Воскресенье, 22.12.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Разделы новостей
Все новости
Духовная миссия
Если хочешь быть
Малый бизнес
Из редакционной почты
Официальная хроника
За культуру наших сел
Наши интервью
Права человека
Образование
Абитуриенту на заметку
Объявления
Здоровье
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » 2009 » Август » 20 » Миссионеры на Алтае
Миссионеры на Алтае
13:36
Вместе с нашими читателями мы продолжаем изучение истории Алтайской Духовной Миссии в нашем районе. В преддверии начала учебного года речь пойдёт о миссионерских школах.
История возникновения школ на Алтае
Величайшей заслугой алтайских миссионеров-просветителей явилось устройство ими школ и распространение грамотности на Алтае. Первые школы были открыты основателем Алтайской Духовной Миссии архимандритом Макарием Глухарёвым в 1830 году.
Распространение школ на Алтае
Быстрый рост числа миссионерских школ не мог не отметить даже Н. М. Ядринцев, который не являлся сторонником миссионерского обучения.
Наибольшая заслуга в распространении школьного обучения на Алтае в конце XIX ¬начале XX столетий принадлежит четвёртому Начальнику Алтайской Духовной Миссии, епископу Бийскому Макарию (Невскому), который заботился о миссионерских школах не только будучи Начальником Миссии (1884-1891), но и впоследствии - окормляя Миссию во время управления Томской (1891-1912) и Московской (1913-1917) епархиями.
Виды миссионерских школ
По разрядам школы Алтайской Духовной Миссии делились на одноклассные и двухклассные. Около половины одноклассных школ являлись школами грамоты. Школы грамоты отличались от обычных одноклассных школ главным образом тем, что в них не предусматривалась строгая система экзаменовки учащихся. В одноклассных школах обучение было трёхгодичным.
Двухклассные школы делились на мужские и женские. Если в 1910 году в Миссии была только одна двухклассная школа (мужская в Улале), то к началу 1914-1915 учебного года таких школ было уже четыре.
Кто учился
Учиться в миссионерских школах могли все: и дети православных родителей, и дети старообрядцев, язычников и магометан. В 1892 году Преосвященный Макарий, епископ Томский, писал: «Наши школы с их преподаванием на алтайском языке привлекли к себе любовь населения. Отцы-миссионеры свидетельствуют, что не только дети новокрещённых, но и языческие охотно отдаются в наши школы, причём отцы-язычники беспрекословно и даже охотно позволяют своим детям посещать храмы и учиться в школе Закону Божию».
Употребляя выражение апостола Павла, можно сказать, что миссионерская школа в Алтайской Духовной Миссии была всем для всех, чтобы хотя некоторых обратить ко Христу, и в этом она оправдывала своё наименование миссионерской школы.
Кто учил
Руководил миссионерской школой местный священник-миссионер. По словам Владыки Макария, такой пастырь, кроме прочих требований, предъявляемых к каждому священнику, должен быть ещё «хорошим организатором и заведующим школами».
Чему учили
В устройстве в каждой деревне или в каждому улусе школ миссионеры видели «лучшее средство улучшить нравственный быт как русских, так и инородцев». Поэтому в миссионерских школах в воспитании всё до мельчайших подробностей сводилось к тому, «чтобы детей сделать истинными христианами и полезными членами Отечества»
Среди документов был найден список тем нескольких сочинений. Этот список свидетельствует о высоком уровне преподавания в миссионерских школах. «В первое полугодие ученики 3 класса имеют написать две классных работы на темы: «Значение реки Нила в жизни Египта», «Дельфийский оракул и его значение для греков» (4 класс); классное сочинение «Почему греки победили персов в греко-персидских войнах?»; домашнее ¬«Отличие Александра Македонского, как завоевателя, от царей древнего Востока».
Как учили (характеристика организации обучения - платность, совместное обучение, язык и т. д.)
Обучение в миссионерских школах было бесплатным. Миссионеры не вводили для русских и алтайских детей раздельного обучения. Они всегда учились вместе. В связи с тем, что миссионерские школы создавались прежде всего для обучения детей коренного населения, процент школьников-алтайцев был очень высоким.
Преподавание в миссионерских школах Алтайской Духовной Миссии велось на алтайском языке. Учителя этих школ имели довольно большое количество учебников и книг для чтения на алтайском языке.
Русские дети, проживавшие в миссионерских селениях, обучались вместе с алтайскими детьми и поэтому усваивали алтайскую грамоту. Алтайские дети в процессе обучения усваивали русский язык благодаря общению с русским детьми, обучению русскому языку и знакомству с литературой на русском языке.
Стремление к грамотности
Миссионер-священник Владимир Постников в Записках за 1905 год указывал: «Спрос на грамотность значительно против прежнего увеличился в Мыютинском отделении. Учатся как русские, так и новокрещённые. Теперь всех грамотных в отделении более 400 человек. Новокрещённые читают Евангелие, Священную историю, Жития Святых и другие книги на алтайском языке. Понимающие по-русски инородцы любят читать более Жития Святых и затем прочитанное тут же сообщают другим».
Миссионер иеромонах Валентин о жителях селения Катуярык писал, что среди них «наблюдается сильное стремление к грамотности. Молодёжь учиться азбуке и чтению друг у друга». Следовательно, алтайские Буквари и книги на алтайском языке распространялись даже в те селения, где ещё не было миссионерских школ.
Заключение
Заслуга алтайских миссионеров-просветителей в становлении школьного обучения на Алтае неоспорима. Они воспитали несколько поколений грамотных алтайцев. Но просветителями они должны быть названы не только потому, что устраивали школы для обучения детей. Ф. М. Достоевский писал: «Под просвещение разумею (думаю, что и никто не может разуметь иначе) - то, что буквально уже выражается в самом слове «просвещение», то есть свет духовный, дающий ему дорогу жизни».
Цифры:
84 миссионерские школы, построенные на средства благотворителей, на средства Миссии, на средства местных жителей действовало на территории Республики Алтай к 1916 г.
3208 учащихся обучалось на ту пору в миссионерских школах.
14 миссионерских школ АДМ было на территории современного Шебалинского района в 1916 г.
368 учеников получали здесь знания.
(в статье использовались материалы исследований протоиерея Бориса Пивоварова (Новосибирск).
Подготовила А. Иванова

На снимке: учителя алтайских миссионерских школ, 1890/91 учебный год
Категория: Духовная миссия | Просмотров: 1228 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Натали  
Хороший материал.Мне очень близка и интересна тема становления образования на Алтае.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024
карта сайта