Осень на исходе. К этому времени работы по благоустройству и санитарной очистке обычно заканчиваются. И мусор уже начал скапливаться по улицам и обочинам дорог: то там, то тут лежит кучками и вразброс в черте сел и за их пределами. Это еще один повод для того, чтобы обратить внимание наших земляков на то, что уборка территорий, санитарная очистка должны стать нормой жизни, а не данью очередной акции. К слову сказать, работа в этом направлении в последнее время в нашем районе проводится с завидной регулярностью. Актив сел совместно с администрациями поселений, волонтеры, работники организаций и учреждений с ранней весны провели не один субботник по очистке бытового мусора, ликвидации несанкционированных свалок, наведению порядка на перевалах и по берегам рек. По информации специалиста районной администрации П. П. Мендешева, в рамках Всероссийского экологического субботника, который проходил в конце августа, только в Беш-Озекском сельском поселении в места захоронения вывезено 4 тонны мусора. Правда, возникает вопрос, как умудрились бешозекцы накопить такой большой объем бытовых отходов, ведь субботники по саночистке проходили не единожды. Но не в этом суть. Главное — еще раз навели порядок, чтобы приятно было жить самим, да перед гостями — проезжими туристами - не стыдно. В этом отношении наш район выглядит чище и опрятнее, чем остальные муниципалитеты. Мне есть с чем сравнить. Проезжая недавно по знаменитому Чике-Таману, была неприятно поражена состоянием перевала. Надписи на скалах типа: «Здесь был Вася из Томска или Омска» все так же режут глаза. А ведь совсем недавно — по весне здесь прошла специальная акция по ликвидации подобных автографов, об этом писал наш коллега из Онгудайской «Ажуды». Поразило другое - мусор, раскиданный на самой вершине перевала в нескольких шагах от точки «общепита», неподалеку от деревьев с белыми ленточками -дьялама. Было ранее утро. По своей привычке пытаться найти всему объяснение, я решила, что владельцы кафе просто не успели с вечера прибраться, навести здесь порядок. Выберут время — всего несколько минут — соберут эти пластиковые тарелки, бутылки, салфетки, чтобы их не разнесло ветром по склону горы. Правда и складывать этот мусор было некуда — контейнеры оказались переполненными. Но даже эта причина не повод для того, чтобы пускать под откос так называемые отходы жизнедеятельности. Ошиблась. Возвращаясь назад, застала ту же картину, кажется мусора стало даже больше. Похоже, жить, работать в окружении объедков и пластиковой посуды, вошло в привычку. Если такое отношение к Чике-Таману - особо охраняемому природному объекту - памятнику природы республиканского значения, что говорить о Семинском перевале, где всегда многолюдно. Здесь и туристы, и предприниматели, и орешники. Переполненные контейнеры, мусор за торговыми палатками. В метрах пятистах в сторону Сарлыка куча пустых бутылок. А под каждым кедром пустые пластиковые и стеклянные бутылки, целлофановые мешочки и прочие отходы. Да, это же не в нашем районе, пусть соседи сами отвечают за чистоту своей территории, скажете вы, и будете правы. Но не совсем. Скажу по этому поводу банальность - «Алтай — наш общий дом». То, что творится за пределами Семинского перевала, тоже наше дело. Для алтайцев — наших дедов и прадедов - весь Алтай был священным местом, населенным духами — хозяевами природы. А по русским преданиям, Алтай – это золотые горы, восточная граница Великой прародины славян – Семиречья. Вот, что пишет по этому поводу Александр Асов в книге « Славянские боги и рождение Руси»: -Алтай – это священный Алатырь перед престолом Всевышнего. Это и Златогорье, и иное Белогорье, ибо над Алтайскими горами парит величественная Святая, Золотая и белая гора, именуемая Белухой. И эта гора таинственно связана со всеми горами планеты. Воистину Алтай – середина мира. На Алтае сошлись великие народы, расы: индоиранцы, тюрки, славяне, монголы, китайцы. Алтай расположен в средоточии трех древних великих культур Евразии: ведической, буддийской, даоской. С Алтая сошли и разошлись по Евразии многие народы. И именно здесь мы находим тот единственный ствол, от которого ответвились тюрки и индоевропейцы, в том числе и предки славян. Здесь память о родстве славян и тюрков жива и ныне" Обычаи предписывают нам уважительное и бережное отношение к природе. В первую очередь — соблюдение чистоты. Если сами не будем беречь, приезжий люд за нас этого не сделает. Поэтому еще раз призываем вас, соблюдать чистоту как у себя на усадьбе, на улицах родного села, в лесу, где вы отдыхаете. Если не мы, то — кто? Н. Васильева