педагога приняли здесь с распростертыми объятьями. Место нашлось и для Елены Кузьминичны, и супруги Аксеновы с энтузиазмом приступили к своим обязанностям. В 1954 году Александра забрали в армию, где за следующие два года он прошел путь от рядового до командира взвода, и получив звание младшего лейтенанта, в 1956 году уволился в запас. Вернувшись в Верх-Уймон, он проработал там еще некоторое время, правда, недолго, и в 57-ом году переехал на постоянное место жительства в Чергу, где и продолжил свою педагогическую карьеру. Сначала работал учителем математики и физики, а в 1971 году стал директором школы. Причем, не по своему желанию — назначение на новую должность пришло от руководства сверху благодаря протекции предыдущего директора, и Александр Федорович подчинился. Хотя, как признает он сам, гораздо больше ему всегда нравилось быть простым учителем, вести уроки, общаться с детьми, заниматься любимым делом. Но назначение не обсуждалось, и, заступив в должность, Александр Федорович принялся выполнять обязанности директора. «Первый год было очень трудно, - вспоминает он. - Школа нуждалась в ремонте, причем капитальном, найти хороших строителей было сложно, одним словом, проблем хватало. Но мы справились, все отремонтировали, и к началу нового учебного года в школе снова можно было вести занятия». Вообще, свою работу Александр Федорович всегда старался выполнять хорошо. Пока был учителем, полностью оборудовал кабинет физики, чтобы он соответствовал требованиям школьной программы и был оснащен материалами для лабораторных и практических работ. Ученики, имеющие склонность к физике, на его уроках могли получить соответствующее образование, причем, к ним он всегда был более требовательным и строгим, чем к их одноклассникам, выбравшим для себя далекие от физики профессии. И это давало свои плоды — подготовленные Александром Федоровичем ученики прекрасно справлялись с вступительными экзаменами, поступали в вузы, получали дальнейшее образование. И школьная подготовка по физике играла в этом не последнее место. Став директором, энергию и энтузиазм педагога Александр Федорович направил на всю школу целиком. За время его работы в Черге укомплектовался очень сильный педагогический коллектив — дружный и грамотный, причем наряду с опытными педагогами в него вошли и молодые учителя, в прошлом сами выпускники этой же школы, знакомые с Александром Федоровичем еще со школьной скамьи. По отношению к ученикам большое внимание в это время уделялось не только теоретической подготовке по курсу школьной программы, но и подготовке к жизни, к труду. Школьники начальных классов работали на пришкольном участке, учащиеся постарше были задействованы в лагере труда и отдыха, чья постройка была большой заслугой педагогического коллектива школы, а старшеклассники входили в состав производственных бригад, помогающих в работе совхозных доярок. Сначала этот труд не оплачивался, но позже было решено, что ребята могут не просто помогать, но и замещать доярок на время отпусков — они сами доили коров, сдавали молоко, и получали за это зарплату. Это был их самый первый опыт настоящей ответственной работы на производстве. Ребята с детства привыкали к ответственности, к труду, к необходимости работать — что-что, а трудовое воспитание тогда проходило на высшем уровне. Детям было просто некогда бездельничать, безобразничать, болтаться без дела. Сейчас о таком можно только мечтать. Но главной, и может быть, одной из самых главных заслуг Александра Федоровича как директора — стала новая школа. Вопрос о ее постройке поднимался в течение нескольких десятков лет — в старом здании было тесно и неудобно, и необходимость в строительстве была очень большая. Проблема заключалась в другом, старом как мир отсутствии нужных для этого средств. Добиваться нового здания пришлось очень долго. А уж сколько сил пришлось положить, чтобы изменить первоначальный проект, и говорить не приходится - Александр Федорович прошел множество кабинетов, разговаривал с начальством всех уровней, доказывал необходимость предложенных им изменений в проекте, и в конечном итоге, своего добился. Проект школы на 640 мест (вместо 340 запланированных изначально), с интернатом на 120 мест, отдельно расположенными теплым гаражом, кабинетом машиноведения, слесарной мастерской и теплицей был, наконец, утвержден. И в 1987 году началось долгожданное строительство — Александр Федорович не зря старался, и новая удобная большая школа тому лучшее подтверждение. Жаль, что быть в ней директором Александру Федоровичу уже не пришлось. В этом же году он по состоянию здоровья ушел на пенсию по выслуге лет. Но его педагогическая деятельность на этом не закончилась. Спустя шесть лет он по просьбе нового директора снова вышел на работу уже в новую школу в качестве преподавателя физики, которым и проработал вплоть до 99-го года. После чего снова ушел, на этот раз насовсем. Впрочем, лучше