Понедельник, 06.05.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Разделы новостей
Все новости
Духовная миссия
Если хочешь быть
Малый бизнес
Из редакционной почты
Официальная хроника
За культуру наших сел
Наши интервью
Права человека
Образование
Абитуриенту на заметку
Объявления
Здоровье
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » 2009 » Октябрь » 22 » Основные принципы районирования и проблемы автономных образований
Основные принципы районирования и проблемы автономных образований
07:46
К 85-летию района
1 июня 1922 года была образована Ойротская автономная область. В ходе подготовительных работ Алтайский губернский комитет в своем постановлении отмечал, что образование автономной области сыграет важную роль в «оздоровлении политической атмосферы». Губком признал необходимым «обратить максимальное внимание и проявить наибольшую гибкость при обсуждении этого вопроса». Подчеркивалось, что, во-первых, автономия должна быть территориально целостным объединением; во-вторых, в автономную область должны войти волости с преобладанием алтайского населения, но по соображениям экономического и административного характера могут быть допущены отклонения; в-третьих, в основу внутреннего районирования положить этнографические признаки, допуская, в случае необходимости, отдельные отклонения. При организации управления иметь в виду «бытовые условия и защиту со стороны русского кулацкого населения»
Отметим, что создание национальных автономий по территориальному принципу в начале 20-х и во второй половине 30-х годов было смелой новацией, невозможной в предшествующие столетия. Местными национальными администрациями стало управляться все население территории, независимо от его этнической принадлежности. Впервые в истории Сибири «инородцы» стали править и «русскими».
В те годы в стране соблюдение экономических критериев районирования, положенных в основу создания областей и краев происходило с большими трудностями и весьма существенными отклонениями от первоначальных проектов. В значительной степени это было связано с рядом компромиссных уступок центра территориальным притязаниям национальных автономий. Уступки происходили в тех случаях, когда это оборачивалось возможностью укрепить свой политический контроль над национальными автономиями. К сожалению, в отношении Ойротской автономной области эти тенденции не прослеживаются. Наоборот, административные границы автономии оставили за своими пределами некоторые исконные территории проживания коренного населения Горного Алтая.
В 1920-х годах фактически сложились и действовали два основных принципа административно-территориального устройства: хозяйственно-географический и этнополитический. При формировании крупных административно-территориальных образований приоритет отдавался экономическому районированию. Национальные автономии фактически выпадали (а во многом и сознательно исключались) из этой системы районирования. В отличие от областей и краев они сразу конституировались в виде относительно небольших административно-территориальных образований не столько в целях функционально-производственных, сколько исходя из соображений преодоления так называемого фактического неравенства, как писалось тогда, «подтягивания в хозяйственном и культурном развитии этих отставших в большинстве объединений». По декрету ВЦИК от 1 июня 1922 года «Об образовании автономной области ойротского народа», автономная область создавалась как непосредственная часть РСФСР. В ее состав вошли волости Горно-Алтайского уезда и часть волостей Бийского уезда Алтайской губернии.
Исполком автономной области был с правами губернского, но с бюджетом и штатами уездного исполкома.
Однако на правах непосредственного субъекта РСФСР область находилась всего три года. В 1925 г. она была включена в состав Сибирского края, хотя в постановлении ВЦИК от 18 ноября 1926 г. говорилось, что Ойротская автономная область «пользуется всеми правами, предоставленными ей постановлением об ее образовании».
Практическая реализация политики районирования показывает, что центр всевозможными способами стремился придать праву народов на национальное самоопределение откровенно подчиненное значение по отношению к стратегическим более значимым принципам экономического районирования. Это в частности выражалось в настойчивом стремлении центра, вытеснить автономные образования (республики и автономные области) во «второй эшелон» экономической политики – на уровень внутриобластного среднего звена районирования.
Эти меры официально обосновывались тем, что в составе мощных территориально-хозяйственных объединений, под их опекой и при опоре на их экономическую поддержку автономии полнее смогут реализовать свои хозяйственные и социально-культурные потребности. Одним из скрытых мотивов такой «объединительной линии» являлись расчеты центра на то, что областные и краевые объединения смогут на месте более эффективно бороться с так называемыми националистическими уклонами, которыми, как считалось, было заражено партийное и государственное руководство национальных автономий.
Этапы становления района. Начавшийся в 1923 г. процесс районирования развивался по восходящей траектории (т. е. в направлении укрупнения основных единиц административно-территориального деления). Приведем конкретные факты. В состав Ойротской автономной области в 1922 г. входило 24 волости, в том числе: Песчаная, Салдамская, Шебалинская, Бешпельтирская, Чергинская. На 1-м областном съезде Советов 4 мая 1923 г. было принято решение об укрупнении волостей. Вместо 24 создавалось 10 волостей: Уймонская (центр с. Усть-Кокса), Усть-Канская (центр с. Усть-Кан), Кош-Агачская (центр с. Кош-Агач), Онгудайская (центр С. Онгудай), Шебалинская (центр с. Шебалино), Улаганская (центр с. Улаган), Чемальская (центр с. Чемал), Майминская (центр с. Майма), Успенская (центр с. Чоя), Лебединская (центр с. Кебезень).
16 сентября 1924 года решением Президиума облисполкома Шебалинская волость наряду с другими была переименована в Шебалинский аймак.
По данным переписи населения 1926 г. в районе было 84 населенных пункта, из них: 8 сел, 4 деревни, 11 поселков, 43 урочища, 13 заимок, 1 выселок. В них было 2529 крестьянских хозяйств, проживало 12019 человек, из них мужчин 5806, женщин 6213. На территории аймака находилось 12 сельских Советов, 14 школ и одно лечебное учреждение.
1 февраля 1963 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Шебалинский аймак был объединен с Онгудайским, с центром в с. Онгудай. Шебалинский аймакисполком, все аймачные учреждения и организации были ликвидированы. В этом же году аймаки стали называться районами.
Однако, в 1965 году за счет разукрупнения Онгудайского и Майминского районов Шебалинский район был вновь образован. В его подчинение были переданы сельские Советы: из Онгудайского района – Барагашский, Верх-Апшуяхтинский, Дьектиекский, Ильинский, Улус-Чергинский, Чергинский и Шебалинский; из Майминского района – Аносинский, Бешпельтирский, Еландинский, Ороктойский, Чепошский, Эдиганский, Эликманарский. В районе оказалось два населенных пункта с одинаковым названием – Бешпельтир, поэтому 6 июля 1965 года с. Бешпельтир Барагашского сельского Совета было переименовано в с. Беш-Озек.
В 1975 году были образованы следующие сельские Советы: Мало-Чергинский, Камлакский, Беш-Озекский.
В августе 1992 года за счет части территории Шебалинского района был образован Чемальский район.
Категория: Все новости | Просмотров: 1434 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024
карта сайта