Пятница, 03.05.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Разделы новостей
Все новости
Духовная миссия
Если хочешь быть
Малый бизнес
Из редакционной почты
Официальная хроника
За культуру наших сел
Наши интервью
Права человека
Образование
Абитуриенту на заметку
Объявления
Здоровье
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » 2010 » Январь » 12 » Слово о Мастере
Слово о Мастере
07:37
Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Григория Ивановича Гуркина. В связи с этой юбилейной датой в республике в течение всего года пройдет ряд мероприятий, посвященных жизни и творчеству художника.
Районный краеведческий музей подготовил свою экспозицию, где посетители смогут ознакомиться не только с биографическими материалами, перепиской художника, протоколами его допросов, но и репродукциями картин, копиями графических рисунков. Среди последних вы увидите карандашный портрет бабушки преподавателя музыкальной школы Евгения Петровича Абраимова, узнать историю его создания и многое другое.
А вниманию читателей газеты я представляю два материалы – краткую обзорную статью о жизни и творчестве художника и копию письма Григория Ивановича, с которым он обратился к властям в дни гонений, незадолго перед расстрелом.
Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) в крещёной семье. В 1878 год у был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии. После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи. В 1896 году Гуркин знакомится с собирателем алтайского фольклора А. В. Анохиным, который открывает молодому художнику мир современной живописи.
Его первая картина, с которой он попытался попасть в Академию («Ночь жертвы»), полна таинственности и наивности. Православный по рождению и воспитанию, он весьма смутно представлял себе быт и религию алтайцев. Лишь позднее, в годы творческого рассвета, художник всерьёз занялся изучением алтайского быта, оставив тысячи рисунков, возможно, не столько художественной, сколько этнографической ценности.
И. И. Шишкин и А. А. Киселев, в классе которого он был вольнослушателем Академии, открыли его истинное призвание: пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину художник встаёт на собственный путь. Уже в течение 1903—1905 годов он пишет ряд картин, характеризующих зрелого мастера.
В 1903 году художник возвращается на Алтай, обосновывается в селе Анос, работает учителем и женится на русской женщине.
Примерно с 1905 года начинается творческая зрелость художника. За десятилетие (1905—1915) Гуркиным были созданы такие значительные произведения, как «Катунь весной» (1903), «Озеро в Лаже» (1907), «Хан Алтай» (1907), «Река Ядыгем» (1909), «Каракол» (1909), «Ледоход» (1909), «Алтай. Горная долина» (1909), «Корона Катуни» (1910), Озеро горных духов (1910) и другие.
В 1906—1907 годах в Томске, столице Томской губернии, куда входил и Горный Алтай, устраивается выставка художника. Это было время расцвета сибирской культуры. Томскому просветителю Г. И. Потанину удаётся собрать вокруг себя культурную интеллигенцию практически всей Западной Сибири: писателей, журналистов, артистов. Он неутомимо разыскивал и поддерживал всё мало-мальски талантливое вокруг. В такой атмосфере Гуркин быстро завоевал признание. В течение 1906—1915 годов художник объездил с выставками всю Сибирь и стал признанным классиком сибирской живописи.
Начав свой творческий путь как ученик И. И. Шишкина и А. А. Киселева, алтайский художник от изображения конкретной натуры в ранних работах переходит к созданию большой композиционной картины с передачей характера алтайского пейзажа. Так возникает «Хан-Алтай» 1912 года картина, первый вариант которой относится к 1903 году, а последний создан незадолго до смерти. В лучших своих работах он стремится к созданию собирательного образа величавой природы Алтая.
К другой, стержневой в его эволюции картине «Озеро горных духов» Гуркин шёл через длинный ряд работ, связанных общим мотивом. Мотив этот — реки и озёра, сбросившие оковы льда. Одной из первых по времени исполнения в этом ряду стоит картина «Озеро Лаже» с её ясной умиротворенностью и величавостью. Низко нависшие облака и свинцовые, доходящие местами до черноты воды озера создают образ сурового, безлюдного края (Горное озеро, Каракольское озеро).
Параллельно с пейзажными художник работает и в других жанрах, но менее успешно.
Последний период жизни и творчества Гуркина (1917—1937) связан с событиями революции, Гражданской войны и установления Советской власти в Сибири. В 1917 году на волне революции создаётся государственное образование алтайцев (Каракорум-Алтайская окружная управа), и художника как самого известного представителя коренной национальности уговаривают возглавить её. А уже в апреле 1919 года колчаковцы арестовывают неудачливого правителя «за сепаратизм и измену Родине». Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли «практических действий»), художник поспешил уехать в Монголию, а в 1920 году он перебирается в Туву.
В 1925 году художника уговаривают возвратиться в Советскую Россию. Приём поначалу был восторженным, художнику устраивают 2 выставки в Новосибирске (в те годы вместо Томска ставшего административным центром Западной Сибири), а в 1926 году в Москве, где к хору восторгов самобытным талантом присоединяет свой голос и Луначарский.
