Воскресенье, 22.12.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » За культуру наших сел

Период рождения и становления образования
Историческая справка
В дореволюционный период социальной проблемой являлось религиозное развитие новокрещённых, решение задачи было возложено на просвещение коренного населения. Поэтому в этот период создаются инородческие школы при Алтайской духовной миссии. Из её отчётов 1898 года следует, что в Мыюте она открылась в 1856 году, Шебалино – 1889 г, Малой Черге -1891г, Черге- 1893г, Камлаке – 1894г, Актёле – 1898г.
Следующей ступенью стали церковноприходские школы, которые открылись в Черге, Могуте, Шебалино, Актёле, Апшуяхте, Топучей и Мариинском.
После победы Октябрьской революции 1917 года к власти пришли большевики. Школы были, точнее здания, а обучение зависло, т.к. новая власть отделила церковь от государства. Из отчёта А. А. Ноняева (здесь и выше использована информация из сборника «В составе Томской губернии», 2004 года - автор) узнаём о состоянии школьного дела на территории Шебалинского района: «… Дело народного просвещения в моём районе поставлено было очень плохо: слишком мало школ и нет людей, которые могли бы посвятить себя делу образования…». Тем не менее, школы Министерства народного просвещения открылись в Шебалино и Камлаке; церковноприходские ещё существовали в Черге, Малой Черге, Топучей, Мыюте, Актёле и в Ильинском (старое название села - автор); школы грамоты в Барагаше, Могуте, Мариинске и Арбайте (исчезнувшее село за разъездом Ильинка - Барагаш - автор).
На данном этапе истории актуальным стал вопрос создания новой советской школы, которой отводилась роль главного воспитателя гражданина первой в мире социалистической системы. Для нового общества идеологическим проводником должен был стать учитель. В 1922 году был образован отдел народного образования Горно-Алтайского облисполкома. Основным направлением его работы являлось осуществление всеобщего обязательного среднего образования молодёжи области. Затем в 1924 году при аймакисполкомах (с 1967 года - райисполкомы) были созданы аймачные инспектуры по народному образованию, которые с 1932 года преобразованы в отделы народного образования. Эти структуры осуществляли контроль за работой школ, детдомов и дошкольных учреждений, оказывали практическую помощь в методической и учебно-воспитательной работе.
В период становления советского образования (1921 – 1937годы) было издано множество нормативно-правовых документов, большевики точно знали, чего хотели. 16 октября 1918 года Положением «Об единой трудовой школе» заложен первый «кирпич» фундамента строителя коммунизма с учётом многовековой трудовой традиции народов. Повсеместно создавались комиссии содействия школе, в результате работы которой, например «Жители села Актёл начали отправлять своих детей в школу».
Далее с провозглашением лозунга В. И. Ленина «Профсоюзы – главные создатели…» начинается профсоюзное движение во всех отраслях страны. Так появляется Союз работников просвещения – Рабпрос. Народ начинает верить в то, что «кто был ничем, тот станет всем» и активно включается в строительство «светлого будущего». Пленум ЦК РКПб в 1924 году выдвигает лозунг «Лицом к деревне», в 1928 году принят план колхозно-кооперативного движения. В красных уголках ведётся массово-разъяснительная работа среди населения со стороны общественного актива. В 1924-1925 годах почти в каждом селе района созданы общества «Долой неграмотность», т.к. встала проблема ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения. В пунктах по ликвидации безграмотности (ликпункты, в алтайском звучании «эликпункты») обучалось 2249 человек.
В 1926 году в Горном Алтае открыты 19 интернатов с бесплатным содержанием в них 504 детей. На курсы переподготовки учителей направляются учителя национальных школ. Например, в 1931 году на летние курсы от Шебалинского аймака направлено больше 80-ти человек. Данный период истории коренного населения реалистично отражен в произведениях наших писателей и поэтов. К слову, ошибаются те, кто считает, что до революции 1917 года у алтайцев не было своей письменности. Если шумеры (5000 л. до н.э.) имели свою письменность, то на территории Горного Алтая, где проходил стык древних цивилизаций, сам бог велел ей быть. И она была, но это уже другая тема.
Мы же, уважаемые читатели, вернёмся к истории аймачного отдела образования. Так сказать, через черно-белое «кино», то есть архивные материалы, продолжим наше знакомство с рождением и становлением районной нивы просвещения.
Педагогические кадры. В 20 - 30 годы остро стояла проблема нехватки грамотных людей, что видно из переписки между Ойротским областным советом по народному просвещению и почтово-телеграфной конторой города Улала. Первые просят откомандировать в их распоряжение «педперсонал», стоящий на учёте у вторых, причём указаны фамилии пяти человек. Ответ был следующего содержания «… сообщаем, что почтово-телеграфная контора по части мобилизации … на должность учительницы отказывает, мотивируя тем, что квалификация телеграфистов также важна и не менее дефицитная…». Выписка из приказа №13 по Ойротскому облоно от 26.01.1937г. «предлагаю заведующему Шебалинского аймоно товарищу Хмылёву предварительно всякие изменения и переброски учителей санкционировать с облоно».
Воспитание школьников тех лет создавало большую проблему для аймоно. Вот цитаты из отчётов школьных инспекторов аймоно 1930 года: «…В перемену ученики выходят на солнышко играть в карты, обругивают проезжих и прохожих…матерки учеников для граждан явление обычное…по церковным праздникам посещаемость снижается на 30%», а направления «классового воспитания коллективистическое, интернациональное и трудовое». «Свободное от работы время ученики просто бродят из угла в угол, или дерутся, не умея организовываться, в чём им не помогают». Общий вывод «школа совершенно не имеет лица трудовой советской школы. Нет признаков воспитательной работы»…Учитель договор на соцсоревнование не выполняет. При этом учитель не обратился за помощью в работе к школьному совету, родителям и опорной школе. Не работает над повышением своего общественно-образовательного и педагогического уровня».
