Чтобы подойти коллективно к пониманию общих целей и задач, требуется определённая мера и ноша, только преодолев которую, возможно приблизиться к реальным изменениям и качественным преобразованиям. Республика Алтай – небольшое аграрное государство с горным рельефом и климатом, удобным для скотоводства и умеренного растениеводства. Для формирования крупных мегаполисов под строительство заводов и городов необходима равнина, которой в республике почти нет. Однако, учитывая исторически сложившиеся условия, благодаря которым природа и быт местного жителя находятся в экологически привлекательном состоянии, в плане экономического развития для региона имеет большое значение развитие туристического бизнеса. Что мешает превратить горную республику в благоуханный оазис, где живут одухотворённые люди, способные поделиться с гостями своим богатством - здоровой пищей, возможностью духовного отдохновения в созерцании дивного природного пейзажа, культурой цивилизованного быта и сервиса? Мешает отсутствие такого быта и сервиса. А как ему сформироваться, если нет к тому общих намерений и целевой программы? Цивилизованный туризм возможен только на основе развитого внутреннего уклада, хозяйственной деятельности человека на своей земле. Невозможно импортировать туризм без ущерба для самой территории. Любой сервис и торговая среда зависят от условий непосредственно самой среды, на основе развития местного производителя товаров и услуг. Какой смысл развивать в горной местности с присущими только ему традиционными формами быта, возникшие в совершенно иных условиях принципы формирования среды? Почему в разговорах о трудностях предпринимательства, которые характерны не только для Алтая, обсуждаются темы в основном из поля процессуального характера? Многие местные начинающие предприниматели жалуются на отсутствие здоровой конкурентной среды. Виновниками ситуации назначаются сетевые торговые компании, заполняющие рынок дешёвой некачественной продукцией, к которой уже привыкли в городах. А ведь сетевики решают только определённые общие задачи, и кто даст гарантии, что если устранить их со сцены, местные предприниматели не заменят их с подобным итоговым результатом? Может, конкурентная среда – это не только деньги и товар? Может, всё таки надо конкурировать не только в сфере решения проблем массового потребления? Недавно в Шебалино проводилось слушание Общественной палаты РА по вопросам развития малого и среднего бизнеса. Высказывались мнения по поводу проблем и успехов. Основным успехом по данной теме явилось то, что на данный момент в республике имеются такие люди, которые, несмотря на все сложности, намерены трудиться и развиваться, а проблемой проблем оказалось отсутствие общей внутренней стратегии с понятным для всех в равной мере направлением и смыслом. Каждый малый и средний предприниматель сталкивается, как правило, с одними и теми же трудностями или препятствиями, не позволяющими развиваться планомерно и качественно. Были приняты решения по улучшению предпринимательского климата и ряд конкретных предложений, например о сокращении плановых проверок бизнеса на порядок, но не достаёт понимания и участия всего трудоспособного населения в проблемах по данной теме, а тема для республики, возможно, является одной из наиболее актуальных. Общественная палата РА работает в контексте данной проблемы и способствует созданию условий для того, чтобы любой гражданин мог внести посильный вклад в совместное строительство общества, нацеленного на созидание развитого цивилизованного будущего региона и страны в целом. Нигде и никогда ничего стоящего не получалось в результате революционных взаимоотношений, с помощью позиции отстаивания собственных интересов без учёта интересов других. Площадка Общественной палаты позволяет учиться строить диалог и отстаивать права, выяснять суть и решение проблем, соединять интересы власти и народа. В Горно-Алтайске постоянно работает её представительство, где можно получить компетентную консультацию по основным вопросам организации малого и среднего бизнеса и не только. Но только юрист, бизнесмен и политик не сумеют смастерить город будущего без художников, поэтов и других представителей от всех заинтересованных кругов общественного самосознания. Необходима консолидация общества и осмысленная планомерная совместная работа. Кому нужны на Алтае изготовленные китайцами в Новосибирске сувениры? Они наводняют все рынки, показательно иллюстрируя отсутствие местного предложения достойного уровня. Вред от такой продукции невозможно переоценить, потому что созданные наспех примитивные образцы, лишают Горный Алтай собственной великой истории, бережно хранящейся на этнографических зарисовках Гуркина и гениальных своей самобытностью графических этюдах Чевалкова, дезориентируют туриста, который искушён и получает ложное представление о местной культуре, теряя к ней интерес и оставляя в памяти лишь впечатления, полученные непосредственно от общения с природой. Как можно развивать туристический бизнес, когда потенциальный турист кроме, как в хороших дорогах ни в чём не нуждается? А между тем, культура Алтая не застыла на месте, попранная сторонниками революционных перипетий, она всё таки выжила и продолжает свою жизнь, находя приют среди современных алтайских художников. Надо только обратиться к ним с просьбой, сформулировать бренд, помочь экономике республики в формировании подлинного направления в развитии визуальной прикладной символики, не импортируемой извне, а рождённой в горниле творческого горения истинно народного промысла, в содружестве с заслуженными мастерами языка духовной гармонии. Такие символы должны распространиться с помощью мастеров ремесленников, гончаров и кожевников, металлистов и войлочников, живописцев и фотографов, музыкантов и танцоров, вместе с их изделиями, став подлинными брендами, иллюстрирующими Горный Алтай непосредственно, без импортных переводчиков местной красоты и великолепия. Есть таланты в земле алтайской, уже зрелые и только стоящие на пороге своих открытий. Они в студиях и школах искусств, в мастерских художников Горно-Алтайска, архитектурных мастерских Маймы и не только. Надо только создать прецедент особого отношения к проблеме, объединиться умеющим и знающим, всем ратующим за процветание своей малой родины и способных к творчеству людей в одном осмысленном и понятном движении: За возрождение Горного Алтая, его целесообразного уклада и культуры, чтобы все институты власти, фермеры, бизнесмены и художники смогли ориентироваться и сотрудничать, по кирпичикам отстраивая новое здание молодой республики, способной выбрать верное направление и не превратиться в полигон для импорта губительных для природы и жизненного уклада технологий, производящих имитации и подделки, не позволяющие развиваться местному предпринимательству и региону в целом. Необходимо создать принципиально новые условия для создания туристической привлекательности региона, которые возможны только в тесном сотрудничестве всех необходимых компетенций. Может быть, следует организовать некий институт из представителей бизнеса, специалистов по маркетингу и архитектурному проектированию, юристов и экономистов, представителей творческих профессий и научного сообщества для возможности комплексного анализа и разработки конкретного плана или системы с целью координации и совмещения интересов, контролирующий и направляющий все сопутствующие процессы в правильное русло. Максим ГАЗИЗОВ