Творческий путь художника в 20-30-е годы тесно связан с социалистической новью
Алтая, это значит что его без конца эксплуатируют: ни один праздник в Горном Алтае, да и в Новосибирске не обходится без участия художника. Плакаты, разрисовки и другая подённая работа становятся неотвязной обязанностью художника. Он создаёт рисунки к алтайскому букварю, иллюстрирует народный эпос. И продолжает писать картины. Его живопись обретает новые качество: красочность, умиротворённость. Всё большую роль в его творчестве играет декоративность.
В 1937 году художника обвинили в национализме. Погиб он в застенках НКВД. Обстоятельства смерти до сих пор остаются невыясненными.
Реабилитирован в 1956 году.
Ойратскому обкому ВКП, копии
областному исполкому, комунотделу
и отделу народного образования
алтайца-художника Чорос-Гуркина Гр. Ив.

ЗАЯВЛЕНИЕ
При Колчаке мне пришлось сидеть в Бийской тюрьме два раза за автономию, свободу Алтайского народа и за свои протесты и несогласие со всеми действиями и насилием правительства Колчака, против действия Каракорумской уездной милиции, ставленников на Алтае полковника Соколова, в Онгудае, Кош-Агаче и др. местах, против обмана и набора темных, несознательных алтайцев в казачество Кайгородовым, Гордиенко. Я говорил открыто, что все эти действия сознательно и умышленно с известной целью проводятся, чтобы удержать за собой власть над революционным народом, и толкают темные несознательные массы алтайцев против русских и тем самым сделают нам, алтайцам, великое зло. За мои протесты в Караколе против похода отряда туяктинцев под командой онгудайского коменданта, и в Аносе, на пароме, против насильственных действий улалинской милиции я снова сидел в тюрьме.
Там мне было сообщено тайно одним честным, сидящим в тюрьме, человеком, что мне на время с Алтая нужно уехать, и что меня могут убить. Я лично не боялся смерти. Но жаль было детей (которых на Алтае рубили, говорят, как капусту). Я не боялся той мести, которую могли бы ко мне применить озверевшие темные враги алтайской свободы и народа, которые, как ловкие и опытные в своем деле спекулянты, оспаривали власть - против свободы и самоопределения малой нации. Не смерть и не страх лично за себя заставили меня выехать в Монголию, а та мысль, что весь мой труд - искусство может быть расхищено и погибнуть во время переворота и неразберихи от темной народной массы. Задачей моей было сохранить во что бы то ни стало и каким бы то ни было путем весь мой труд, как культурное достояние всего алтайского народа.
Из Бийска уже бежали казаки, забирая на пути у жителей все, что было можно. По алтайским юртам шныряли темныe грабительские шайки, грабя имущество алтайцев. В Онгудае уже был Кайгородов, Лукашевич и др. мнимые защитники свободы и прав алтайцев. Нужно было, лавируя через их их бдительность, во что бы то стало проехать в Кош-Агач и Монголию. я боялся, что по пути погибнет мой материал – достояние народа, на собирание которого я отдал все свои лучшие годы жизни, свои силы, свой труд и всю искреннюю сыновнюю любовь к своей родине и бесправному народу – своей нации. и задачу свою я сделал – все провез и сохранил почти целиком. Теперь могу утешиться тем, что все это могу передать в Народный музей ойратского народа. И что этот мой труд будет залогом и той малой частью крепкого фундамента того великолепного здания, который отныне будет созидаться великим гением свободного народа в своем беззаветном стремлении сбросить с себя цепи рабства и народной темноты. И я уверен крепко, что общим усилием всего народа Ойрат-области это будет сделано!
В жизни своей я был кровным защитником всех интересов своей родины: самоопределения и автономии алтайского народа. Стоял за все его лучшее, национальное. За его законное право быть равным и свободным в семье великих народов. За сохранение его национальной культуры, языка и быта. За его новое создание и развитие в области cвoей экономической жизни, искусства и науки. Я, как неразрывная часть его национального духовного тела, чувствовал и знал и боролся против только насилия и несправедливости, про¬тив жестокой политики, угнетения пришлым и чуждым нашим национальным интересам грубого переселенческого кулаческого элемента, против иезуитского продажного действия духовной миссии - этих ложных «святых отцов» с белыми руками серебряными и золотыми крестами на груди, но зато с тeмной запекшeйся кровью на сердце. За свои милости и награды они про¬дали царю свое доброе имя и честь; делая всевозможное насилие над правом и свободой алтайцев они продали и его благополучие. Все это делали они, окрашиваясь во все цвета и пользуясь всевозможными лозунгами. Главная цель их была обманывать, преследовать и оттеснять безжалостно в глубь темных гор, в холодные и каменистые ущелья. Чтобы отнять и заселить наши родные теплые хлебородные долины и пастбища своими церквями, монастырями и поселками. Зная вперед, что мы, как нищие, обманутые ими чрез их вероломство и насилие, будем бесправны и брошены как негодная ветошь на жалкое существование и вымирание! И мы с болью и тоскою в сердце будем смотреть на те родные долины и пастбища, отнятые у нас чрез злое насилие! Мы это знали и ненавидели несмотря на их проповеди. Они сулили нам рай в небесах, нам же хотелось мирно и благополучно по своему жить здесь на земле, у себя на родине. Таковы мысли были при царизме, так мыслило кулачество и духовенство проводить свои тайные идеи на Алтае и после Февральской революции.
Мы понимали их и слышали их угрозы на Алтае не один раз. Слышали их в Томске на губернском собрании. Сибирь тогда только что всколыхнулась революционной волной. Русский народ, задавленный рабством, почуял волю и свободу. Но светлые гуманные идеи великого вождя революции Влад. Ильича Ленина о равенстве, братстве народов, о защите и покровительстве малых наций еще не привыкли и большинство их не знало. И когда я в Tомске на на¬родном собрании сделал доклад (целиком напечатанный в газ. «Свободный Алтай») о нуждах, угнетениях и законных правах алтайского народа быть свободным и автономным, то уже тогда кулачество из «Союза русского народа», царского кабинетного чиновничества и даже некоторых ученых были не согласны с нуждами алтайцев (обвинили нас в большевизме). А над свободой и автономией смеялись. По их высокому мнению дать свободу русскому народу еще можно было, а «вшивым» и грязним алтайцам свобода еще не нужна. И как негодный элемент алтайцев можно вытеснить с Алтая и заселить его русскими. И думалось это определенно и законно, что если алтайцев прогнать, разгромить, убить, то если хотя и останется их малая часть, то они будут безопасные претeндeнты на свою землю, запутаны, безвольны. Так думало кулачество. Так, отчасти, оно и вышло. Посмотрите теперь на наших алтайцев, что в общем они из себя представляют. Они разгромлены. Часть их убита в гражданской войне, дети убиты, имущество их расхищено, часть бежала от войны за границу. Многие томятся и сейчас, изнывая, в глубокой безмолвной тоске по родине в чужих неприветливых краях. И не возвращаются лишь только потому, что боятся преследования. Некоторые, при попытках вы¬ехать обратно, на границе были обобраны, увезены куда-то, или бежали обратно. Этим они напуганы и не имеют веры в справедливость власти. Сами они неграмотны. Куда, к кому обратиться не знают. И я думаю, что на эти факты нужно обратить особенное внимание идейных руководителей власти и членов РКП Ойрот-области. Старые идеи царской политики были разгонять, разъединять, натравливать. То что же должны делать руководители великих идей Ш-го Интернационала? - Собирать, группировать, вселять в темные массы к себе крепкое доверие. И сплотив их в одну мощную революционную мощную массу из угнетенных и обездоленных, бить по буржуазии и капитализму. Поэтому я думаю, что Ойрат-области нужно принять горячие и осторожные меры, чтобы ликвидировать такие явления (ибо это создает ложное мнение, что где-то живут контрреволюционные белобандиты и проч). Нужно обставить всяческой заботой, защитой и охраной возврат беженцев-алтайцев. Здесь это дело могут провести сами алтайцы (укажу на Т. Бузыкаева). Если им Ойрат-область вышлет доверие и право провести это через местную власть или консульство СССР. Можно снабдить документами для безопасного и беспрепятственного возвращения их через границу, указав время, путь, и заранее предупредив о том пограничную страну. Или выслать алтайцам паспорта на временное проживание. Тогда бы напуганные и верящие во всякие ложные слухи беженцы-алтайцы знали, что о них родина и власти заботятся.
О себе лично скажу, что живя здесь в Урянхае, собираю графический и художественный материал, изучаю край и его народ. Получил от Российской Академии Наук поручение собирать то же самое. Имею от нее документы. (желательно было бы иметь поручение и от своей Ойрат-области, от отдела народного образования) По окончании здесь работы думаю устраивать по Сибири выставки.
Прошу вас помочь моей семье: больной жене и детям, не лишать их духовной и нравственной поддержки. Обращаюсь потому, что услышал, что все мое имущество, дома, пасека, мастерская конфискованы. Дети очень угнетены этим. Прошу власть, если я виновен перед ней, то преследовать меня, судить и наказывать. Но детей моих невинных не лишать их последней надежды иметь свое достояние, нажитое для них отцом честным и упорным трудом чрез искусство - многих лет.
Жду вашего справедливого решения и ответа».
Подготовила в печать С. Яжанкина, директор районного краеведческого музея
Категория: Все новости | Просмотров: 799 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024
карта сайта