Современное законодательство в области прав человека начало активно формироваться после окончания Второй мировой войны. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЭФ), который и сегодня остается главным органом, осуществляющим международную помощь детям. Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Однако первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечивала надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования. Отмечая двадцатую годовщину принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В 1978 году Польша предложила рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. В первый день Конвенцию подписало 61 государство, что дало основание для ее быстрой ратификации. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств. После этого появилась возможность выполнить процедуры, необходимые для создания Комитета по правам ребенка и избрания в него десяти независимых экспертов. Комитет, согласно Конвенции, должен рассматривать доклады государств-участников Конвенции о мерах по выполнению установлений Конвенции. На основании изучения этих докладов каждые пять лет Комитет делает замечания, предложения и рекомендации, адресованные государствам-участникам Конвенции. Невыполнение рекомендаций и замечаний Комитета может повлечь упоминание государства, не выполняющего положений Конвенции, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет каждые два года представляет доклад о своей работе Генеральной Ассамблее ООН, в нем приводятся рекомендации, данные государствам после рассмотрения их докладов по выполнению положений Конвенции о правах ребенка. Продолжением международного движения за права детей стала Всемирная встреча на высшем уровне, проходившая в Нью-Йорке с 29 по 30 сентября 1990 года с участием многих глав государств и правительств, министров, постоянных представителей в ООН и представителей мировой общественности, принявшая “Всемирную декларацию обеспечения выживания, защиты и развития детей”, а также “План действий по ее осуществлению”, которые были в тот же день подписаны 163 главами государств и правительств. Эта акция была рассчитана на обеспечение ратификации Конвенции всеми странами. Для усиления этого процесса на Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. Это почти случилось в 1997 году, когда 191 государство стало участником Конвенции о правах ребенка. Только США и Сомали пока не присоединились к Конвенции. По инициативе Франции с 1996 года 20 ноября – день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции ежегодно отмечается как День прав ребенка. Ребенок является субъектом права, и все права человека - гражданские, культурные, экономические, политические и социальные - необходимые для его выживания, развития и защиты, взаимозависимы и неделимы. Конвенция знаменательна тем, что впервые проложила путь к признанию права ребенка на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам. В семейной и школьной жизни; при отправлении правосудия; при помещении в учреждения по уходу за ним и во время нахождения в них; при предоставлении убежища и т. д. Отличительная особенность Конвенции заключается в том, что она закрепляет только самые насущные права ребенка. Это как бы самый низкий стандарт в области прав ребенка, тот минимум прав, которые должен иметь каждый ребенок. Законы государств-участников могут и должны в большей степени способствовать осуществлению прав ребенка. Конвенция о правах ребенка, устанавливающая международные нормы защиты прав детей, является на данном этапе уникальной по полноте охвата проблем детства. Ее исключительность подтверждается не только беспрецедентной скоростью, с которой она получила признание, так как ратифицирована большим числом государств, чем любой другой международный документ о правах человека, но и высокой степенью международного сотрудничества и координации действий по ее осуществлению. В Республике Алтай День прав ребенка ознаменовался проведением различных мероприятий в образовательных учреждениях: правовые игры, конкурсы, встречи и лекции. В 2009 году Уполномоченным по правам человека в Республике Алтай был проведен ставший уже традиционным конкурс рефератов «Права детей в современной России» среди старшеклассников (10-11 классы) и студентов учебных заведений, посвященный 20-летию со дня принятия Конвенции о правах ребенка. В конкурсе приняли участие старшеклассники из Шебалинского (МОУ «Беш-Озекская СОШ»), Онгудайского (МОУ «Теньгинская СОШ»), Усть-Коксинского (МОУ «Усть-Коксинская СОШ № 1»), Турачакского (МОУ «Иогачская СОШ», МОУ «Верх-Бийская СОШ», МОУ «Бийкинская СОШ», МОУ «Дмитриевская СОШ») и Кош-Агачского (МОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова») и других районов. Конкурсная комиссия отметила, что все поступившие работы – самобытны и заслуживают высоких оценок. Юное поколение знает свои права, видит проблемы в их реализации и стремится проявить инициативу для изменения жизни к лучшему. Все участники получили благодарственные письма Уполномоченного, а победители были награждены Почетными грамотами Уполномоченного и ценными призами. Победителями конкурса в 2009 году стали Уханова Регина, занявшая I место – ученица 11 класса Кош-Агачской средней школы («Проблема и пути ее разрешения ВИЧ-инфицированных детей», научный руководитель Ильясов Б.Ж.), Джоконова Асем, занявшая II место - – ученица 11 класса Кош-Агачской средней школы («Права детей в усыновленной семье», научный руководитель Ильясов Б.Ж.) и Стрелец Анастасия, занявшая III место – ученица 10 класса МОУ «Дмитриевсая СОШ» («Конвенция о правах ребенка и задачи российского государства в защите прав детей», научный руководитель – Миллер Н.В.). Особую признательность Уполномоченный выражает учителю истории и обществознания МОУ «Кош-Агачская СОШ им. В.И. Чаптынова» Ильясову Б.Ж. Работы, предоставленные его учениками, поражают основательностью, нестандартным подходом и использованием новых информационных технологий. Надеемся, что в 2010 году, в год 65-летия Победы во Второй мировой войне и 60-летия основания Дня прав человека, количество участников и учебных заведений в традиционном конкурсе Уполномоченного будет намного больше. Аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай