Понедельник, 20.05.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Разделы новостей
Все новости
Духовная миссия
Если хочешь быть
Малый бизнес
Из редакционной почты
Официальная хроника
За культуру наших сел
Наши интервью
Права человека
Образование
Абитуриенту на заметку
Объявления
Здоровье
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » 2011 » Июнь » 2 » Нация жива, пока жив язык
Нация жива, пока жив язык
09:08
17 мая в малом зале администрации района состоялся круглый стол учителей алтаеведов школ Шебалинского района. Семинар на тему «Помощь родителям в обучении детей родному языку» проводился под руководством заведующей РМК, куратора национально-регионального компонента Р.В. Сулиной. В числе участников – члены Тос торгоо: Эл башчы С.К. Делдошпоев, начальник архивного отдела С.А. Могулчина, а также директор районного краеведческого музея С.И. Яжанкина, специалист отдела культуры В.М. Яманова, руководитель районного МО алтаеведов И.С. Якпунова, учителя алтайского языка
Начиная круглый стол, Роза Васильевна сообщила программу семинара, состав участников, обозначила ряд вопросов для обсуждения. Одна из острых проблем в нашем районе на сегодняшний день – это плохое знание родного языка детьми, учениками школ. Количество таковых из года в год только растет. В семидесятых, восьмидесятых годах о появлении такого рода вопроса даже и речи не могло быть. Терять корни, смешиваться с другими языками, алтайский язык начал ближе к девяностым годам. Как отметила руководитель семинара, если все будет идти в таком неблагоприятном темпе, то алтайский язык будет изучаться только в четырех селах: в Беш-Озеке, Шыргайте, Каспе и в Апшуяхте.
Во многих селах района картина печальная. Родители при воспитании забывают, что ребенок должен знать свой родной язык, не говоря уже о культуре, традиции, обычаях, о родословной. И вполне естественно, что, придя в школу, он испытает трудности при изучении алтайского языка. Ситуации случаются разные, нередко против обучения родному языку настроены сами родители. Иногда исходят из того, что ребенок просто не может вытянуть школьную программу по родному языку.
По программе семинара были заслушаны выступления учителей. И.С. Якпунова сообщила о проводимой работе. В школе создана творческая группа «Педагогические условия для осознания личностной значимости изучения родного языка». В настоящее время ведется работа над актуализацией и составлением программы для данной группы. Одна из основных задач, стоящих перед ними, это попытка заинтересовать учеников школы алтайским языком.
З.А. Тобоева высказала свое мнение:
- Дети начинают забывать свой родной язык еще в детском саду. И пока в этих учреждениях не будет созданы группы по изучению алтайского языка, не будет кадров воспитателей говорящих на алтайском языке - проблема не будет решена.
«Родной язык в школе изучается со второго класса, поэтому дети, пришедшие после детского сада за год учебы на первом классе умудряются позабыть язык», - отметила А.А. Рыспаева.
Проблему необязательного изучения алтайского языка затронула О.В. Сахилянова:
– С появлением закона о необязательном изучении алтайского языка, сильно уменьшилась наполняемость классов, большинство детей перестали ходить на уроки родного языка, а родители возмущены: «Почему ребенок в обязательном порядке должен учить алтайский язык?». Нужно обязать изучение языка, подчеркнула Оксана Владимировна.
Проблема на виду. Достаточно заглянуть в сведения о состоянии изучения алтайского языка в школах района. Сегодня в школах обучается 1990 детей. Среди них: 1032 русских детей, 927 алтайцев, 9 казахов, 22 ребенка другой национальности. В образовательных учреждениях нашего района алтайский язык изучается по двум программам. По основной программе обучаются дети, которые свой язык знают хорошо. Таковых в нашем районе 350 ученика, они обучаются в школах: Шыргайты, Беш-Озека, Малой-Черги, Апшуяхты, Каспы, Актела, Шебалино. Дети незнающие родного языка обучаются по второй программе. Их количество гораздо больше – 426 ученика. Обучение по данной программе ведется в школах: Шебалино, Дъектиека, Барагаша, Мыюты, Камлака, Улус-Черги, Кумалыра, Топучии.
Сложная ситуация в Ильинке. В этом отдаленном селе алтайский язык школьники не изучают пятый год подряд. Причина – в элементарном отсутствии учителя алтайского языка. Молодые специалисты, учителя не едут работать в это село, говоря, что оно находится в отдалении от районного центра. В настоящий момент требуется учитель родного языка в Мухор-Чергинскую школу.
Алтайский язык с большим интересом изучают дети других национальностей. Этим наш район сильно выделяется. Среди 927 изучающих алтайский язык детей, 118 детей относятся к русскоязычным и армянам. 150 детей из алтайских семей по своему добровольному желанию не изучают свой родной язык. Родители детей пишут заявление об отказе от изучения алтайского языка своих детей. Как подчеркнула Роза Васильевна, для исправления этой ситуации нужно в начальных классах открывать вакансию «Учитель алтайского языка начальной школы».
В качестве хорошего примера нужно отметить проводимую работу учительницы О.С. Азановой. Под её руководством в пяти детсадах села Шебалино ведется изучение алтайского языка. Что касается начальной школы, здесь в программе первого класса родной язык отсутствует, со второго класса численность желающих изучать язык, существенно падает.
С большим желанием изучают незнакомый им язык русскоязычные дети в школах Дьектиека – 16, Черги – 7 , Барагаша – 43, Мыюты – 14, Улус-Черги – 9, Камлака – 61 ребенок. Родной язык не пожелали выучить 12 детей в Дьектиеке, в Барагаше – 6.
По программе углубленного изучения алтайского языка в течение двух лет работали три школы. Работу проводили учителя школ: Шебалинской – И.С. Якпунова, Беш-Озекской - Е.Б. Шемдышева, Шыргайтинской – З.А. Боделукова. Последняя, в этом году прекратила свою работу по данной программе. Причина в отсутствии учебников. Сложность преподавания этой программы состоит в том, что учебные и методические пособия имеются лишь для пятых, и шестых классов. От седьмого класса и выше, абсолютно ничего нет. Ирина Сергеевна и Екатерина Бакумовна работают, опираясь на свой методический опыт. Обычно в школах за экспериментальную работу платят дополнительно деньги. Но за углубленное изучение алтайского языка деньги не платят.
Нужно сказать, что в целом, программ и учебников по изучению родного языка в школах района вполне достаточно. Не хватает учебников по Истории Горного Алтая для восьмых и девятых классов. В связи с этим учителя данного предмета работают в тяжелых условиях. Морально-духовной, этической, воспитательной направленностью в районе работают 15 кружков и факультативов.
Всего по району алтайский язык преподает 21 учитель, пятеро из них - специалисты с самым высоким 14-м разрядом. Накопленный опыт учителей Шебалинского района заслуживает уважения и высокого почета в республике. На проводимом ежегодном республиканском конкурсе «Учитель года», учителя района становились победителями пять раз.
В завершение семинара участниками были приняты рекомендации.
А. Шемдышев
Категория: Все новости | Просмотров: 4792 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024
карта сайта