меня о нем расскажут люди, знающие этого человека не понаслышке — его коллеги и ученики, все те, кто вместе с ним учил подрастающее поколение, те, кто у него учился, и до сих пор помнит его уроки и его самого. Причем живут его ученики сейчас не только в Черге, но и в Улус-Черге, Мухор-Черге, Шебалино, Актеле, Камлаке, и даже за пределами нашего района. Л. Андреева, глава Чергинского сельского поселения: «Постоянно уроки у меня он не вел, но видеть его у учительской доски мне все же приходилось. Он замещал некоторых учителей, и нам запомнился строгим и требовательным. В школе все соблюдали дисциплину, ходили в школьной форме. Его не то чтобы боялись, я бы сказала, скорее уважали. В то время хорошо была поставлена работа — в школе у нас была своя «зона полезного действия» - пожилые люди, которым мы помогали, нас целенаправленно приучали к физическому труду — и мне кажется, это был положительный опыт. Мы умели делать все. Это было правильно, хорошо.» Г. Беспалова, директор Чергинской школы: «Училась я у Александра Федоровича всего месяц. А вот, как директора помню очень хорошо. Всегда инициативный, требовательный, он и мне старался привить азы управленческой деятельности. Я в то время была председателем профкома, а после его ухода стала директором. Многому я научилась именно у него, он был моим наставником, и его жизненные уроки я вспоминаю с большой благодарностью. Ну и конечно наша новая школа — его заслуга, добиться этого было не просто, но благодаря его стараниям все получилось. И наши дети теперь могут учиться в большой, красивой удобной школе. Мы этого никогда не забудем». Н. Крестьянинова, учитель русского языка и литературы: «Александра Федоровича я знаю и как учителя, и как старшего коллегу, директора школы. Требовательный, строгий, но справедливый, он и руководитель был такой же. Я пришла на работу молодым педагогом, и он всегда шел нам навстречу, относился с пониманием к нашим нуждам, уважал наше мнение, замечания делал очень корректно, с глазу на глаз, не вынося их на публику. Одним словом, был очень хорошим руководителем, грамотным и понимающим. Кстати, потом он и детей моих учил, давал прочные знания по своему предмету, готовил их для поступления в институт. Переживал во время поступления не меньше нашего, всегда спрашивал и интересовался их делами, даже после их ухода из школы. Впрочем, он и сейчас все время интересуется, как они живут, передает приветы — по-прежнему остается неравнодушным внимательным человеком». Ф. Сигарева, пенсионерка: «Школа была очень давно, но Александра Федоровича я помню хорошо. И сказать могу о нем только хорошее. Я была одной из его первых учениц, жила тогда в Верх-Уймоне, и он пришел к нам совсем молодым. Был строгим, требовательным, но справедливым. Спрашивал с нас по полной программе — и правильно делал. Рассказывал и объяснял так, что если внимательно слушать, то и дома ничего учить не надо — все и так становилось ясно и понятно. Он же учил и моих четверых детей, и я этому очень рада. Такого учителя в наше время еще поискать! Он и сейчас при встрече всегда интересуется как дела, расспрашивает о жизни. В общем, хороший человек, настоящий учитель. Здоровья ему, низкий поклон и всех благ за его нелегкий труд!» Н. Гурина, глава Улус-Чергинского сельского поселения: «Под его руководством я училась всего два года в старших классах. Жила в интернате, можно сказать, прямо перед его домом, у него на глазах. Он часто к нам заходил, проверял порядок, всегда сдержанный и уважительный, хоть мы порой вели себя и не очень хорошо. Дети есть дети. Но его уважали, и немного побаивались, особенно если не были готовы к уроку. Только сейчас с точки зрения прожитого опыта к нам приходит понимание того, каким хорошим педагогом он был, Учителем с большой буквы, который всю свою жизнь отдал детям, вложил в нас частичку своей души, желал нам только добра. Сейчас таких очень мало. И хочется от всей души поблагодарить его за его труд, за неравнодушное отношение к нам, за то, что он учил нас не только думать, но и жить, оставил в нашем сердце глубокий след». Продолжать список можно было бы до бесконечности. Это лишь малая толика высказываний бывших учеников этого удивительного Педагога. И все они в конечно итоге сводятся к одному — хороший учитель, грамотный руководитель, замечательный человек. Конечно, одна статья не вместит в себя целых восемьдесят лет жизни, добрая половина которых прошла у школьной доски. Да это и не нужно. Многие читатели и без того знают этого человека, ценят и уважают его мнение, помнят его работу и его уроки. И эта статья — просто лишний повод поздравить его со знаменательной датой, поблагодарить за многолетний труд, пожелать здоровья и удачи, твердости духа и хорошего настроения. И думаю, не ошибусь, если скажу, что к моим пожеланиям присоединятся все ученики этого настоящего Учителя! С днем рождения, Александр Федорович! А. Примакова