Не менее важным направлением работы отдела образования был сам наставник. В эти годы Ойротский облсовет народного просвещения направлял учителей в сельские школы колхозной молодёжи, аймоно оплачивало их командировочные. Новая власть не забывала своего помощника, облсовет контролировал «удовлетворён или неудовлетворён товарищ учитель» объёмом суточных и проездных. Оплата проезда от Шебалино до Маймы стоила 37 рублей 40 копеек, суточные за 6 суток – 62 рубля10 копеек, квартирные за 5 суток – 25 рублей. Стимулировали его работу, что видно по «Требовательной ведомости» за октябрь-ноябрь 1926 года «вознаграждения работникам школы передвижек». Из Шебалинского района «Горячкин Павел Васильевич – 74 руб.40 к.». Работу же курировал «руководитель школы передвижек Шебалинского аймака». Кстати, должность учителя тогда звучала как «ликвидатор неграмотности взрослых». По типу такие школы назывались «сезонная школа малограмотных», т.к. функционировали всего 6 месяцев.
Коммунистическая партия не теряла контроль за становлением интеллигенции нового государства. В 1929 году работала окружная комиссия по чистке учащихся из учебных заведений от социально – чуждого элемента. Для детей тех, кто занимался «спекуляцией», то есть торговлей, двери были закрыты. Если же родители наставника детей доверия не вызывали, то в аймоно направлялись письма следующего содержания: «…направляется материал на учителя вашего аймака… для сведения необходимо наблюсти, как он проводит классовое воспитание в школе». Последние этого учителя проверяли, контролировали и через определённое время отчитывались.
В 50-ые годы Алтайский краевой отдел народного образования (Барнаул) занимался расстановкой учителей, командировал их на курсы в институт усовершенствования учителей в период летних каникул, курировал расстановку кадров.. Например, « Товарища Тодышева И.С., учителя истории, назначить инспектором Шебалинского аймоно Горно-Алтайской области…Шестакову Е.М., учителя родного и русского языка назначить инспектором Шебалинского аймоно…» Приказ № 463 от 1952г.
Аппарат Шебалинского аймоно состоял из 5 человек: заведующий аймоно, заведующая аймпедкабинетом, инспектор, инспектор по дошкольному воспитанию, инспектор по национальным школам. Заведующие аймоно: 1937 год - Николай Александрович Хмылёв; 1949-1950годы - Зинаида Яковлевна Зырянова; 1951 – 1953 - Астраханцева. Заведующие аймоно назначались заведующим облоно с правом распорядителя кредитов первой помощи.
«Сеть школ: средняя – 1, семилетних - 6, начальных - 22. Общее число учащихся: по 1- 10 классы – 1877, из них: по 1-4 – 985, по 5-7 – 827, по 8-10 – 65» Приказ № 43 от 20.05.1952 года. Несколько по-другому звучали названия сегодняшних школ. Например, Олене-совхозная школа (Дьектиекская), Бешпельтирская школа (Беш-Озёкская). Много начальных школ исчезнувших сёл, например, Энтигешская начальная школа и другие.
Контроль за работой школ. Документ для размышления всем нам шебалинцам. Приказ заведующего Горно-Алтайского облоно № 36 от 30.07.1952 года «О завышении экзаменационных оценок по русскому языку и литературе письменно. «Просмотром экзаменационных письменных работ по русскому языку и литературе инспектором крайоно Калининой М.Н. установлено, что качество проверки экзаменационных работ в ряде школ области является неудовлетворительным. Особенно безответственно проверил работы 8 и 7 классов Шебалинской средней школы (указаны ФИО преподавателя и ассистента. Далее перечень фактов – автор). Принимая во внимание всё вышеизложенное, приказываю: 1. Всем учителям русского языка и литературы повысить свою ответственность в деле проверки письменных работ учащихся. 2. Учителям Шебалинской школы (указаны ФИО - автор) объявить выговор за явно недобросовестное отношение к проверке письменных работ, что приводит к массовому завышению оценок и очковтирательству….5. Всем заведующим айм/гороно до 1 июля сего года провести вторичную проверку экзаменационных работ учащихся с учетом установления правильности их оценки. О результатах этой проверки сообщить в облоно и крайоно к 10 июля сего года».
По воспоминаниям Марии Евстафьевны Апёнышевой (1921года рождения), которая начинала педагогическую деятельность воспитателем Шебалинского детского дома в 1939 году: «В аймоно работали одни женщины, молодых учителей к нам направляли из Алтайского края. По школам ездили без предупреждения, с собой возили молодых учителей (своеобразная методическая помощь - автор). Молодежь села обучалась в вечерней школе. В школах же не хватало учебных принадлежностей и учителей. Сама школа держалась на совести учителей».
На этом, уважаемые читатели, мы с вами прощаемся. Довоенный период Управления образования составлен по материалам районного (Фонд № Р-5,опись 1, дело - 172) и республиканского (Ф.-55, О – 1 «л», ед.хр.-14, 28,41,102,103,151) архивов.
В рамках месячника пожилого человека и юбилейной даты Управления образования поздравляем ветеранов отдела образования. Дорогие Вы наши, желаем Вам здоровья, бодрости духа и любви тех, кто Вам дорог. Чтоб болезни обходили, а улыбки окружали; чтоб уютным был Ваш дом и одиночества не было в нём. Будьте счастливы воп реки всему!
Р.Сулина, методист управления образования
Категория: За культуру наших сел | Добавил: Елена (29.10.2014)
Просмотров: 994 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024