Муниципальный этап республиканской акции «Источник» прошел в Чергинской школе 20 февраля. Участники из нескольких школ района представили свои проекты, главной темой которых была вода – водные источники, реки и родники их родных сел - их исследование, очистка и благоустройство. «Вода – источник жизни» - именно так звучала основная тема работ, выполненных нашими школьниками. Актуальность поднятой проблемы сложно недооценить. Экологическая обстановка региона, особенно в последнее время, заметно ухудшилась, поэтому особое внимание к этому вопросу вполне обосновано. Заявки на участие в конкурсе прислали семь школ района. К сожалению, принять в нем участие смогли лишь ученики четырех из них – Чергинской, Беш-Озекской, Барагашской и Ильинской. Участники из Шебалино, Дъектиека и Шаргайты по объективным причинам присутствовать не смогли. Не пропустил знаменательное событие и главный эколог района, специалист по охране окружающей среды районной администрации Павел Петекович Мендешев. Открыл конкурс гимн экологов Республики Алтай, который дружно поддержали все присутствующие. О пользе воды, ее значении в нашей жизни рассказали ученики Чергинской школы под руководством Т. А. Свиридовой. Приветственное слово участникам конкурса сказал П. П. Мендешев. Наряду с поздравлением и приветствиями, Павел Петекович высказал и пожелание реализовывать свои проекты в своем родном селе – проводить акции и мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, повышать экологическую культуры местных жителей, принимать участие в защите природы нашего района. Те, кто сможет наиболее полно реализовать намеченные планы в течение года, осенью получат заслуженные награды. Как пообещал Павел Петекович, в рамках традиционного конкурса по благоустройству найдет свое место и конкурс по благоустройству родников, победители которого смогут рассчитывать на небольшие денежные премии для реализации своих проектов. На этой оптимистичной ноте торжественная часть конкурса подошла к концу, действие переместилось в один из кабинетов школы, где участники представляли и защищали свои работы. Первыми о своем проекте рассказали ученицы восьмого класса Чергинской школы Дарья Казанцева и Ольга Попугаева. «Повышение значения и сохранности водных объектов через создание экологической тропы» - именно так была заявлена тема работы. Девочки рассказали о проблеме потребительского отношения к водным ресурсам села, о неблагоустроенности имеющихся в Черге водных источников, и своем нежелании мириться с подобным положением вещей. Они заявили, что хотят улучшить состояние наших рек и родников, благоустроить и озеленить их, пробудить любовь людей к уникальным источникам родниковой воды, повысить экологическую грамотность населения. И представленный проект – попытка сделать это. В процессе создания проекта была проделана большая работа – проведен опрос населения, изучались литературные источники, составлялась схема водных объектов в селе Черга, подготавливались материалы для проведения экскурсий. Был не только разработан подробный план всех намеченных мероприятий, но и составлена примерная смета расходования средств, необходимых для реализации проекта, а так же налажено сотрудничество с местным лесничеством и сельской администрацией. Учли разработчики проекта и возможные риски, которые могут возникнуть в процессе реализации их плана. Одним словом, работа была выполнена весьма скрупулезно и тщательно. Чего не могли не оценить гости и жюри конкурса. Следующими свою работу представляли участницы из Беш-Озекской школы Алена Ойношева и Чечек Ирункина. Их проект назывался «Экологическая оценка водоемов села Беш-Озек». Девочки провели настоящее исследование, сравнив воду из нескольких источников – реки, родника, водопровода и дистиллированную. Была проведена оценка качества по цвету, прозрачности, мутности, запаху и температуре. Не останавливаясь на этом, девочки сделали и химический анализ проб воды, определив, какой из источников безопасен для питья. Как оказалось, все представленные образцы пригодны для питья. По крайней мере, в зимний период. Оценить качество воды летом юные исследователи пока только собираются. Так же качество воды исследовал и следующий участник конкурса из Беш-Озека Игорь Сурусманов. Но в отличие от своих старших товарищей, он делал это с помощью растения биоиндикатора. Опытные образцы он разделил на части, и поливал каждую часть водой из разных источников. В процессе эксперимента выяснилось, что по большинству показателей, растения, поливаемые разной водой, в процессе роста мало чем отличались друг от друга, и Игорь пришел к выводу, что все образцы воды безопасны, не загрязнены химическими веществами, а значит, пригодны для питья. Возможна ли жизнь на земле без воды, кому нужна вода, и что нужно делать, чтобы сохранить воду чистой, решали в своем проекте ребята из Барагаша. Он назывался «Вода – источник жизни». Выполняли и представляли свою работу Расул Акунов, Ирина Кнашева и Юлия Шукакова. О роднике своего села рассказали ученики Ильинской школы Иван Михалев и Любовь Конокпоева. Как показало их исследование, практически единственный родник в их селе сильно загрязнен и требует пристального внимания. Ребята планируют весной очистить его, благоустроить, озеленить и огородить прилегающую к нему территорию, одним словом, приложить все усилия, чтобы это место вновь стало красивым и чистым. Выступления закончились, подошел черед жюри подводить итоги и определять победителя. А ребята тем временем могли посетить Чергинскую станцию юных натуралистов, где специально для них была устроена познавательная и весьма интересная экскурсия. После обеда подвели итоги и объявили победителей. Первое место заняли ученицы Чергинской школы Ольга Попугаева и Дарья Казанцева. Их подробный проект был по достоинству оценен жюри. Вторыми стали Алена Ойношева и Чечек Ирункина из Барагаша, а третьим в конкурсе проектов назвали барагашских школьников Расула Акунова, Ирину Кнашеву и Юлию Шукакову. Все участники получили небольшие памятные подарки. Конкурс завершился. Проблемы водных источников были подняты и озвучены, планы по их охране и благоустройству представлены, осталось лишь реализовать задуманное и сделать все родники района чистыми и по-настоящему защищенными. В год охраны окружающей среды, которым был объявлен 2013 год, это меньшее, что мы можем сделать для нашей природы. А. Гущина