Всегда хочется думать и верить, что в своей семье мы, как в надежном убежище, сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало нам вне дома, мы надеемся найти защиту и поддержку в любви тех, с кем поддерживаем близкие отношения. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности. Дети - самая незащищенная, уязвимая социальная группа Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут расти должным образом и часто испытывают трудности в учебе. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих. Часто бывают напуганы и агрессивны. . Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина. Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого отношения к себе. Ответственность взрослых - защитить ребенка, попавшего в подобную ситуацию. Если вы знаете или подозреваете, о жестоком обращении с детьми и безнадзорности, вы можете помочь им. Жестокое обращение с детьми означает причинение ребенку физических или моральных страданий. Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми: 1.Физическое насилие. Физическое насилие над ребенком заметить проще всего. Оно включает в себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий. Как правило, на теле ребенка можно увидеть следы побоев, синяки, кровоподтеки и порезы, переломы и другие следы на теле, которым также могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей. 2. Сексуальное насилие. Это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. 3. Пренебрежение. Это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре 4. Психологическое жестокое о6ращение. Оно включает в себя психологическое, пренебрежение – последовательную неспособость родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку поддержку, внимание и привязанность, и психологическое жестокое обращение - хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, высмеивание ребенка. Ребенок, познавший человеческое насилие и растущий в атмосфере, насыщенной гневом и болью, стремится изолироваться от общества и может проявлять в своем поведении повышенную агрессивность. Он отличается повышенной рассеянностью на занятиях и испытывает больше трудности в обучении и воспитании по сравнению с детьми, выросшими в нормальной обстановке, плохо контролирует свои эмоции и поведение и не уверенно чувствует себя в обществе. Чтобы избежать плохого отношения к себе, ему нередко приходиться быть чрезмерно уступчивым, так же у него развиваются невротические черты и проблемное поведение. Общее физическое и психическое развитие отличается от развития сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. У ребенка отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, пониженная познавательная активность, отставание развития речи, задержка психического развития, отсутствие навыков общения, конфликты во взаимоотношениях со сверстниками. Наиболее отчетливо у ребенка проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Он с трудом различает эмоции взрослого, плохо дифференцирует их, имеет ограниченную способность понимать другого, себя. Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте является нарушение самостоятельности. Он с трудом представляет свое будущее, ориентирован только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Скудость, ограниченность чувственного опыта ребенка, воспитывающегося в атмосфере насилия, отрицательно сказывается на формировании его мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта. Факторы, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке: 1. В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок - мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и т.д., и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчикам одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки. 2.Критическая ситуация или, стечение, обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную 6еременность или другое событие принципиально важное для взрослого. 3. Очень часто причиной жестокого обращения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка. 4. Модель домашнего насилия; как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции. Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности. Дети-инвалиды и отстающие в развитии дети, так же, как и дети с трудным поведением, составляют группу высокого риска, подвергнуться жестокому обращению. Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему. Зачастую родители, устраивая, скандалы в семье не осознают, что все это случается на глазах у своих детей. Ребенок видит, что кто-то из родителей обижает другого и становится на защиту, и порой становится жертвой преступленных действий со стороны родителей, которые в свою очередь об этом нисколько не задумываются. Так, СО ММО МВД России «Онгудайский» расследовано уголовное дело по факту угрозы убийством, ст. 119 УКРФ, так как имелись основания опасаться осуществления этой угрозы. 18.09.2011 года в Шебалинском районе Республики Алтай гр. К. находясь у себя дома, разозлившись на своего несовершеннолетнего сына А. за вмешательство в его ссору с женой, осознавая, что в сложившейся ситуации А. не сможет оказать ему должного сопротивления и всерьез воспримет его слова, с целью запугивания, высказал в словесной форме угрозу убийством, заявив, что задушит его, и, в подтверждение реальности своей угрозы схватил несовершеннолетнего сзади за ворот кофты и с приложением значительной физической силы, скручивая ворот, начал сдавливать шею, перекрывая тем самым доступ кислорода в его дыхательные пути. Высказанную угрозу о лишении жизни несовершеннолетний А. воспринимал реально и опасался ее осуществления. Дорогие родители! В нашей жизни бывают различные ситуации, которые мы оцениваем глазами взрослых, но мы не должны забывать и обязаны помнить, что с нами наши дети, которым всегда нужна наша любовь, понимание, доброта и ласка. С. Хабарова, следователь СО ММО России «Онгудайский» А. Ченчаева, инспектор ПДН ОП №3 ММО России «Онгудайский»